Воскресенье, 24.11.2024, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Особенности стрессовых ситуаций и их классификация в сфере деятельности - военная служба

По данным социологических опросов, приведенных в средствах массовой информации, в настоящее время деятельность военнослужащего обществом воспринимается как одна из самых опасных профессий [76] (таблица 3).

Таблица 3 - Рейтинг самых опасных профессий в РФ

Профессия

годы

2005 год

2010 год

2015 год

Военнослужащий (офицер)

5%

4%

15%

Шахтер

8%

17%

11%

Спасатель МЧС

5%

5%

6%

Пожарный

9%

6%

6%

Водитель, таксист

8%

7%

6%

Это мнение является достаточно справедливым. В соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»: «военная служба является особым видом государственной службы. От любой другой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку» [8, с. 9]. В Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации отмечается, что: «военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она ненормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Одновременно главная же трудность военной службы состоит в том, что она, в конечном счете, предназначена обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости - отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение» [89, с. 17].

Опыт несения службы в регионах со сложной оперативной обстановкой показывает, что при выполнении служебных обязанностей военнослужащие подвергаются опасности физических и эмоциональных нагрузок, которые не присутствуют в более спокойных условиях. Сопровождающие ведение боевых действий: тяжелая физическая работа, плохое питание, шум (вибрация, взрывы), тепловое воздействие (в том числе повышенный холод или влажность), отсутствие гигиенических условий - являются факторами, негативно влияющими на способность справляться с возникающей опасностью, уменьшая шансы на выживание и выполнение боевых задач.

Анализируя особенности служебно-боевой деятельности военнослужащих, можно выделить ряд требований, предъявляемых к ним в современных условиях:

- сформированность реальных представлений о будущих служебных действиях в экстремальных условиях, способность реально воспринимать предстоящую опасность, умение адекватно оценивать действия противника, а также прогнозировать свои ответные;

- высокая степень адаптированности личного состава к служебной деятельности в экстремальных условиях;

- наличие высокого уровня развития физических и специальных качеств, высокой степени психологической устойчивости, способности применить оружие на поражение [189].

Представленные требования являются неслучайными. В первую очередь они связаны со степенью воздействия различных стресс-факторов, встречающихся в профессиональной деятельности [94]:

по характеру психосоциальной мотивации:

- стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности: специфики различных сфер служебно-боевой деятельности, определяющиеся приказами и нормативными документами;

- стрессоры, обусловленные действиями в экстремальных условиях: выполнение боевых приказов и распоряжений, связанных с риском и угрозой для жизни;

- стрессоры семейной жизни: ненормированный рабочий день, жилищно - бытовые условия, ротация, воспитание и учеба детей, изменение семейного положения, утрата близких, конфликты на семейной почве;

- стрессоры морально-нравственного характера: угрызения совести, переживание за жизнь и здоровье людей, ответственность за выполнение приказов;

- стрессоры социальных условий смешанного происхождения: изоляция от привычного окружения, связанная с изменением (потерей) значимых социальных связей;

Б) по времени действия:

- стрессоры с непродолжительным действием (как правило не более одних суток): вызывающие состояния тревоги и страха; негативные физические ощущения; отвлечение внимания; неудачные действия;

- стрессоры с продолжительным действием (несколько месяцев или лет): длительные нагрузки, вызывающие усталость (сложные дежурства, которые связаны с определенным риском и опасностью); длительная изоляция от родных и близких; ведение длительных боевых действий;

по характеру воздействия на органы чувств:

- стрессоры визуально-психического ряда (кончина на глазах близких, сослуживцев, взрывы; вид искореженных тел, крови и др.);

- стрессоры слухового ряда (стрельба, разрывы снарядов);

- стрессоры осязательно-обонятельного ряда (запахи газа и тел, холод, жара, электрический ток и др.) [123].

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к военнослужащему, степень приспособляемости к воздействию стрессовых факторов военной службы и способности к их преодолению служат свидетельством меры его подготовленности к решению служебно-боевых задач: исключительная мобильность мышления; способность быстро освобождаться от возможных депрессий и стрессовых состояний, тем более что в руках у них находится боевое оружие, применение которого строго регламентировано и определено уставом, инструкциями и письменными распоряжениями (приказами). Как отмечается А.Т. Смирновым, В.А. Васневым в учебных пособиях по военной психологии, наиболее значимыми характеристиками личности военнослужащего являются: «личная тревожность, психологическая выносливость (устойчивость) и самооценка, нервно-психическая устойчивость и адаптационные возможности организма» [179, с. 16].

Р.С. Лазарусом отмечается, что некоторые реакции, присущие нахождению организма в стрессовом состоянии, являются жизненно необходимыми для мобилизации всех способностей для того, чтобы выжить и победить; другие же оказывают разрушительное влияние на психику и непосредственно угрожают индивидуальной безопасности [224].

Неслучайно при отборе кандидатов на военную службу обязательным является прохождение обследования у военных психологов, которое подразумевает: психологическое тестирование, собеседование и полиграф и выработку рекомендаций командирам по учету, в том числе, и уровня стрессоустойчивости [199].

В рамках этих исследований у кандидатов выявляются психические отклонения и расстройства, определяется пригодность к прохождению военной службы.

Учет уровня нервно-психической устойчивости граждан ведется по четырехбалльной шкале: высокая, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость (нервно-психическая неустойчивость) [154]. Лица с нервно-психической неустойчивостью включаются в четвертую категорию профессиональной пригодности, которая имеет ограничения при поступлении и обучении по военно-учетным специальностям, и, в том числе, обучению в военно-образовательных учреждениях профессионального образования [154].

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» прописано: «по результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется - профессиональная пригодность): 1. рекомендуется в первую очередь - первая категория; 2. рекомендуется - вторая категория; 3. рекомендуется условно - третья категория; 4. не рекомендуется - четвертая категория» [199, с. 14].

В процессе службы углубленные исследования проводятся также и в случаях назначения военнослужащих для прохождения службы в регионах со сложной оперативной обстановкой, и по итогам обследований специалистами даются рекомендации (заключения) о включении их в резерв командирования первой или второй очереди [118].

Безусловно, подобные исследования являются достаточно объективными и информативными при первичном отборе, однако их персонализация (выборочность) в процессе дальнейшей службы с акцентом на выявление психических отклонений является недостаточной с учетом происходящих изменений личности под временным действием различного рода внешних и внутренних факторов.

В соответствии с данными, представленными в учебнике по военной психологии, к внешним факторам относят [92]:

- социальные факторы. Факторы, которые учитывают социальное отношение военнослужащих к характеру боевых действий, отношение к своему статусу;

- организационно-управленческие факторы. Факторы, которые характеризуют качество управления подразделением, а также соответствие требованиям к организаторским способностям командира по выполнению сложных задач;

- оперативно-тактические факторы. Факторы, учитывающие характер и направленность боевых действий: напряженность обстановки, динамичность развития событий, интенсивность и плотность ведения огня противником, степень защищенности личного состава, поддержка и характер взаимодействия с другими подразделениями, наличие боевого опыта военнослужащих, количество погибших и раненых, интенсивность ведения агитационно­информационной работы противника;

- природно-географические факторы. Факторы, которые характеризуют особенности несения военной службы и ведения боевых действий в конкретных физико-географических условиях;

- материально-технические факторы. Факторы, которые учитывают материально-техническую обеспеченность своего подразделения и материально­техническое обеспечение противника.

Внутренние факторы боевой обстановки характеризуют устойчивость и сформированность качеств личности военнослужащих. К ним относят:

- психофизиологические факторы. Факторы, зависящие от типа нервной системы (ЦНС) и определяющие характер поведения. Отмечается, что для военнослужащих со слабым типом ЦНС современный характер ведения боевых действий способствует развитию психологических заболеваний - это 15-17% от общего количества военнослужащих участвующих в боевых действиях. Деформации, сопровождающие ведение боевых действий, приводят к полной потере боеготовности данной категории. Аналогичные условия для военнослужащих со средним типом нервной системы приводят к кратковременному снижению активности в ходе боевых действий - их число составляет 70-75% личного состава, и только 14-15% военнослужащих способны к быстрой адаптации (воздействие стрессогенных факторов боевых действий для них не несет психотравмирующего воздействия) [41];

- моральные факторы. Факторы, учитывающие направленность личности и развитие профессионально значимых качеств с учетом особенностей в характере, интеллект, волевые и эмоциональные проявления;

- военно-профессиональные факторы. Факторы, оценивающие наличие и степень развития профессиональных военно-специальных качеств: знаний, умений и навыков, в том числе личную готовность к решению поставленных задач с учетом имеющегося опыта ведения боевых действий [92].

Необходимо отметить, что в рамках определения уровня развития психофизиологических качеств личности, учитывающих возможности военнослужащего выполнять задачи в экстремальных условиях, военными психологами также берется тип темперамента личности, отражающий тип работы высшей нервной системы человека:

сила процессов возбуждения и торможения. Сильно развитые нервные процессы позволяют переносить сильное возбуждение или торможение продолжительное либо короткое время. Слабо развитые нервные процессы отражают неспособность нервных клеток переносить продолжительное и концентрированное возбуждение и торможение;

уравновешенность состояний возбуждения и торможения. У одних людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не замечается: преобладает процесс торможения или возбуждения;

подвижность процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов — это их способность быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей [127].

Согласно замечаний И.П. Павлова различаются четыре основных типа высшей нервной деятельности, зависящие от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения:

сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой» - сангвинический темперамент). Для сангвиников характерно быстрое принятие решений и их смелая реализация. Данному типу темперамента свойственны кратковременная потеря решительности в случае неудач и быстрое восстановление контроля над ситуацией;

сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный» - флегматический темперамент). Характеризуется активными и смелыми действиями в сложных ситуациях, которые рассчитываются и проходят по намеченному плану. Таких военнослужащих отличает постоянная необходимость в тщательно спланированных и подготовленных действиях. Отличительная черта при соответствии данных условий: стабильность эмоциональных переживаний, упорство и выдержка;

сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения тип («безудержный» - холерический темперамент). Холериков отличает высокая степень проявления смелости и решительности в состоянии эмоционального подъема. Одновременно, находясь в противоположном состоянии, в экстремальных условиях они подвержены безотчетному проявлению боязни и страха;

слабый тип («слабый» - меланхолический темперамент). Меланхоликам свойственно кратковременное проявление решительности и активности. Данному типу военнослужащих для реализации поставленных задач необходим четкий сценарий действий, учитывающий минимизацию преодоления возможных трудностей [157].

Военными психологами отмечается важность раннего выявления изменений в психофизиологическом поведении военнослужащего для обеспечения быстрой и надлежащей помощи, сигналами к которой являются проявления легких и тяжелых стрессовых реакций [224] (таблица 4). Также следует отметить, что тяжелые проявления реакций на стресс негативно влияют на выполнения служебно-боевых задач и создают предпосылки для принудительной изоляции военнослужащего в целях обеспечения личной или коллективной безопасности.

Таблица 4 - Показатели проявления легких и тяжелых стрессовых реакций

Физиологические

Психологические

1. Легкие проявления стрессовых реакций

Тремор мышц

Беспокойство, нерешительность

Нервозности

Раздражительность, жалобы

Холодный пот, ощущение сухости во рту

Забывчивость, неспособность сосредоточиться

Бессонница

Кошмары

Повышенная деятельность сердечно­сосудистой системы

Легко вздрагивает от шума, движения и света

Головокружение

Слезы, плач

Тошнота, рвота или диарея

Быстрая утомляемость

Трудность мышления, речи и общения

Гнев, потеря уверенности в себе, замкнутость

2. Тяжелые проявления стрессовых реакций

Нарушения, связанные с удержанием направления движения (отклонения при движении, ходьба по кругу)

Быстрая несвязанная речь или неадекватные ответы

Подергивания тела или дрожь при внезапном звуке или движении

Оспаривание решений; безрассудные действия

Произвольная встряска мышц всего тела

Равнодушие к опасности

Паралич частей тела (рук, ног, руки и ноги) без видимой физической причины

Амнезия

Неспособность видеть, слышать или чувствовать

Сильное заикание, человек бормочет или не может совсем говорить

Физическое истощение, непроизвольные вскрики

Бессонница; тяжелые ночные кошмары

Замерзает под огнем или полностью неподвижен

Видит или слышит вещи, которых не существуют

Отсутствующий взгляд, пошатывание на месте или в движении

Быстрые сильные эмоциональные сдвиги

Паника при ведении огня

Апатия

Истерическое поведение

Неистовость или другие нелогичные действия

В бою такой военнослужащий легко ставит под угрозу свою жизнь и жизнь товарищей. Его умственные способности могут нарушиться до такой степени, что человек не способен ясно мыслить или выполнять простые команды. Он может произвольно встать в перестрелке или во время маневра внезапно остановиться, потерять способность самостоятельно двигаться, или в панике бежать в неизвестном направлении [225].

Раскрывая основные признаки нахождения организма в стрессе, необходимо отметить негативные проявления психических реакций, испытываемых военнослужащими. Наиболее распространенными из них являются:

- повышенное утомление. Замедленная реакция, сложности в определении приоритета и решении поставленных задач, чрезмерное беспокойство от, казалось бы, незначительных проблем, нерешительность, трудность в фокусировании внимания, потеря инициативы, пассивность или апатия;

- болевые ощущения. Головные боли, боли в области позвоночника и судороги в спине из-за избыточного мышечного напряжения и неспособности к релаксации. Продолжительное напряжение мышц приводит к избыточному напряжению, усталости и истощению [189].

- тремор мышц. Во время ведения боевых действий человек может испытывать непроизвольный тремор мышц и легкую дрожь. Эти симптомы считаются нормальной реакцией на условия большой опасности, они внезапно появляются и быстро исчезают;

- потоотделение. Реакция организма на действие боевого стресса, сопровождается легким или сильным потоотделением, а также ощущением озноба;

- нарушение работы пищеварительной и мочеполовой систем. Тошнота и рвота, потеря аппетита, острая боль в животе («изжога»), частое мочеиспускание, недержание. Реакции организма, возникающие в результате экстремальных ситуаций: перестрелка, обстрелы и т.д., или в ожидании опасности;

- вегетативные изменения. Учащенное сердцебиение - увеличение сердцебиения, чувство давления в груди. Это обычные реакции организма на испытываемое человеком чувство тревоги или страха, гипервентиляция - быстрое дыхание, одышка, головокружение и чувство удушья, часто сопровождаемое покалыванием и судорогами пальцев рук и ног;

- диссомния. Бессонница, нарушения сна в виде сновидений (кошмары), беспокойный сон, частое пробуждение, даже если позволяют условия, чрезмерный сон;

- псевдофизические травмы. Физические симптомы, которые бессознательно позволяют человеку избежать или адаптироваться к ранее нестерпимой стрессовой ситуации: визуальные проблемы - затуманенное зрение, двойное видение, трудности в сосредоточении или полная слепота; проблемы со слухом - неспособность слышать приказы или разговоры товарищей, полная утрата слуха; паралич или потеря чувствительности рук или ног.

В работе военных психологов при оценке психических отклонений и расстройств военнослужащих большое значение имеют сопровождающие стрессовые реакции эмоциональные сдвиги:

- непроизвольные защитные двигательные реакции на внезапный шум или любые другие внешние раздражители. Данные реакции являются частью повышенной чувствительности к незначительным внешним раздражителям (охранные реакции). Внезапный шум, движение или свет могут стать причиной испуга. Например, неожиданное движение животного (или человека), отмечаются случаи непроизвольного применения оружия;

- непредсказуемые взрывы агрессивного поведения. Причиной может быть, к примеру, шум, вызванный закрытием окна, или случайное столкновение;

- низкая концентрация внимания. Лица в состоянии стресса имеют небольшую продолжительность концентрации внимания, им сложно сосредоточиться на поставленных задачах;

- эмоциональное выгорание, связанное со смертью или ранением товарища. Став однажды свидетелем потери товарища в бою, военнослужащий может потерять уверенность в себе и стать слишком уязвимым к внешним раздражителям и не способным действовать в соответствии с обстановкой. Чувство вины "выжившего" является превалирующим над остальными чувствами;

- снижение эффективности и добросовестности выполняемых задач. Снижение способности ясно мыслить, чрезмерная сонливость или бессонница, а также хроническая усталость. Эмоции, такие как гордость, чувство стыда, надежды, печали и благодарности, больше не имеют значения для человека;

- социальная изоляция. В коллективе военнослужащий становится менее разговорчивым, чем обычно, ограниченным в ответах на шутки или крики, он не в состоянии насладиться предоставляемым отдыхом;

- злоупотребление психотропными веществами. Некоторые военнослужащие в рамках борьбы со стрессом могут попытаться использовать такие вещества, как алкоголь или наркотики;

- потеря адаптивности. Неконтролируемые эмоциональные вспышки, такие как плач, крики, или беспричинный истерический смех. В этом состоянии человек может стать беспокойным, проявлять агрессивность, характерными являются вспышки гнева или раздражительность [161].

Из данной классификации следует, что основная сфера, непосредственно влияющая на результат профессиональной служебно-боевой деятельности военнослужащих, является эмоциональная сфера, которая, в свою очередь, имеет прямую и двухстороннюю взаимосвязь с мотивациями и волевыми характеристиками личности [62].

По отношению к общей психологии в военной психологии мотивация рассматривается как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий, поступков, выступая сложным актом, требующим тщательного анализа и оценки допустимых альтернатив, с выбором и принятием решения [92]. Как считает большинство военных специалистов, профессиональная сфера есть категория человеческого бытия, позволяющая человеку реализоваться в военном деле, она определяется «совокупностью личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека» [98, с. 56].

В характеристике личности профессиональными мотивами выделяются определенные динамические параметры, которые обладают следующими свойствами (Е.П. Ильин, 2002):

- стабильностью, длительным сохранением мотиваций к профессиональной деятельности, в том числе с учетом действий в сложной и экстремальной обстановке;

- напряженностью, выражением силы побуждений;

- длительностью, величиной действия на временных отрезках;

- переключаемостью, возможностью быстрого перехода от одного побудительного мотива к другому;

- масштабностью, величиной воздействия на различные участки деятельности;

- эмоциональностью, трансформацией ее положительного или отрицательного значения [70].

Следствием мотивационных изменений в профессиональной деятельности военнослужащих является модификация социальных взаимоотношений, профессиональной ориентации, изменение внешних условий, появление дополнительных мотивов. Одновременно мотивы являются необходимым (движущим) компонентом служебно-боевой деятельности с учетом того, что любое действие выполняется под воздействием мотивов человека - его интересов, желаний, убеждений, идеалов, каких-либо социальных требований, ставших потребностью [105].

Как отмечает А.К. Маркова, условно мотивы к служебно-боевой деятельности можно разделить на четыре группы [115] (таблица 5).

Таблица 5 - Мотивы к служебно-боевой деятельности

Группа

Мотивы

Основные компоненты

1

Мотивы, характеризующие

особенности личности

военнослужащего, его взгляды и идеалы, общее отношение к своей профессиональной деятельности, командному составу

-Руководство в деятельности нравственным примером заслуженных ветеранов и участников боевых действий;

самоотдача в борьбе с противником до его полного разгрома;

- желание в отмщении за смерть и страдание боевых товарищей, родных и близких;

- добросовестное исполнение всех обязанностей военной службы, приказов и распоряжений командиров

2

Мотивы, сопровождающиеся

изменением обстановки и

характеризующие сложность,

динамичность решаемых задач

Таблица 5 - Продолжение

Группа

Мотивы

Основные компоненты

3

Мотивы, обусловленные требованием выполнения приказов командиров

Обеспечение условий в сохранении жизни и здоровья товарищей по оружию;

желание реализоваться в мирной жизни, в семье;

положительная оценка профессиональной деятельности со стороны коллектива и старших начальников;

понимание социальной значимости в

выбранной профессиональной сфер

деятельности;

соблюдение традиций войскового подразделения

4

Частные мотивы общего и социального характера

проявляющиеся в конкретных условиях

При рассмотрении волевых качеств, являющихся составной частью характеристики личности военнослужащего, необходимо заметить, что они принадлежат к числу самых существенных. Как отмечает А.Ц. Пуни: «Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль» [165, с. 10].

Основным условием развития волевых качеств у военнослужащего является потребность в преодолении трудностей военной службы, в результате чего формируются необходимые профессиональные качества: целеустремленность, решительность, дисциплинированность, самообладание, инициативность, смелость, храбрость, мужество, стойкость, настойчивость, самостоятельность и исполнительность [162] (таблица 6).

Представленные в таблице качества взаимосвязаны, в процессе служебной деятельности военнослужащего происходит их усиление и взаимное дополнение. При этом основными направлениями работы по их укреплению и развитию являются мероприятия, проводимые командирами внутри воинского

коллектива, включающие:

- формирование политического и нравственного сознания;

- обращение к имеющемуся опыту поведения в сложной обстановке и выстраивание на этих примерах моделей поведения;

- учет психологических особенностей военнослужащих в планировании трудовой деятельности, воспитание волевых качеств созданием необходимой обстановки, постепенное ее наращивание;

- составление индивидуальных планов работы, направленных на развитие требуемых качеств на основе учета положительного и отрицательного опыта служебной деятельности;

- включение военнослужащего в решение задач, требующих участия всего воинского коллектива;

- проведение занятий с выполнением заданий, связанных с риском и опасностью.

Таблица 6 - Характеристика основных качеств личности

военнослужащего, определяющих уровень развития волевого компонента

Качество

Характеристика

Целеустремленность

Качество, характеризующее умение подчинять свои поступки поставленным целям и задачам

Решительность

Качество, характеризующее способность своевременно принимать рационально-правильные решения и незамедлительно их выполнять

Дисциплинированность

Качество, выражающееся в неукоснительном выполнении требований уставов, принципов норм и морали

Самообладание

Качество, проявляющееся в умении управлять собой в сложных ситуациях, сдерживая свою психическую и физическую активность

Инициативность

Качество, характеризующее способности и умения проявлять разумную инициативу и творчество при выполнении поставленной задачи

Смелость

Качество, характеризующее умение военнослужащего

самоотверженно выполнять сложные задачи без четкого представления их итогов

Храбрость

Качество, определяющееся способностями военнослужащего выполнять задачи в условиях риска для его жизни и здоровья

Мужество

Качество, характеризующееся способностями мобилизоваться и продолжать выполнять воинский долг в трудных, смертельно опасных ситуациях

Стойкость

Качество, определяющее способности личности переносить тяжелые моральные и физические нагрузки, проявляя при этом бодрость духа

Настойчивость

Качество, характеризующее направленность личности к длительному, неослабляющему движению в достижении целей

Исполнительность

Качество, выражающееся в способностях активного, старательного и своевременного исполнения приказов и распоряжений

Самостоятельность

Качество, характеризующее способности военнослужащего в самостоятельном достижении поставленной задачи и, в том числе, умение отстаивать принятые решения, брать ответственность за их исполнение на себя

Наряду с внешними и внутренними факторами боевой обстановки, которые влияют на деятельность военнослужащих, в отдельных источниках военной литературы рассматриваются объективные и субъективные социально­психологические факторы. К ним относят: морально-психологический климат в коллективе, состояние уровня боевой сплоченности и слаженности подразделений, поддержание боевых традиций, учет позиций коллектива и мнения его лидеров. Основной критерий - степень адаптации и подверженности военнослужащего этим компонентам [115].

Отмечается, что в сложных и опасных ситуациях человек индивидуально реагирует на возникающие стресс-факторы: у одних адаптация происходит быстро - военнослужащие на практике способны полностью применить весь комплекс полученных специальных знаний и умений, а у других накапливается напряженность, вызывающая дисбаланс и психические отклонения.

В военной сфере обеспечение эффективной деятельности военнослужащих предполагает необходимость проведения профилактических мероприятий по предупреждению негативных психических состояний и отклонений, формирование навыков саморегуляции. В настоящее время в подразделениях специального назначения, непосредственно участвующих в боевых действиях, такая работа осуществляется с применением психических, психофизиологических, физиолого-гигиенических и медико­

фармакологических методов. При этом особо выделяются психические и психофизиологические методы.

Психические методы основаны на развитии навыков внушения и самовнушения, они заключаются в получении навыков переключения с избыточного эмоционального возбуждения на практическую либо умственную деятельность (использование словесных формул внушения и самовнушения, музыкотерапии, аэротерапии, мышечной релаксации, управление дыханием, аутотренинги, восстановительные процедуры).

В рамках рассмотрения вопросов применения приемов саморегуляции психологи затрагивают разделы изменения субъективной значимости ситуации, особенностей ее воспроизведения и изменение эмоционального состояния: путем формирования навыков в управлении дыханием, управлением вниманием, активном включении представлений и чувственных образов [155]. Отмечается, что метод управления ритмом дыхания способствует понижению возбудимости отдельных нервных центров и содействует мышечной релаксации.

С учетом того, что процесс дыхания сопровождается активаций психического тонуса на вдохе, а на выдохе его снижением, умение произвольного установления ритма дыхания, где укороченный выдох чередуется с длительным вдохом, будет способствовать активирующему эффекту, а фаза, при которой вдох чередуется с более длинным выдохом, ведет к приведению организма в относительно спокойное состояние, способствуя снижению частоты сердечных сокращений.

Подобная методика с одновременным применением физиолого­гигиенических и медико-фармакологических методов, по мнению В.Л. Марищука, способствует качественному и успешному выполнению поставленных задач: «обучение военнослужащих простейшим методам психической саморегуляции и внедрение их в повседневную практику является одним из путей повышения боеготовности подразделения» [113, с. 54].

Проведенный анализ с оценкой служебно-боевой деятельности военнослужащих и сопутствующих ей стрессовых ситуаций выявил необходимые качества, влияющие на их стрессоустойчивость (таблица 7).

Таблица 7 - Компоненты стрессоустойчивости, влияющие на успешность деятельности

Компонент

Требования

Волевой

-Устойчивость к стрессовым ситуациям профессиональной деятельности;

-психическая регуляция движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

-способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

-целеустремленность;

-решительность и смелость - склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений; -выдержка и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения); -самостоятельность и инициативность

 

Таблица 7 - Продолжение

Компонент

Требования

Мотивационный

- Наличие потребностей в добровольном выборе своей судьбы: стремление преодолеть себя в интересах выполнения задачи или в спасении чужой жизни;

- стремление к активному проявлению профессиональных качеств, добросовестному и ответственному отношению к военной службе, связанное со служением Отчизне;

- наличие потребностей, интересов, целей, ценностных ориентаций в самореализации личности, связанных со способностями в постановке задач и достижении профессиональных целей профессиональными способами в конкретных условиях;

- способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных результатов;

- умения в прогнозировании и реализации планов своего профессионального роста;

- высокая психологическая устойчивость, готовность к выполнению сложных и ответственных задач в новой обстановке;

- способности в преодолении тягот и лишений воинской службы

Саморегуляционный

-Способности к контролю своего поведения в сложной обстановке; -умение оставаться сдержанным и внимательным к мельчайшим изменениям;

-анализ и контроль эмоциональных проявлений;

-умение управлять своей мимикой;

-целесообразность и расчетливость действий;

-координация дыхания (в том числе с выполнением двигательного действия)

Таким образом, можно утверждать, что основными компонентами стрессоустойчивости военнослужащих являются волевой, мотивационный и саморегуляционный, которые тесно связаны с эмоциональной, экзистенциальной, интеллектуальной сферами индивидуальности.

Исходя из проведенного исследования, стрессоустойчивость военнослужащего следует определять, как психофизиологическое качество личности, способствующее его успешным действиям в ситуациях, связанных со значительными физическими, интеллектуальными, волевыми и эмоциональными нагрузками (перегрузками), и обусловленное особенностями воинской службы.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.05.2018)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%