Рассматривая устойчивое развитие как философию, необходимо указать, что его общественное понимание и принятие возможно только через систему образования и просвещения. Именно образование способно изменить массовое сознание, ориентировать его на сохранение ценностей природы и культуры, гуманное отношение к природе, поиск компромисса в ситуациях, когда экономические или политические интересы отдельных групп людей и даже государств конфликтуют с экологическими интересами всего общества и законами развития природы [84].
Темпы научно-технического прогресса при всех положительных достижениях для человечества вызвали и такую проблему - отставание системы образования от накопленных и накапливаемых научных знаний. Наука и образование, меняя свою направленность с техногенно-экономической на экологически целесообразную, должны опережать природопреобразующую деятельность людей, не только предвидеть и прогнозировать, а даже в условиях неопределенности будущего и различных рисков предлагать упреждающие, разрешающие и ограничивающие рекомендации. Смещение акцентов развития науки с изучения прошлого на познание будущего обеспечит ее приоритетную роль в решении задач устойчивого развития. «Опережающая» наука обеспечит и становление «опережающего» образования, как важнейшего условия создания общества устойчивого развития. Критерием реализации модели такого образования может служить степень познания прошлого и настоящего и, главное, прогнозирование будущего. Н.Н. Моисеев говорил, что в настоящее время «мировоззрение человека начинается с экологии, с экологического мышления, а воспитание и образование человека - с экологического воспитания» [133].
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в главе XIII «Основы формирования экологической культуры», статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» указано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования». Эта система включает в себя общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование, а также предполагает «распространение экологических знаний через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [213].
Экологическое просвещение (статья 74) также имеет цель формирования «экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов». В рамках экологического просвещения должна распространяться информация об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов, о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности [213]. Экологическое просвещение должны осуществлять как органы государственной власти, так и общественные объединения, средства массовой информации, образовательные организации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, спортивные и туристические организации.
Важнейшую роль в становлении экологической культуры личности играет высшая школа, где неразрывны научные исследования, инновации и обучение, где происходит формирование экологоориентированного профессионального мировоззрения, ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования, опыт принятия экологически целесообразных решений и личного участия в решении экологических проблем. При этом экологическая компетентность как развивающееся личностное свойство может и должна стать показателем уровня сформированности экологической культуры [44; 85].
Во многих университетах мира, например, в 50% университетов Скандинавии, в 96% вузов Великобритании и Швеции, реализуются образовательные программы и курсы в области устойчивого развития. И лишь в 5% российских вузов осуществляются исследования проблем устойчивого развития природы и общества, разработка и внедрение профессиональных экологических образовательных программ (основных и дополнительных) [200]. На деле недостаток экологических знаний и компетенций в отличие от общекультурных и технических не приравнивают к профнепригодности или функциональной неграмотности. Включение в образовательные программы вузов России задачи формирования экологической культуры, экологического содержания сдерживается отсутствием научно обоснованных
методологических подходов, методического и дидактического обеспечения. Приоритет традиционно отдается овладению необходимым уровнем экологических знаний - умений - навыков - компетенций вместо мировоззренческой составляющей, формирования нравственно-экологического императива сознания.
Для дизайн-образования указанные проблемы представляются наиболее актуальными. Дизайн наряду с архитектурой и инженерным искусством стал способом освоения и приспособления природы человеком для своих потребностей, средством гармонизации сосуществования человека и окружающей среды [81]. Дизайн решает актуальные проблемы жизнедеятельности человека, обеспечивает его утилитарные, эстетические и духовные потребности, функциональность, эргономичность и эстетичность предметно-пространственной среды, которая в свою очередь воздействует на физиологическое и психологическое состояние, социокультурные коммуникации, поведение людей, вкусовые предпочтения, потребительский спрос, экономические процессы. Что так агрессивно загрязняет окружающую природу, как не устаревшие продукты дизайна и вещества, выделяемые в процессе их производства? Дизайн является сферой деятельности, в которой активно внедряются современные технологии и достижения научной мысли, в том числе идеи экологизации. Дизайнеры формируют эстетические качества предметно-пространственной среды, которая в свою очередь оказывает влияние на людей и воспитывает их вкус (см. раздел 1.3). Экологами давно признано, что экологическое воспитание должно базироваться и начинаться с эстетического воспитания и эстетического восприятия красоты природы, что входит в сферу профессиональной деятельности художников и дизайнеров [200, с. 78].
С самого начала сложилось, что подготовка дизайнеров в России (1920-е годы, Высшие художественно-технические мастерские) продолжает традиции классического художественного образования и основное внимание уделяется художественным и морфологическим элементам проектной деятельности, изучению принципов и методов процесса художественного конструирования, основанного на закономерностях композиционного формообразования объектов дизайна, технологиях проектирования и создания формы [98; 126]. Дизайн-образование не реагирует оперативно на социально-экономические и общекультурные условия, социальные и экологические проблемы.
Университеты должны предлагать обучающие программы для разных стадий жизни человека, и, таким образом, фокусироваться на повышении доступа, а не на консервации знания [85; 256; 265]. О необходимости опережающих программ в дизайн-образовании, акцентировании внимания на социокультурной ответственности профессионала, реальных общественных и экологических проблемах, о непрерывном дизайн-образовании пишут многие авторы [257].
Профессионал обязан предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы, обладать профессиональной этикой. Достаточно часто термином «этика» обозначают систему моральных и нравственных норм определенной социальной группы, причем речь идет, прежде всего, о профессиональной этике, как определенном нравственном кодексе. Вспомним Клятву Гиппократа, которую дают врачи, честь офицера, педагогическую этику, «Кодекс судейской этики». В упомянутых профессиях необходима особая нравственная ответственность, т.к. они связаны с людьми, их физическим, психологическим, нравственным, юридическим состоянием, которое возможно изменить на долгие годы. Не менее важна и сложна деятельность дизайнера, который будет проектировать искусственную среду обитания и человеческую деятельность в ней, формировать коммуникации и образ жизни потребителей, изменять естественную среду, включая в нее свои объекты. Дизайн связывает воедино материальную и духовную культуру общества, между тем являясь показателем этой культуры, обеспечивает культурную целостность современной цивилизации. Именно средствами дизайна, ставшего глобальным феноменом, возможно формировать культуру потребления, ценностные и мировоззренческие установки. В связи с этим возникает вопрос, какие этические основы профессии необходимо преподавать в вузе будущим дизайнерам?
Дизайнеры проектируют предметно-пространственную среду, что в большой степени аналогично деятельности архитекторов. В 2004 году на VI Съезде Союза архитекторов России принят Кодекс профессиональной этики, как свод общеобязательных норм поведения, основанный на Международном моральном кодексе архитекторов. Кодекс включает общие обязательства о постоянном углублении своих знаний, об уважении всего комплекса мировых достижений в области архитектуры и стремлении к их развитию и пополнению, о предпочтении честного, профессионального суждения перед любым другим мотивом, как в процессе создания произведения архитектуры, так и при обсуждении работ своих коллег. Разделы кодекса регламентируют взаимодействие архитектора и общества, архитектора и заказчика, определяют обязательства перед профессией и перед коллегами. Отметим, что ни одного слова о сохранении природной среды, о взаимодействии и сосуществовании с ней в кодексе нет [87].
В Международном профессиональном кодексе чести дизайнера указано, что дизайнер, во-первых, принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества, во- вторых, обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересах экологии и защиты среды. Остальные положения касаются ответственности перед коллегами и клиентами [125]. Таким образом, экологизация дизайна сопровождается осознанием в профессиональной сфере морально-этической ответственности дизайнера перед обществом и природой, поисками профессиональных средств разрешения экологических проблем. Необходимость введения экологического мышления в дизайне настолько очевидна, что, если в ближайшие годы проектирование не перестроится на экологический лад, грядущим поколениям не останется шанса на пользование земными благами. Процесс экологизации должен охватить проектную и потребительскую культуру, повседневную культуру человека, его сознание и среду обитания. Глобальное и непрерывное экологическое образование должно реализоваться во всех сферах общества, стать частью дизайн-образования [2; 85; 138; 213].
Современное понимание дизайна включает в себя обеспечение взаимодействия человека и природы; оптимизацию окружающей среды, снижающую противоречия между уникальностью человека, человеческих сообществ и стандартностью искусственной технократической среды обитания. Сфера дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты, но, прежде всего, дизайн определен как гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем [46; 58; 60; 92; 134]. Такая широкая сфера деятельности дизайна определяет широкий круг компетенций при подготовке дизайнеров и специалистов дизайн-образования. Ключевыми компетенциями являются:
- мировоззренческая, которая связана с представлениями и пониманием ценностей окружающего мира и осознанием собственной роли и предназначения; обеспечивает наличие целостного представления о картине мира, ее научных основах;
- общекультурная, которая включает знание и понимание национальных культур и общечеловеческой культуры, роли и влияния науки, мировых религий, духовно-нравственных основ на жизнь общества, толерантность и понимание особенностей различных народов и социальных групп; мотивацию к саморазвитию в духовном, интеллектуальном и профессиональном плане; владение способами освоения и передачи культурного опыта;
- коммуникативная компетенция, являющаяся фактором гармонизации личностных и межличностных отношений на профессиональном, общественном уровнях и в системе «человек - природа - общество» [43; 44];
- профессиональная компетенция, включающая знания, умения и владения в предметной области дизайна и смежных областях, владение культурой и технологиями научного и творческого мышления.
Отметим, что экологическая компетенция, которая должна являться также ключевой в профессии, связанной с созданием искусственной среды обитания человека, «второй природы» в стандартах высшего профессионального образования в области дизайна и профессионального обучения (дизайн) не выделяется. Формирование экологической культуры и владение нравственными нормами экологического поведения лишь декларируются, но не обеспечиваются образовательными программами и педагогическими технологиями, несмотря на то, что еще в 1971 году в книге «Дизайн для реального мира» Виктор Папанек утверждал, что в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими, психологическими аспектами и экологией окружения [167, с. 219].
Дизайн-образование - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал: духовной культуре, производстве, науке, образовании. Еще в 1990-е годы в дизайн-образовании ставилась задача формирования культуры мышления будущего специалиста, что позволит ему ориентироваться в динамичных условиях производства и общественной жизни, самостоятельно и активно ставить проблемы и включаться в их решение. Уже тогда отмечали необходимость интеграции гуманитарной и технической составляющей профессиональной подготовки, т.к. узкая специализация привела к технократическому перекосу и нивелированию гуманитарных ценностей. Осознание социальной ответственности дизайнера, парадигмальные установки, культурологические ориентиры, экологическая культура, этические нормы профессии у будущих дизайнеров должны закладываться в процессе обучения в вузе, чтобы погоня за прибылью или формотворчество и самовыражение не стали доминантой профессиональной деятельности. Этический кодекс: «Не навреди, думай о будущем» должен быть у будущих дизайнеров [257; 259].
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (2009 г.) по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация бакалавр) среди профессиональных задач нет ни слова об экологической миссии и ответственности дизайнера, но среди общекультурных компетенций выделяется следующая: выпускник «осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе». Среди профессиональных компетенций говорится только о социальной ответственности и значимости профессии, бережном отношении к историческому наследию и культурным традициям, уважении к ним, толерантности восприятия социальных и культурных различий [214]. Во ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация магистр) (2010 г.) в профессиональные компетенции включена следующая: «знает основы технологических процессов выполнения изделий, предметов, товаров, их промышленного производства; готов к оценке технологичности проектно-конструкторских решений; ...способен следить за предотвращением экологических нарушений» [214]. Под оптимальностью проектных решений понимается учет требований качества, надежности и стоимости.
В ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация бакалавр) (2009 г.) среди общекультурных компетенций указано «владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения» [214]. А в стандарте для магистратуры нет ни одного упоминания экологических вопросов.
При очевидной востребованности в содержании высшего дизайнобразования сложно выделить дисциплины, в которых возможно формирование экологической культуры будущих специалистов, освоение инструментария, методик и технологий экологически ответственного проектирования. Содержание курсов «История искусств», «История и теория дизайна», «Философия дизайна» в ретроспективе знакомит с именами, объектами, концепциями, тенденциями, существующим опытом. С экологической проблематикой студенты знакомятся в узких спецдисциплинах, в содержании которых есть технологии, нормативы, характеристики существующих строительных и отделочных материалов.
В рамках дисциплины «Экология» определены разделы, раскрывающие вопросы: структура экосистемы и взаимоотношений организма и среды, сохранение здоровья; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; основы экологического права; профессиональная ответственность. Основное смысловое ядро содержания курса: современное состояние проблемы и рациональное природопользование, вопросы ликвидации последствий негативного влияния на природу, основы экологического права. В курсе «Безопасность жизнедеятельности» студенты осваивают теоретические знания правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, изучают проблемы взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональных условий труда, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания, овладевают практическими навыками сохранения работоспособности и здоровья человека, готовятся к действиям в экстремальных условиях. Экологическая культура целенаправленно в курсах перечисленных дисциплин не формируется.
Для экологизации дизайн-образования необходимо объединение в его программах, информационно-содержательном компоненте и образовательных технологиях естественнонаучных, социально-экономических, гуманитарных, инженерно-технических, правовых и управленческих подходов и методов на основе принципов детерминизма и обусловленности всех социокультурных и природных явлений. Необходимо дополнение содержания дизайн-образования экологическими вопросами межпредметного характера с акцентом на место и роль человека и общества, профессионала и профессионального сообщества в природе в условиях глобализации и устойчивого развития [260; 261]. Знания трансформируются в убеждения, когда затрагивают интересы личности, когда мотивировано участие в процессах, а заинтересованность возникает, когда знания совпадают с собственным опытом. Поэтому огромную роль имеют знакомство с лучшими прогрессивными проектными решениями и анализ конкретных дизайн-объектов, решающих экологическую проблематику, проектные задания на примере собственного региона, города, саморефлексия и коллективный анализ проектов. Изучение ключевых экономических факторов устойчивого развития в вопросах ресурсосбережения и энергоэффективности формирует бережливость и профессиональную ответственность дизайнеров, которые станут участниками хозяйственных процессов. Основано дизайнобразование должно быть на междисциплинарном и деятельностном подходах, решении конкретных проблем в реальных средовых ситуациях, региональности и адресности проектирования, гуманитарном и экоцентрическом подходах [163].
Экологическая культура должна стать имманентным, надпрофессиональным и межпрофессиональным качеством личности будущего специалиста, которое возможно сформировать на основе интеграции психологического, педагогического, акмеологического и экологического знаний как в рамках специальных учебных курсов экологического характера, так и с помощью введения интегрированного содержания различных курсов, что обеспечит межпредметные связи. Процесс экологизации содержания учебных планов и образовательных программ специальностей, рабочих программ дисциплин различных циклов (гуманитарного, социальноэкономического, математического, естественнонаучного и специальных) необходимо осуществлять комплексно и системно, для чего включать в них содержательные, контрольно-оценочные и результативно-деятельностные компоненты. Экологизация содержания дисциплин не потребует дополнительного учебного времени, но междисциплинарный подход на основе методолологического взаимодействия преподавателей необходим.
В дисциплинах различных циклов студенты могут осваивать технологические и композиционно-художественные приемы экологизации среды [153]. К технологическим мы относим создание гигиенических факторов среды; анализ возможного негативного влияния на природную среду на всех этапах жизни объекта и проектные предложения по минимизации ущерба для природы; использование экологичных строительных и отделочных материалов, ресайклинг и вторичное использование ресурсов и объектов. К композиционнохудожественным приемам - решение пространства и его предметного наполнения с помощью композиционных средств и приемов, среди которых как классические художественные средства и приемы организации объемной и глубинно-пространственной композиции, основанные на законах гармонии восприятия, так и планировка, зонирование пространства, обеспечение социального пространства, включение живых природных объектов и неживых природных форм, изображений природных объектов как элементов композиции, биоморфная стилизация объектов.
Технологические приемы экологизации среды функционально обеспечивают и организуют жизнь людей, оказывают влияние, прежде всего, на их физиологическое состояние и способствуют рациональному использованию природных ресурсов; композиционно-художественные приемы
гармонизируют и организуют пространство, а значит - жизненные процессы и социокультурные коммуникации, воздействуют на психологическое состояние людей (и на физиологическое тоже), формируют вкусовые предпочтения, потребительские установки и в итоге - мировоззренческие и эстетические идеалы. Проектирование в процессе обучения малых форм, средовых арт- объектов и инсталляций экологической направленности позволяет студентам осознать социокультурные функции дизайна: знаковую, аксиологическую, гносеологическую, коммуникативную, воспитательную, а также проявить свою активную позицию, принять участие в реальном проектировании, общественных акциях, направленных на решение экологических проблем.
Интегрирующие специальные курсы «Экологический дизайн» и «Методология экологизации дизайн-проектирования» могут стать ключевыми в формировании экологической компетенции и освоении практических навыков и методики проектирования и анализа экологически целесообразных объектов.
Ведущими психолого-педагогическими подходами к формированию экологической компетенции в системе высшего профессионального образования являются компетентностный и экопедагогический. Экологическая компетенция является интегративным компонентом личности и может быть представлена в единстве волевых, социально-психологических, профессиональных и нравственных качеств [43; 68]. Становление личности как субъекта культуры в системе образования происходит последовательно: «грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет».
Экологическая компетенция должна рассматриваться на следующих уровнях:
- как ключевая компетенция - на глобальном уровне (обеспечение выживания человечества в целом, становление экологической культуры и экоцентрического сознания);
- как общеобразовательная компетенция, формирование которой необходимо у выпускников и общеобразовательных учреждений, и профессиональных (не только экологического профиля) - для формирования общей экологической грамотности, экологической культуры, для изменения образа жизни с позиций экологической целесообразности и т. д.;
- как предметная компетенция, формируемая в рамках специальных учебных курсов экологического характера и с помощью введения интегрированного содержания различных курсов, что обеспечивает межпредметные связи - для подготовки к профессиональной деятельности (в частности, в области дизайна и дизайн-образования) [43; 45].
Экологическая компетенция тесно связана с понятием «экологическая культура», вбирающим в себя экогуманитарные ценности, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в системе человек - общество - природа, целостное мировоззрение и мироотношение человека. Экологическая культура - это всегда мера свободы человека по отношению к природе. В этой связи экологическая компетенция дизайнера может быть представлена как способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметно-пространственную среду.
Психолого-педагогическая и структурно-содержательная характеристика экологической компетенции включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоционально-волевой,
рефлексивный компоненты, а также важнейшие личностно-профессиональные качества будущих дизайнеров как экологически компетентных специалистов (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность, инициативность, принципиальность); общечеловеческие качества (организованность, ответственность, целеустремленность, рефлексивность, самоэффективность, интернальность); интеллектуальные способности и качества; способность к эмоциональному переживанию и действию во всех аспектах взаимоотношений с природой и др.
Главными составляющими формирования экологической компетенции будущего дизайнера и профессионального педагога в области дизайна, которые должны обеспечивать эффективность процесса, являются:
- психолого-педагогическая подготовка, формирующая экологическую культуру и ответственность при проектировании, профессиональной коммуникации или в педагогическом процессе;
- технологическая подготовка, включающая владение технологиями проектирования, мышления, знание технологий и этапов производственных процессов;
- целенаправленная организация, планирование и сопровождение процесса формирования экологической компетентности.
Характеризуется экологическая компетенция отношением к живой и неживой природе, владением правовыми и нравственными нормами экологического поведения, отношением к вопросам экономии ресурсов и отходов (на бытовом уровне), уровнем знаний о защите природы, пониманием целесообразности экологизации дизайна, степени экологического воздействия технологий производства и объектов дизайна, предметно-пространственной среды, нравственной позицией в экологических вопросах, опытом и мотивацией к экологически целесообразной деятельности и трансляции экологической культуры в общество средствами дизайна.
Таким образом, формирование экологической компетенции и изучение основ экологического дизайна в системе дизайн-образования позволит сформировать у будущих специалистов ценностные представления о взаимодействии окружающей среды и человека, а также ознакомиться с принципами и овладеть приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании объектов дизайна, что может стать гарантией создания природосообразных проектов, продвижения экологической культуры в социум средствами дизайна.
|