В интегративной культурологической модели экологического дизайна мы выделяем три ведущих компонента, каждый из которых содержит множество составляющих (рис. 6):
содержательный компонент включает в себя: мировоззренческую, аксиологическую, философско-этическую, онтологическую, семантическую, историко-генетическую, мотивационно-целевую, психологическую, социологическую, экономическую и методологическую составляющие;
технологический компонент включает: производственную,
естественнонаучную, научно-техническую, нормативную, образовательную, результативную составляющие;
эстетический компонент включает: структурно-функциональную, конструктивную, стилевую, художественно-образную составляющие [150].
Включенные нами в содержательный компонент экологического дизайна составляющие были рассмотрены в первой и второй главах монографии. Обобщим только, что мировоззренческой позицией в экологическом проектировании является понимание дизайна как явления духовной и материальной культуры, средства удовлетворения и формирования духовных и материальных потребностей людей, формы проектной культуры и коммуникации, как преобразовательной, познавательной, ценностноориентационной и коммуникативной, а также - интегрированной художественной деятельности.
Аксиологическими основаниями дизайна являются гармония отношений и взаимодействия в триаде «человек-общество-природа», экологическая культура, ядро которой - экологический императив и экологическая этика, экоцентрическое сознание.
Содержательный
составляющие
мировоззренческая
аксиологическая
фил ос офско-этическая
Технологический
Эстетический
мотивационно-целевая
онтологическая
составляющие
составляющие
историко-генетическая
производственная
структурно-
семантическая
естественнонаучная
функциональная
психологическая
научно - техническая
конструктивная
социологическая
нормативная
стилевая
экономическая
образов ательная
художественно-
методологическая
результативная
образная
Компоненты
Рис. 6. Интегративная культурологическая модель экологического дизайна
Концепция устойчивого развития задает стратегические ориентиры развития экономической, социальной и экологической сфер общества в единстве и взаимосвязи. Экологическая культура представляет собой совокупность составляющих, среди которых выделяют следующие (см. раздел
):
• система экологических знаний и представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе;
• отношение к природе как к ценности;
• владение технологиями взаимодействия с природой;
• потребность общения с природой;
• природосообразное поведение;
• деятельность.
Философия и этика экологического дизайна основана на понимании природы, как главной материальной и духовной ценности бытия человека и общества, знании законов развития природы, уважении и подчинении им, что является гарантией гармоничного сосуществования человечества и природы.
Онтологическая сущность экологического дизайна основана на понимании его как интегрированной межпредметной и надпредметной деятельности, входящей в сферу компетенций и интересов специалистов различных отраслей производства и сфер науки, искусства, политики, межгосударственного взаимодействия. Экологический дизайн оказывает влияние на бытие отдельного человека и общества в целом, на культуру потребления, вкусовые ориентации, психофизиологическое состояние.
Семантика образов объектов экологического дизайна основана на гармонии, подсказанной природой (биоморфные образы, пропорции, структура, материалы, фактура и текстура, цвет), объекты гармонично включаются в природную и предметно-пространственную среду.
Историко-генетической основой, истоками экологического дизайна являются множество проектных, художественных и научных направлений, которые мы объединили в группы: проектно-художественные, гуманитарные, естественнонаучные (см. раздел 2.1).
Мотивационно-целевая составляющая модели экологического дизайна представляет собой совокупность мотивов прагматического и непрагматического взаимовыгодного взаимодействия с природой с целью безусловного сохранения природы для нее самой и для человечества, обеспечения единства природы и человечества.
Психологической основой экологического дизайна является отношение к природе как к ценности, экоцентрическое сознание. А социологической - формирование общественного экоцентрического сознания, общественных институтов и регулятивов ответственного отношения к природе и взаимодействия с ней.
Экономическая составляющая основывается на Концепции устойчивого развития, идее рациональности, разумного потребления.
Методологическая составляющая модели экологического дизайна включает методологию проектирования, сформированную в архитектурном, ландшафтном проектировании, методологию средового, промышленного и графического дизайна, приемы и средства изобразительного искусства с той разницей, что целевым ориентиром всегда будет создание гармоничного объекта, не наносящего вред природе на протяжении всего цикла существования, и проектные решения должны отличаться разумной экономичностью, рациональностью, целесообразностью,
энергоэффективностью и т.д. (см. таблицу 4).
Включенные в технологический компонент экологического дизайна составляющие обеспечиваются существующими и прогнозируемыми производственными технологиями, исследованиями и открытиями в естественнонаучной и научно-технической сферах, нормативной документацией. К технологическим приемам экологизации среды мы относим обеспечение гигиенических факторов среды; анализ возможного негативного влияния на природную среду на всех этапах жизни и утилизации объекта и проектные предложения по минимизации ущерба для природы; использование экологичных строительных и отделочных материалов, ресайклинг и вторичное использование ресурсов и объектов дизайна. Любой проект должен включать анализ экологической целесообразности объекта, что предполагает анализ экономической эффективности как производства, так и дальнейшего долговременного функционирования объекта, минимизацию затрат (материальных и трудовых ресурсов, энергии); анализ безопасности производства, самого объекта и процесса утилизации для окружающей среды; анализ наиболее рациональной утилизации или возможности иного использования по окончании срока службы; анализ собственно объекта с точки зрения эргономичности, трансформируемости, модульности, возможности ремонта и усовершенствования, многофункциональности, социальной востребованности, морального устаревания.
Безусловно, для обеспечения формирования экоцентрического сознания, экологической культуры, владения знаниями и технологиями для экологически ответственного проектирования в содержание профессиональной подготовки будущих дизайнеров должен быть включен экологический компонент. Это является образовательной составляющей модели экологического дизайна, включает образовательные технологии, методическое и дидактическое обеспечение. Результативной же составляющей модели являются реальные примеры, воплощенные проектные решения, научные разработки, демонстрирующие возможность гармоничного сосуществования и являющиеся базой для дальнейшего развития этого направления в дизайне.
Рассмотрим подробнее эстетический компонент модели экологического дизайна. Этот вопрос носит дискуссионный характер. Должны ли произведения экологического дизайна отличаться визуально от объектов классического промышленного, средового дизайна или достаточно технологическими средствами обеспечить отсутствие вреда природе, а внешнего отличия не нужно? Если существуют нормативы по характеристикам микроклимата помещения, по вредным выбросам в процессе производства и утилизации, возможны ли здесь если не нормативы, то ориентиры эстетического вида объекта экологического дизайна, можно ли использовать термин «экостиль» и определить его черты (термин широко используют в обиходе и рекламных материалах)?
Какие детерминанты определяют внешний вид объекта экологического дизайна? Например, А.В. Уваров выделяет такие формообразующие факторы создания дизайнерских объектов: физические, психосоциальные и смешанные [206, с. 48]. Под физическим фактором исследователь объединяет обусловленность формы использованием экологически адекватных материалов, энергосберегающих технологий, ее удобством для сборки или транспортировки, что требует изменения структуры, технологии производства и функционирования объекта. В большей степени дизайнеры используют природные модели, системы, конструкции, материалы, исследования бионики, экологии, химии, физики. Под психосоциальным фактором понимается зависимость формы объекта от чувств человека, который являясь частью природы, интуитивно осознает негативное воздействие на нее и стремится улучшить антропогенную среду путем включения природных объектов и придания природных образов объектам дизайна, использования в них природных цветов, фактур. Человек изменяет природу, обеспечивает свои потребности, но также сохраняет природу и заботится о ней. Поскольку сложно точно разделить указанные факторы, их выражение в объекте дизайна чаще всего комбинируется и объединяется, смешанный фактор, как считает ученый, более соответствует реалиям проектирования. Технологические и технические решения отражаются на формообразовании дизайн-объекта, который в свою очередь удовлетворяет и технологические, и психологические потребности, обеспечивают комфорт для удовлетворения физиологических потребностей. Например, солнечные батареи на крыше здания или на уличном светильнике необходимо органично включить в образ объекта; при проектировании «второй жизни» объекта дизайна его существующие форма и технологические особенности будут диктовать условия нового формообразования, а переработанные материалы диктуют его возможности; усовершенствование конструкции двигателя для его большей экономичности или переход на другой вид топлива влечет за собой изменение формы автомобиля. Дизайнер регулирует не только уровень воздействия предмета на окружающую среду, он, через предмет, регулирует психосоциальные процессы [206, с. 51].
Приемы формирования психологически и социально адекватной предметной среды многогранны. Визуальную связь с природным окружением через объекты дизайна можно видеть во множестве образцов материальной культуры, начиная с растительного орнамента на тканях, заканчивая предметами быта с плавными природными формами или стилизованными под природный объект. Связи с природным окружением достигаются не только посредством формы предмета, но и за счет материалов, фактур, рисунка, цвета и собственно визуальной связи с природным ландшафтом через большие окна, открытые террасы [49; 67; 203].
Формообразующие факторы и детерминанты при создании экологического дизайн-объекта мы выделяем следующие:
- технологические (особенности материалов, конструкций, технологий, основанных на природных моделях; технологические возможности производства; условия функционирования объекта; физиологическое воздействие процессов производства и самого объекта на человека);
- эргономические (соответствие предметно-пространственной среды параметрам и физиологическим возможностям человека, что обусловливает оптимизацию всей физической и психической нагрузки);
- социокультурные, включающие опыт экологически ответственного проектирования, традиции национальной и региональной культуры, учитывающие влияние объекта на социальные процессы;
- психологические, учитывающие психологию восприятия и воздействие на потребителя (аттрактивный визуальный образ, основанный на природной форме, природных цветах и фактурах; визуальная связь либо непосредственное включение природных элементов в дизайн-объект).
Понятие стиль как устойчивое единство формообразующих элементов, образный прием произведения искусства, совокупность приемов и признаков, отличающих произведения определенного времени, региона, группы авторов или отдельного автора, безусловно, отсылает нас к продуктам культуры, включает содержательный компонент и материальное воплощение. Внешний вид объекта, включающий форму, образ, колористику, декор, позволяет отличить, выделить его из череды подобных.
Рассматривая экологический дизайн, очень важно определить, есть ли стилевые, эстетические признаки, необходимые для полноты соблюдения экологических принципов проектирования. Называя объект экологичным, прежде всего, мы имеем в виду, что он не наносит ущерб природе на всех этапах изготовления, эксплуатации и утилизации. В таком контексте технологические мероприятия и приемы позволяют создать продукт, соответствующий экологическим требованиям. Но человек - тоже часть природы и живой организм (тип: Хордовые, класс: Млекопитающие, отряд: Приматы, семейство: Гоминиды, род: Люди, вид: Человек разумный (Homo sapiens)), только отличающийся способностью к членораздельной речи и развитым абстрактным и творческим мышлением, социализацией, развитой материальной и духовной культурой, высоким интеллектом, духовными потребностями. Для его комфортного существования необходимы не только благоприятные климатические и гигиенические факторы среды. Как социальному существу ему необходима среда с комфортными психофизиологическими, пространственно-антропометрическими
параметрами, что обеспечивают нормативные требования к проектированию (СНиП, СанПиН) и эргономические требования (см. раздел 1.3). Как существу духовному, с эстетическими требованиями к окружающему пространству человеку необходима среда, комфортная визуально и доставляющая эстетические переживания.
В странах ЕС есть термин friendly design (дружественный дизайн), т.е. вызывающий положительные эмоции, способствующий позитивному восприятию мира, понятный, простой, не вызывающий отторжения. Этот термин относит нас к еще одному часто используемому определению объекта дизайна - usability (юзабилити) (от англ. - полезность, возможность использования, способность быть использованным). Эта характеристика близка к эргономическим качествам, но подчеркивает скорее степень психологического удобства пользования объектом для достижения определенных целей с должной эффективностью, быстротой достижения результата, продуктивностью и удовлетворенностью, минимальным интеллектуальным усилием и даже внесена в Международный стандарт ISO 9241-11. Мы ее скорее можем отнести к эргономическим параметрам объекта, чем к эстетическим.
Некоторые ориентиры и требования к визуальному облику объектов предметно-пространственной среды определяют колористика [3; 10; 34], экологический подход к зрительному восприятию [42] и новое научное направление - видеоэкология [30; 52; 215]. В этой молодой науке анализу подвергается воздействие визуальной информации на органы зрения человека, визуальная среда рассматривается как экологический фактор. Введены понятия «гомогенное» и «агрессивное» видимое поле. Однако до сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности, по допустимым размерам гомогенных и агрессивных визуальных полей.
Гораздо проще определить ориентиры формообразования объектов экологического дизайна: форма логично и рационально следует структуре объекта и его функции. Следуя принципам экологического дизайна (см. таблицу 4), мы можем перечислить желаемые характеристики объекта: универсальность, многофункциональность, взаимозаменяемость; модульность, вариабельность, трансформируемость; мобильность; рациональность, простота и функциональность формы (многие из этих качеств являются принципами индустриального дизайна). О художественно-образном восприятии объекта, выполненного в соответствии с данными характеристиками, судить сложно.
Эти качества совершенно не гарантируют приятного впечатления от внешнего вида объекта и тем более не отсылают к мысли о ценности природы, гармонии взаимоотношения и заботе о ней. Но отметим, что формировать культуру рационального, экономного потребления вполне могут.
Эти принципы обеспечивают наличие свойств вещи, которая может относиться к экологическому тренду: долговечность, возможность изменяться, мобильность и вариабельность, универсальность и многофункциональность, модульность, простота и естественность форм и материалов, гармоничный природоморфный образ, рациональность и функциональность формы и материала, миниатюризация изделий, связь с эстетикой региона, идентичность, индивидуальность и разнообразие, неподверженность моде [129; 275]. Мы можем рассматривать эти качества и как эстетический ориентир (рис. 7). Если сравнить их с качествами продукта дизайна эпохи функционализма: «функция- структура-форма (внешний вид)», можно наглядно увидеть, насколько больше детерминант проектирования в настоящее время.
Рис. 7. Качества продукта экологического дизайна
Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, создает психологический и визуальный комфорт для потребителя. Напомним, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Формообразование и моделирование в дизайне должны закладывать экологичность всех этапов жизни объекта.
Семантика образа, функции объекта дизайна в экологическом решении будут гармонично соответствовать и вписываться в природные экосистемы, от небольших предметов до ландшафтных и архитектурных комплексов. Бионические приемы могут использоваться не только в формообразовании, конструктивном решении, технологических аспектах проектирования, но и при осмыслении объекта как структурного элемента экосистемы или построении его по принципу экосистемы.
Возвращаясь к понятию «стиль», необходимо определить также внешние черты объекта - форму, образ, цветовое решение, декор, фактуру, текстуру. Здесь возможна крайность: если считать наиболее гармоничным для экологического дизайна природный образ и максимально вписывать объект в природную среду, включать в предметно-пространственную среду природные объекты и создавать объекты на основе природных форм и материалов, мы лишаем дизайнера работы, т.к. всю формообразующую деятельность фактически сделала природа. Термин «стиль» здесь будет неуместен, т.к. это произведение природы, а не человека, говорить о содержательном компоненте, позиции автора, характеристике эпохи, региона, совокупности приемов невозможно. А образ, созданный природой, - это не продукт культуры. Кроме того, подобные решения могут наносить вред природе (например, дорогостоящие предметы мебели из цельной древесины, трудновосполнимые натуральные материалы). Но в пределах разумного этот прием уместен в экологическом проектировании.
Человек эволюционировал в природной среде и генетически ему комфортно визуальное окружение, имеющее разнообразие, подобное тому, которое мы наблюдаем в природных формах, гармоничные пропорции (самая гармоничная из которых - золотое сечение - присутствует в природных формах), мягкие, пластичные формы, природные цвета и фактуры. Этот ориентир можно считать достаточно объективным. Семантика объекта экологического дизайна предполагает гармоничный, пластичный, природоморфный образ (не обязательно это должны быть биоморфные формы), простоту, эстетику региона, что демонстрируют многие этнические стили [202]. Стилизованные природные мотивы могут присутствовать в декоре объекта.
Сделаем вывод, что только присутствие одновременно всех трех компонентов дизайна: содержательного, технологического и эстетического может обеспечить его экологичность. Отсутствие любого из них уводит и процесс проектирования, и результат в виде объекта дизайна от планируемого и ожидаемого экологического дизайна. И эстетический компонент является завершающей «надстройкой», а фундаментом проектирования являются содержательный и технологический компоненты, без них экологический дизайн превратится в имитацию, обман, аналог greenwashing («зеленой отмывки»), подделку под экологический дизайн. Не от формы и внешнего вида, а именно от смысла, идеи, понимания ответственности и миссии проектирования должен осуществляться процесс экологического дизайна.
|