В настоящее время, спустя более двадцати лет после принятия Концепции устойчивого развития, в условиях постиндустриального потребительского общества, в ситуации противостояния культуры и «натуры», истребления природы, череды экологических катастроф межгосударственного и мирового масштаба более актуально предупреждение экологических проблем и формирование экологической культуры у людей для обеспечения не только устойчивого развития, но и выживания человечества. Экологическому кризису сопутствует кризис духовный, потеря ценностных основ общества, отсутствие мотивации к гармоничному сосуществованию с природой. Изначально Концепция устойчивого развития призывала к необходимости взаимосвязи разума и нравственности. Для предотвращения разрушительных последствий экспериментов «разумной» хозяйственной деятельности, которых достаточно в истории человечества, необходимы духовные ценности, изменение норм этики и морали, уточнение традиционных ценностных установок общества, новые императивы в науке, технике, экономике и политике, искусстве, изменения в целях и содержании образования [110]. Необходимо формирование экологической культуры, которая должна стать имманентным качеством каждой личности, профессионала любой сферы деятельности.
Феномен культуры неразрывно связан с отношением человека к природе и фиксирует способ взаимодействия с ней. Показательно, что даже этимологически слово и понятие «культура» (лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание) синкретично и изначально, в эпоху римской античности, было связано с сельскохозяйственной культурой, с обработкой земли и особым трепетным отношением к ней, сотрудничеством человека с природой, направленным на взаимную пользу, следовательно, имело экологический смысловой подтекст. Человек брал у природы ее материальные богатства, учился у нее рациональности, целесообразности и гармонии, в ответ же одухотворял, обожествлял, анимировал, персонифицировал, фетишизировал или создавал антропоморфные образы, пытаясь познать и объяснить природные явления, воспевал и обогащал природу продуктами своего труда и творчества.
Оппозиция природа/культура родилась вместе с самой философией еще до Платона. Софисты представляли и доказывали идею о коренном отличии явлений культуры, прежде всего, - обычаев и нравов, от законов природы, которые везде одинаковы, действуют объективно и неотвратимо как судьба. Законы же и обычаи различных народов сильно отличаются друг от друга, условны и субъективны, являются своего рода соглашениями. Протагор, самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и, следовательно, нет объективной истины [142].
Французский философ Жак Деррида писал, что со времен возникновения противопоставления фюсис и номос, фюсис и технэ «эта оппозиция вплоть до наших дней передавалась по исторической цепочке, которая на всем своем протяжении предполагала противопоставление «природы» закону, институции, искусству, технике, но также - свободе, самочинности, истории, обществу, духу и т.п.» [53, с. 407-420].
Этнограф, социолог и культуролог Клод Леви-Стросс в размышлениях отмечает не только необходимость этой оппозиции, но и невозможность человеку принять ее до конца. Он предлагает такое определение-аксиому: природе принадлежит все, что носит универсальный и спонтанный характер, не зависит ни от какой конкретной культуры и ни от какой определенной нормы, а культуре принадлежит все, что зависит от системы норм, управляющих обществом и, следовательно, способных варьировать от одной социальной структуры к другой [102, с. 111-136]. «Разум не может оставаться пассивным, сталкиваясь с технологическими и экономическими условиями, связанными с природным окружением. Он не просто отражает эти условия; он реагирует на них и претворяет их в логическую систему. К тому же разум не только реагирует непосредственно на окружающие условия, но также отдает себе отчет в том, что существуют различные природные среды, на которые обитатели их реагируют по-своему. Все эти среды интегрируются в идеологические системы, которые послушны другим - ментальным ограничителям, заставляющим группы с различными взглядами следовать одной и той же схеме развития» [103, с. 344].
Позже в содержание понятия «культура» были включены воспитание, образование, развитие, почитание как средства «возделывания» и «культивирования» человеческой природы и разума. Понятие «культура» в широком смысле стало пониматься как «вторая природа», стало противопоставляться понятию «натура», т.е. природа, и распространилось на все созданное человеком. Карл Маркс лаконично и емко определяет культуру как совокупность материальных и духовных благ, созданных человеком в процессе исторического развития [117, с. 477]. Цивилизация же образуется этой совокупностью. Он разделял человеческую деятельность на материальное производство и нематериальное, т.е. духовное производство или труд, подчеркивая, что в первом создаются материальные ценности, а во втором - духовные [116, с. 279-283].
Культура и природа являются диалектическими противоположностями: культура противостоит природе, т.к. это искусственная, а не естественная среда обитания, но, с другой стороны, культура находится в единстве с природой, т.к. в основе всех ее артефактов - природные материалы. Природа (особенно географический и климатический факторы) выступает как предпосылкой, так и условием бытия культуры, поскольку обусловливает способы природопреобразующей деятельности, характер занятий и быта людей, общественное разделение труда, темпы развития материальной культуры, политическую географию, этническое своеобразие и особенности искусства различных регионов и стран. В узком смысле под культурой понимают духовную культуру, ценности морали, философии, религии, искусства и противопоставляют ее материальной, технической основе функционирования общества.
В настоящее время понятие «культура» стало столь многогранным, что существует уже более двух тысяч ее определений, что отмечает К.Э. Разлогов [179, с. 15]. Для исследования феномена экологического дизайна и его роли в социокультурном пространстве важно, что культура представляет собой системообразующее основание общества, имеет ментальную природу. Логически и исторически культура проявляется в преобразовании естественной среды, которую, чтобы выжить, необходимо было приспосабливать под свои потребности, что является предметом деятельности инженерии, строительства, архитектуры и дизайна. Культура - это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей [108, с. 138]. Культура основана на сознательной деятельности человека, которая характеризует степень свободы субъекта по отношению к природе и социуму. Развитие культуры есть единый процесс ассимиляции природы и человечества, развития средств и способов деятельности, в которой общество перерабатывает материалы природы, реагирует на изменения природной среды, создает традиции и порядок. В культурологии культура также трактуется и как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [142].
Для нашего исследования важно определение культуры как выражения человеческого отношения к природе, его человечности и универсальности. «Мера этой человечности, обнаруженная в отношении к природе, есть мера культуры, ее имманентный критерий...» [226, с. 109]. Взаимоотношения между человеком и природой во все времена являлись важнейшим фактором, определяющим исторические особенности, мировоззрение эпохи. От понимания ценности природы в культуре зависит характер природопреобразующей и природопользовательской деятельности общества.
Человеческий разум смог создать материальный мир, «вторую природу», преодолеть свою слабость и зависимость от природной стихии. При этом процессы и предметы материального производства, становясь культурными явлениями, все так же материально-вещественны и подвержены действию законов природы, и сам человек остается биологическим, физическим,
химическим «телом», живущим в соответствии с законами материи, на какие
бы высоты духа он ни возносился. Эпоха под девизом «человек - царь природы» закончилась экологическим кризисом и осознанием того, что только гармония культуры и природы способна быть альтернативой их противостоянию, истреблению природы и самоубийству культуры и человечества [81]. Если попытаться определить основы взаимодействия и сочетания в культуре самобытного и универсального, национального и общечелевеческого, можно в их качестве предложить только установки Концепции устойчивого развития.
Только тесное сотрудничество между естественными и гуманитарными науками позволит отклонить старомодный философский дуализм, - пишет К. Леви-Стросс. Восприятие человека, который является физико-химическим существом, с помощью органов чувств объединяет идеальное и реальное, чувственность и интеллект, абстрактное и конкретное, «эмическое» и «этическое». А вот раскодирует он эту информацию в соответствии с заложенной культурой в его сознание информацией. «Вульгарный материализм и сенсуалистический эмпиризм ставят человека в прямую конфронтацию с природой, не представляя себе, что последняя имеет структуральные свойства, хотя и несомненно более богатые, но существенно не отличающиеся от тех кодов, посредством которых нервная система их расшифровывает, или от категорий, выработанных разумом для того, чтобы вернуться к изначальной структуре реальности. Признавать, что ум в состоянии понять мир только потому, что сам ум есть часть и продукт этого мира, - не означает быть менталистом или идеалистом. Ежедневно подтверждается, что, стараясь уразуметь мир, ум действует способами, по виду не отличающимися от тех, что
разворачивались в мире с начала времен», - пишет философ о
взаимоотношениях человека и природы [103, с. 351]. Леви-Стросс также указывает, что даже «идеологические творения, структура которых весьма абстрактна (все, что можно подвести под рубрику «мифология») и которые, кажется, ум разрабатывает без излишнего подчинения ограничителям техноэкономической инфраструктуры, остаются неподвластными описанию и анализу, если не уделено досконального внимания экологическим условиям и тем различным способам, какими каждая культура реагирует на свое природное окружение» [103, с. 352].
Понимание человечеством необратимых последствий антропогенной деятельности и для него самого, и для окружающей среды привело к экологизации культуры, переоценке ценностей в отношениях человека и природы, пониманию основополагающей ценности природы. Экологизацию можно рассматривать как процесс ценностного и ориентационного влияния экологии как межпредметной, комплексной и интегративной науки на различные сферы жизни общества, в том числе образование. Ее ожидаемый результат - формирование и повышение уровня экологической культуры. Поначалу под экологической культурой понимали культуру природопользования, определяя такие ее главные признаки: ресурсосбережение, малоотходность или безотходность производства, контроль за промышленными технологиями, использование нетоксичных материалов и возобновимых источников энергии (воды, ветра, солнца и т.д.), борьбу с загрязнением природной среды, принятие законов об охране природы. Т.е. предполагалось внесение корректив и ограничений в технический прогресс, что характерно для антропоцентрического сознания и технократического мышления. В принятой в 1980 году Международным союзом охраны природы «Стратегии сохранения природы» раздел о воспитании людей находился лишь на последнем седьмом месте [213]. Однако экологический кризис привел к пониманию того, что необходимы перестройка мировоззрения, отказ от потребительского отношения к природе, формирование иной модели поведения и взаимодействия с природой, создание иной системы ценностей, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы, чего не было в антропоцентрической модели общества, где человек рассматривался как центр мироздания.
В настоящее время понятие «экологическая культура» значительно шире, это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы. Как мера свободы человека по отношению к природе она регулирует внутреннюю мотивацию человека, его системное понимание своего места и роли в эко-, био- и ноосфере, культуру поведения в природной среде. Экологическая культура общества в любой период его развития представляет собой определенный уровень взаимоотношений человека и природы, впитывает в себя достижения различных наук, изменяется в связи с совершенствованием экологических и нравственных норм и правил, природоохранного законодательства, системы экологического просвещения и образования [115; 210]. Экологическая культура - это мера и способ реализации творческого потенциала личности и общества в процессе его разностороннего взаимодействия с природой при условии сохранения равновесия в био- и техносфере с помощью природосообразной хозяйственой и проектировочной деятельности. Многие ученые отмечают, что формирование современной экологической культуры возможно на основе синтеза экологически ориентированных традиций и новаций [28; 29; 89; 113].
Понятие «экологическая культура» проявляется на глобальном, региональном и локальном уровнях, вбирает в себя экогуманитарные ценности, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в системе человек- общество-природа, целостное мировоззрение и экоцентрическое сознание. Она ориентирована на перспективу, связана с дальнейшим существованием человечества на планете, с прогрессом социального развития и его возможными последствиями для окружающей среды, способствует устойчивому социальноэкономическому развитию, экологической безопасности общества и каждого человека. Важнейшим признаком экологической культуры ученые называют отказ от антропоцентризма и переход к системе взглядов биосфероцентристики, приоритет природных факторов, а не социально-экономических при решении любых проблем [110, с. 90]. Важнейшим качеством экологической культуры является ее предупредительная миссия, в то время как организационноадминистративные и экономические механизмы природопользовательской деятельности регулируют лишь следствие процессов.
Ядром или ориентиром экологической культуры является экологический императив - граница допустимой деятельности человека, которую он не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах в настоящее время, в данных конкретных природных условиях (см. таблицу 5). Экологический императив неизбежно приводит к нравственному императиву, к выработке шкалы новых нравственных ценностей, которые должны соответствовать задачам согласованного развития природы, человека и общества, т.е. коэволюции.
Н.Н. Моисеев предлагает выход из экологического кризиса через коэволюцию человека и биосферы, вступление человечества в новую эпоху, эпоху ноосферы. Техногенная цивилизация, нещадно эксплуатируя природу, заботится лишь о сиюминутной выгоде. Выход из экологического кризиса мыслится через эксплуатацию отстающих стран и использование технологических новшеств. Н.Н. Моисеев доказал невозможность преодоления наступающего кризиса чисто техническими средствами [131; 132]. Человек «обречен» жить в биосфере и подчиняться законам ее развития. Осознание этого факта крайне важно для человечества. Мировоззрение западного человека сформировалось под влиянием протестантского индивидуализма. Принципы эгоизма, антропоцентризма и индивидуализма воспитали идею могущества над природой. Только изменение мировоззрения, общественного сознания способно вывести ситуацию из кризиса.
Таблица 5
Нравственный императив (по Н.Н. Моисееву [131])
Сущность
Принципы
Новые этические нормы поведения и осознание человеком себя как части Природы
Знание законов развития Природы
Синтез культа красоты Природы,
Уважение и подчинение
красоты человеческих мыслей и устремлений
законам развития Природы
Рачительность и бережливость в
Согласованное развитие
отношении Природы
человека - Природы - общества
Осознание того, что будущие поколения должны иметь те же ресурсные и инвайронментальные условия, что и ныне живущие
(режим коэволюции)
ЦЕЛЬ
Новый характер взаимоотношений
людей между собой и с Природой
Основой нравственного императива Н. Н. Моисеев называл систему экологоориентированных ценностей, приравнивая ее к неполитизированной идеологии. Эта система ценностей является синтезом нравственности, мировоззрения (точнее миропонимания), признания приоритета общественного над личным [133]. Сравнивая ее с идеологией, ученый подчеркивал, что ценности могут сплачивать общество, координировать усилия отдельных людей и сообществ, увеличивать эффективность коллективных усилий, и следование идеологии чаще всего более продуктивны для народов и государств, чем стихийная самоорганизация и хаос.
Принципы экологической этики были разработаны Н.Н. Моисеевым на основе разработки идей коэволюции природы и общества [131; 132]:
Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов.
Установление общих правил отношения человека и Природы.
Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.
Человек должен думать о будущем поколении.
Нации должны иметь право на расходование ресурсов по количеству населения.
Нужно избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.
Квоты на расходование ресурсов определяются учеными и не зависят от политической обстановки различных стран.
Экологическая культура является гуманитарной основой Концепции устойчивого развития, ее культурологической составляющей. Она включает такие компоненты: когнитивный (содержательный), интегрирующий экологические, экономические, правовые и социальные знания, целостно анализирующий понятие устойчивое развитие; аксиологический (ценностносмысловой), смещающий шкалу ценностей общества; деятельностный (практикоориентированный, поведенческий), объединяющий экологическую и учебную деятельность, технологии поиска, переработки, обобщения и передачи информации. Среди характеристик экологической культуры выделяют ее неотъемлемость от общей культуры, определяющую роль в благополучном развитии человека, общества и природы; духовность и наличие этической основы; ее зависимость от общего уровня культуры; необходимость формирования мировоззрения и экологически правильного поведения; ее основополагающую роль в консолидации всех сил общества на основе общности интересов в обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности и для решения экологических проблем [200, с. 38].
Экологическая культура представляет собой совокупность составляющих, среди которых выделяют следующие:
- система экологических знаний (научных, нормативных, практических) и представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, что позволяет определить допустимое воздействие человека на природу с точки зрения экологической целесообразности, сообразно ее законам;
- отношение к природе как к ценности, определяющее характер целей взаимодействия с природой; экологическая этика, экологическое мышление, культура чувств и культура экологически оправданного поведения; готовность выбирать стратегии поведения, основанные на экологической этике;
- владение технологиями взаимодействия с природой, изучения и оценивания состояния окружающей среды для принятия экологически целесообразных решений по ее улучшению, для предупреждения возможных последствий своей деятельности и недопущения негативного влияния на природу; практические знания и умения;
- потребность общения с природой, стремление к ее познанию, восприятие ее благоприятного воздействия, нравственно-эстетические переживания;
- природосообразное поведение; сознательное соблюдение правил и норм поведения, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, ее загрязнение или разрушение;
- деятельность, т.е. собственная активная позиция по улучшению окружающей природной и преобразованной (антропогенной) среды, пропаганда идей экологической культуры и охраны природы [115].
Уточним понятие «экологическая этика». Сущностью культуры является этическое начало [224, с. 68, 69], для экологической культуры это утверждение философов особенно важно, т.к. этическое является конституирующим элементом культуры и определяет многогранную аксиологическую сущность культуры. Под этическим мы понимаем относящееся, причастное к этике, а под этикой - (от греч. ethika, ethos - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали, «практическую» философию [142]. Этика помогает ответить на вопрос: что мы должны и что можно делать? Она помогает нам разумно оценивать различные ситуации, чтобы наши поступки и действия были этическими, нравственными, правильными. Чтобы это обеспечить, этика исследует, что в окружающем мире, общественной жизни и в жизни каждого человека обладает ценностью. Этика содействует пробуждению оценивающего сознания. Экологическая этика - это понимание материальной и духовной ценности природы для человека и общества; признание равноправия и равноценности природы. Формирование сознания на основе экологической этики можно сравнить с кардинальным изменением образа мира, переворотом в сознании людей, который произвел Коперник, предложив вместо геоцентрической модели Солнечной системы - гелиоцентрическую. «Как тогда Земля потеряла статус центра Вселенной и его заняло Солнце, так и теперь человек должен отказаться от представления о себе, как «центре» природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразности, «экологический императив» [54].
Понятие «экологическое сознание» включает в себя понимание неразрывной связи и зависимости человечества и природы, отношение к природе, стратегии и технологии взаимодействия с ней [54; 122]. Кроме исследований типов экологического сознания к этому же направлению относятся исследования экологического сознания как социологического и социально-психологического феномена [111; 122]. В зависимости от типа взаимодействия между компонентами системы «человек - среда» выделяют два типа экологического сознания: антропоцентрическое и экоцентрическое (см. таблицу 6).
Для антропоцентрического экологического сознания характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила. Ярким примером антропоцентрического сознания в истории человечества является мировоззрение, мифология Древней Греции и Рима, в которой пантеон богов, имеющих человеческий облик, представляет собой и объясняет многие явления природы, а эталоном красоты и предметом искусства является совершенное человеческое тело.
Таблица 6
Структура экологического сознания (по Ясвину В.А. [236])
Антропоцентрическое
экологическое сознание
Экоцентрическое
экологическое сознание
Высшую ценность представляет человек
Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
Иерархическая картина мира
Отказ от иерархической картины мира
Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических
потребностей
Целью взаимодействия с природой является оптимальное
удовлетворение потребностей как человека, так и всего природного сообщества
«Прагматический императив»:
правильно то, что полезно человеку
«Экологический императив»:
правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие
Природа воспринимается как объект человеческой деятельности
Природа воспринимается как
равноправный субъект по
взаимодействию с человеком
Этические нормы и правила не распространяются на
взаимодействие с миром природы
Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой
Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека
Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
Деятельность по охране природы продиктована дальним
прагматизмом: необходимостью
сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения
Деятельность по охране природы продиктована необходимостью
сохранить природу ради нее самой и ради людей
В настоящее время антропоцентрическое сознание проявляется в экономической, политической, образовательной и др. видах деятельности, когда ведущими целями производства являются его прибыльность и расширение, удовлетворение спроса, безопасность производства для человека; принимаемые экологические законы учитывают, прежде всего, интересы людей; учебные программы школ и вузов пронизаны прагматическими идеями полезности природы для человека. Многие современные ученые, занимающиеся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.
Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека. Экологичной является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Необходимым психологическим условием экологического сознания экоцентрического типа является субъектификация мира природы, т.е. наделение природных объектов свойствами субъекта (восприятие их как субъектов, имеющих право на существование), в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил. Психологической основой для формирования сознания такого типа является порождение непосредственного ощущения и состояния переживания единства с природными объектами [165; 166]. Однако тогда это будет уже
природоцентрический тип экологического сознания, когда и человек, и природный объект выступают как разные проявления единой по своей сущности природы. Экологичной личности свойствен субъектный характер восприятия природных объектов, а также стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в том числе и в эстетическом освоении природных объектов.
В понятие экологического сознания личности входят, во-первых, система представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективно значимое отношение к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью (их субъектное восприятие) и, в-третьих, владение стратегиями и технологиями непрагматического взаимодействия с ними.
В различных сферах человеческой деятельности - познании и науке, экономике, политике, производстве и технике, образовании, искусстве, религии - экологическая культура приобретает различные содержательные аспекты. Это позволяет адаптировать ее в соответствии с целями и задачами деятельности, характером взаимодействия с природой, особенностями социальной группы.
Формы бытия и реализации экологической культуры предстают:
- как субъективное, внутреннее, идеальное существование экологической культуры в сознании индивида и общества, в обыденном сознании и теоретическом; наличие экологического сознания, в котором основополагающее значение принадлежит экологическим ценностям как основе экологической культуры, у индивида и в обществе в целом;
- нормы, принципы, правила, требования, процедуры, технологии, стереотипы поведения и деятельности в отношении к природной среде;
- знаки и символы в формах материальной культуры, в которых выражены и зафиксированы экологические знания, ценностное отношение к природе, эстетические идеалы;
- материальные и нематериальные результаты антропогенной деятельности;
- формы экологической социализации (просвещение, образование и воспитание, как способы внегенетической передачи экологической информации, интернализации ценностей и норм);
- механизмы социального наблюдения и контроля (формального и неформального, общественного и государственного, коллективного и индивидуального, внешнего и внутреннего) за исполнением норм, процессом формирования экологической культуры населения, сохранением и своевременным изменением правил и требований.
Таким образом, опыт решения экологических проблем в последние десятилетия показывает, что только техническими, социальными, политическими, экономическими, юридическими мерами и средствами гармонизации отношений с природой достичь не удалось. Внешние по отношению к человеку способы не обеспечивают решение проблем, т.к. не изменяют внутреннюю природу человека, его целевые установки на удовлетворение материальных потребностей, стремление к материальному благополучию. Необходимы изменение духовных оснований хозяйственной деятельности, мировоззрения, системы потребностей, трансформация сознания, изменение целевых и ценностных установок, а, следовательно, изменение деятельности по производству знаний, их передаче и усвоению во всех сферах жизнедеятельности.
Экологическая культура должна являться имманентным, надпрофессиональным и межпрофессиональным качеством личности любого специалиста, в особенности дизайнера, который проектирует предметнопространственную среду, обеспечивающую жизнедеятельность человека в окружающих его антропогенной и природной средах, в том числе решает проблему гармонизации сосуществования, взаимодействия человека и окружающей среды. На всех стадиях проектирования и производства объекта дизайна, на всех этапах жизненного цикла готового изделия дизайнеры имеют возможность и должны предвидеть и предотвратить возможное вредное влияние на природную среду, должны осознавать свою ответственность и миссию.
Экологическая культура как система и совокупность включает в себя: знания о взаимосвязях человека и природы; ценностное отношение к природе;
владение технологиями взаимодействия с ней; потребность в общении с природой; природосообразное поведение; активную деятельность. Экологическая культура должна стать аксиологическим основанием дизайнпроектирования, основой профессиональной этики, она рассматривается нами как парадигма мышления, детерминанта деятельности, компонент профессионального образования, ориентирующий на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных ресурсов не только в настоящий момент, но и в будущей профессиональной деятельности, готовность и мотивацию дизайнеров транслировать экологическую культуру в общество. Экологичность и социальная ответственность - важнейшие черты дизайна.
|