С момента создания действующей армии вопросам физического развития и совершенствования военнослужащих уделялось повышенное внимание. Изменение способов, тактики и характера ведения боевых действий, рост технической оснащенности вооруженных сил обусловливали необходимость постоянного совершенствования системы физического воспитания и подготовки военнослужащих для обеспечения постоянной боевой готовности подразделения, частей и соединений. Это сопровождалось соответствующими распоряжениями и приказами. Их систематизация с выявлением качеств личности, необходимых военнослужащему в профессиональной деятельности является актуальным направлением темы нашего диссертационного исследования, которое позволяет провести систематизацию представленных данных и раскрыть параметры, характеризующие стрессоустойчивость.
Впервые о необходимости учета психических качеств военнослужащего в нашей стране упоминается в руководящих документах 1938-1939 гг. Для успешного решения боевых задач командованию требовалось наличие у военнослужащих таких физических качеств, как выносливость и быстрота в передвижении по любой местности, умение преодолевать препятствия при атаке переднего края обороны противника, действовать в рукопашном бою. Необходимым требованием выделялось наличие у личного состава таких психических качеств, как решительность, находчивость и способность ориентироваться в резко изменяющейся обстановке [208].
Данные требования нашли свое отражение в таких руководящих документах, как: Наставление по физической подготовке Сухопутных войск РККА (НФП-38), Наставление по обучению рукопашному бою РККА (НПРВ-38), Временный курс физической подготовки ВВС РККА (КПФ ВВС РККА-38),
Наставление по физической подготовке РК ВМФ (НФП РК ВМФ-39), Положение о массовой физкультурной и спортивной работе в РККА [131,132].
В дальнейшем в послевоенные годы (Великая Отечественная война 19411945) вопросы формирования компонентов стрессоустойчивости учитываются в «Наставлении по физической подготовке в СА и ВМФ» (НФП-54), «Наставлении по физической подготовке ВС СССР» (НФП-59), там же определяются наиболее важные военно-прикладные навыки и специальные качества у военнослужащих. Так, в наставлении по физической подготовке 1954 года указывается, что средствами физической подготовки воспитываются психологическая устойчивость, смелость, решительность, выдержка, упорство и самообладание, инициативность, настойчивость, а также другие качества, необходимые военнослужащему для стойкого перенесения в боевых условиях больших физических нагрузок [128], т.е. речь идет о волевом компоненте стрессоустойчивости.
Особое внимание в руководящих документах этого периода уделялось развитию таких специальных качеств, как: способность действовать точно и сноровисто в условиях нервного напряжения [127].
Важнейшими документами, введенными в действие в 60-е годы, являлись: «Положение о физической подготовке и спорте в высших военно-учебных заведениях» (1960), «Положение о Военно-спортивном комплексе» (1964), «Наставление по физической подготовке в СА и ВМФ» (НФП-66). Данные документы требуют от военнослужащих развития большой физической выносливости, силы, ловкости и быстроты в действиях, но, кроме того, внимание уделяется таким психологическим качествам, как выработка эмоциональной устойчивости, инициативности и находчивости, способности к широкому распределению и быстрому переключению внимания, пространственная ориентировка.
В 1978 году было введено в действие новое «Наставление по физической подготовке» (1978), затем «Наставление по физической подготовке и спорту» (1987). Данные документы ставили целью обеспечить физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности, а также способствовать решению других задач их обучения и воспитания. Задачами физической подготовки военнослужащих являлось не только развитие основных физических качеств, но и психических, обеспечивающих их стрессоустойчивость. Например, занятия по военно-прикладному плаванию должны воспитывать выдержку и самообладание при нахождении в воде [133].
С 1992 года Верховным командованием Р.Ф. принимается решение о создании новых руководящих документов по физической подготовке для Вооруженных Сил и отдельных родов войск, определяющих новые направления физического развития. Так, в «Руководстве по физической подготовке в органах и войсках ФПС России» (1996) была поставлена цель - «обеспечить физическую готовность военнослужащих к служебно-боевой деятельности, а также способствовать воспитанию психических качеств военнослужащего, таких как смелость, решительность, инициатива, находчивость, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание» [168, с. 3].
Еще одним важным документом явился приказ Министра обороны РФ №631 от 31 декабря 2000 г., которым было введено Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2001). В нем говорится: «... Развитие психических качеств отражается в: воспитании психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания; формировании готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий» [129, с. 4].
В дальнейшем, с учетом совершенствования системы вооружения и военной техники, произошли изменения в тактике и способах ведения боевых действий, что также отразилось в требованиях к состоянию физической готовности военнослужащих вооруженных сил РФ. В настоящее время основными документами, регламентирующими физкультурно-спортивную деятельность, являются: «Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (НФП-2009) и «Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (2015) [129].
В данных наставлениях делается акцент на необходимость воспитания у военнослужащих психической устойчивости, формировании готовности к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.
Полная характеристика документов, регламентирующих физическую и психологическую подготовку военнослужащих, приведена в приложении 1.
Итак, согласно проведенному теоретическому анализу, приоритетной задачей современной физической подготовки в военной деятельности является «обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением» [129, с.16]. При этом воспитание психической устойчивости и волевых качеств (целеустремленность, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание) должно способствовать формированию у военнослужащих стрессоустойчивости.
|