В рамках другого способа приобретения гражданства — натурализации международно-правовое воздействие сосредоточилось на вопросах гражданства замужней женщины, показывая четко выраженную тенденцию к достижению принципа равенства полов: если Гаагская конвенция 1930 г. указывает лишь на то, что натурализация мужа во время состояния в браке не влечет за собой изменение гражданства жены, кроме случаев, когда на то было дано ее согласие (ст. 10), Конвенция ООН о гражданстве замужней женщины 1957 г.[1] говорит уже о том, что ни заключение, ни расторжение брака, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1), что, впрочем, не препятствует ей подать заявление о приобретении гражданства своего мужа в упрощенном порядке натурализации (п. 1 ст. 3).
В Конвенции о гражданстве женщины, подписанной американскими государствами в Монтевидео в 1933 г.[2], закреплен базовый принцип недискриминации по признаку пола (ст. 1).
Как мы отмечали ранее, одним из принципов гражданства, отраженных в Европейской конвенции о гражданстве, является принцип равенства супругов с формулировкой, аналогичной ст. 1 Конвенции 1957 г., с одним исключением: речь идет о любом из супругов, а не только о жене.
Европейская конвенция о гражданстве закрепила некоторые гарантии натурализации в ст. 4. В частности, максимальный период проживания для натурализации иностранца не должен превышать 10 лет перед подачей заявления (п. 3), ряд лиц должен иметь возможность приобрести гражданство в облегченном порядке, в том числе супруги, лица, которые родились на территории государства и постоянно проживают на ней, лица без гражданства и беженцы, а также некоторые другие (п. 4).
[1] Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 29 января 1957 г.) // Действующее международное право. Т. 1. С. 243.
[2] Convention on the Nationality ofWomen (Inter-American), 26 December 1933 // http:// avalon.law.yale.edu/20th_century/intam02.asp.
|