Вопросы, связанные с оплатой труда наемных работников, имеют первостепенное значение для общества, уровень оплаты труда оказывает существенное влияние на социальный климат. Право работника на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, на международном уровне предусмотрено частью 3 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 года[1], статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года[2] [3], положениями Конвенции МОТ № 95 «Относительно защиты заработной
64
платы» и другими международными договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ оплата труда работника (заработная плата) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Понятие оплаты труда, данное в статье L3221-3 Трудового кодекса Франции, по смыслу схоже с российским: оплата труда - это оклад и все иные выплаты как в денежной форме, так и в натуре, осуществляемые работодателем в отношении работника в связи с его работой. Заработная плата включает оклад, премии, бонусы, надбавки, предусмотренные законом или трудовым договором, коллективным договором или соглашением. Согласно статьям L3244-1 и L3244-2 Трудового кодекса Франции в заработную плату входят также чаевые работников торговых организаций, если они включены в стоимость услуг (например, 10 % от суммы заказа), и предоставляемые работодателем блага в натуральной форме.
Размер заработной платы в России и во Франции устанавливается трудовым договором по соглашению между работодателем и работником. Он должен быть определен максимально точно, зависеть от условий работы и учитывать принцип недопустимости дискриминации в сфере труда.
Уровень заработной платы - один из главных показателей социальных достижений конкретного государства. Средний размер заработной платы во Франции по состоянию на 2012 год составлял 2874 евро до вычета налогов и сборов и 2157 евро после отчислений[4]. Среди отчислений присутствуют взносы в фонд социального страхования, страхование на случай безработицы, взносы на дополнительную пенсию и т.д.
В России среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за тот же период составила 26822 рубля, а среднедушевой денежный доход - 22810,7 рублей[5].
В социальном плане важнейшее значение имеет определяемый государством минимальный размер оплаты труда - это законодательно установленный минимум оплаты труда за единицу времени (час, день, месяц).
В Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), предусмотренный Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»[6] с 1 января 2016 года составляет 6204 рублей в месяц (в 2015 году МРОТ был 5965 рублей).
Статья 133 Трудового кодекса РФ содержит положение о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум в среднем по Российской Федерации для трудоспособного населения в III квартале 2015 года составил 10436 рубля согласно Постановлению Правительства РФ от 30 ноября 2015 года № 1291 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2015 года»[7]. Таким образом, в настоящее время МРОТ составляет примерно 60 % от величины прожиточного минимума. Порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом, который до сих пор не принят.
Российским законодательством предусмотрена возможность введения повышенного регионального МРОТ. Субъекты РФ в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ могут устанавливать на своей территории более высокий размер МРОТ региональным трехсторонним соглашением правительства субъекта РФ, объединения профсоюзов и объединения работодателей.
Во Франции есть аналогичная российскому МРОТ величина - минимальная заработная плата (salaire minimum de croissance, SMIC). SMIC определяется государством в соответствии со статьей L3231-2 Трудового кодекса Франции в целях предоставления работникам с низкой заработной платой гарантий покупательской способности и возможности участвовать в экономической жизни страны.
Величина SMIC согласно статьям L3231-6 и L3231-7 Трудового кодекса Франции пересматривается в сторону увеличения декретом Президента Франции 1 января каждого года. Помимо этого, повышение национального индекса потребительских цен минимум на 2 % влечет увеличение SMIC со следующего месяца, что прямо предусмотрено статьей L3231-5 Трудового кодекса Франции. С 1 января 2016 года SMIC составляет 9,67 евро в час и 1466,62 евро в месяц[8], исходя из 35часовой рабочей недели, установленной Трудовым кодексом Франции (в 2015 году было 1457,52 евро).
Работодатель, выплачивающий заработную плату ниже SMIC, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 1500 евро за каждого работника. Исключение, позволяющее снижать размер заработной платы, зафиксировано статьей D3231-3 Трудового кодекса Франции и касается несовершеннолетних работников: размер SMIC может быть уменьшен на 20 % для работников до 17 лет и на 10 % для работников от 17 до 18 лет.
Порядок и сроки выплаты зарплаты по российскому законодательству предусмотрены статьей 136 Трудового кодекса РФ, согласно которой заработная плата выплачивается обычно наличными в месте выполнения работы либо перечисляется на счет в банке, указанный в заявлении работника. Работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях его заработной платы, общей сумме и удержаниях путем выдачи расчетного листка.
Выплата заработной платы во Франции может производиться как наличными, так и чеком, банковским или почтовым переводом (статья L3241-1 Трудового кодекса Франции). Работник вправе требовать выплаты заработной платы наличными в пределах 1500 евро в месяц, если заработная плата выше - перечисление должно быть безналичным.
Если согласно статье 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором, то в соответствии со статьей L3242-1 Трудового кодекса Франции оплата производится один раз в месяц. По заявлению работника половина месячного заработка выплачиваются ему авансом. Норм, предусматривающих выплату заработной платы наличными в определенном месте, во французском законодательстве нет. Работодатель не обязан устанавливать точную дату выплаты заработной платы, хотя эта дата может быть зафиксирована в соглашении или коллективном договоре. При отсутствии указаний на конкретную дату работодатель вправе выплачивать зарплату в конце месяца или в течение следующего месяца, соблюдая периодичность выплат. Как и в России, работодатель обязан выдавать работнику расчетный листок (bulletin de paie) с указанием номинальной и реально выплачиваемой заработной платы, с согласия работника листок может быть отправлен ему в электронном варианте.
Изменение размера заработной платы и в российском, и во французском законодательстве возможно по соглашению сторон трудового договора. Уменьшение зарплаты работодателем в одностороннем порядке допускается при определенных условиях. Во Франции работодатель вправе уменьшить заработную плату по экономическим причинам, за месяц до этого он должен уведомить работника заказным письмом с уведомлением о вручении. Работник имеет право отказаться от продолжения работы. При отсутствии ответа в месячный срок работник будет считаться согласившимся работать на новых условиях. В России изменение заработной платы вследствие экономических проблем у работодателя законом не предусмотрено, в то же время статья 74 Трудового кодекса РФ фактически дает такую возможность работодателю через изменение организационных условий труда: при утверждении нового штатного расписания с изменившимся перечнем должностей. В данном случае у российского работника есть два месяца на принятие изменений или отказ от них.
Теперь рассмотрим особенности оплаты труда при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Согласно статье 149 Трудового кодекса РФ к таким условиям относятся сверхурочная работа, выполнение работы в ночное время, работа в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д. При осуществлении подобных работ по российскому законодательству устанавливаются надбавки к зарплате. Минимальные размеры надбавок, гарантированные работнику, в каждом случае предусмотрены законом. В актах социального партнерства, локальных нормативных актах и в трудовом договоре они могут быть повышены. К примеру, сверхурочная работа оплачивается не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, а далее - не менее чем в двойном (статья 152 Трудового кодекса РФ). По общему правилу части 1 статьи 99 Трудового кодекса РФ сверхурочной считается работа за пределами нормального времени ежедневной работы (смены).
Как упоминалось в предыдущей главе, по французскому законодательству сверхурочной считается работа за пределами недельной 35часовой нормы рабочего времени. В соответствии со статьей L3121-22 Трудового кодекса Франции такая работа должна быть оплачена с повышением на 25 % за каждый из первых 8 часов в неделю, далее - с повышением на 50 %. Так же как и в России, во Франции возможно предоставление отгулов работникам, привлеченным к работе сверхурочно. Коллективным договором или отраслевым соглашением увеличение оплаты труда за сверхурочную работу может быть снижено до минимума - 10 %. В отличие от французского законодательства Трудовой кодекс РФ не позволяет понижать социально-партнерскими соглашениями уровень финансовых гарантий, установленных законодательством для работников.
Работа в ночное время в России требует выплаты надбавки работнику, минимальный размер такой надбавки установлен Постановлением
Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»[9] и составляет 20 % от оклада. В коллективном договоре, соглашении возможно увеличение размера надбавки.
Во Франции работодатель обязан предусмотреть компенсации за работу в ночное время. К компенсациям относится предоставление дополнительного времени отдыха, а в необходимых случаях и повышенная оплата (статья L3122-39 Трудового кодекса Франции). Повышенная оплата работы в ночное время может быть предусмотрена актом социального партнерства, но закон не обязывает работодателя устанавливать такую надбавку. Это подчеркивается в Постановлении Кассационного Суда Франции от 26 октября 2010 года № 08-70468[10]. В то же время подобные надбавки на практике нередко установлены отраслевыми соглашениями. Например, согласно Национальному соглашению по оптовой и розничной торговле[11] предусматривается надбавка в размере 20 % от часовой тарифной ставки за каждый час работы в период с 22 до 5 часов.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ оплачивается в двойном размере. По французскому законодательству повышение оплаты труда в эти дни не обязательно за исключением 1 мая (работа в данный праздничный день обязывает работодателя выплатить работнику двойной дневной заработок). Надбавки за работу в иные выходные дни могут быть предусмотрены коллективным договором или отраслевым соглашением. К примеру, в организациях, обеспечивающих авиационную безопасность, и в аэропортах надбавка за работу в воскресенье составляет 25 %.
При выходе на работу в воскресенье сотрудников организаций розничной торговли, обычно не работающих по воскресеньям (кроме нескольких воскресений в год в период распродаж), оплата труда должна производиться как минимум в двойном размере либо работодатель обязан предоставить отгулы. Эта норма статьи L3132-27 Трудового кодекса Франции фактически совпадает с положением статьи 153 Трудового кодекса РФ, также предусматривающей право работника как минимум на двойную оплату или отгул.
Как и в России, нерабочие праздничные дни, перечисленные в статье L3133-1 Трудового кодекса Франции, не влекут снижения заработной платы за месяц.
Среди положений французского трудового законодательства в области оплаты труда работников для российской практики интерес представляют, в первую очередь, установленные прямо в Трудовом кодексе Франции нормы: об увеличении минимальной оплаты труда с 1 января каждого года и об увеличении минимальной оплаты труда со следующего месяца при повышении индекса потребительских цен на два и более процента. Как положительный опыт Франции, а равно большинства европейских стран, стоит отметить и фиксацию минимального размера оплаты труда за час, а не только за месяц работы: если рабочее время измеряется в часах, то логичным было бы закрепление в законодательстве минимальной оплаты часа рабочего времени.
[1] Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета, 05.04.1995. № 67.
[2] Международный пакт от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. № 12.
[3] Protection of Wages Convention, 1949. N° 95. URL: http://www.ilo.org/
dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB: 121 00:0::NO:12100:P12100_INSTRU
MeNT_ID:312240:NO (дата обращения: 05.01.2016).
[4] Данные опубликованы в 2015 году Национальным институтом статистики и экономических исследований (INSEE) на основе ежегодных деклараций (DADS) работодателей, цитируется по: Renou F. Le salaire brut moyen s'eleve a 2874 euros par mois // Journal du Net: l'economie demain, 14.04.2015. URL: http://www. journaldunet.com/management/remuneration/ france-les-salaires- moyens.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
[5] Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения // РОССИЯ' 2013. Статистический справочник. М Росстат, 2013. С. 11.
[6] Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000. № 26. Ст 2729.
[7] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 года № 1291 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за Ш квартал 2015 года» // Собрание законодательства РФ, 07.12.2015. № 49. Ст 6983.
[8] Decret N° 2015-1688 du 17 decembre 2015 portant relevement du salaire minimum de croissance // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ eli/decret/2015/12/17/ETSX1531022D/jo (дата обращения: 05.01.2016).
[9] Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008. № 30. Ч. 2. Ст. 3640.
[10] Arret de la Cour de cassation du mardi 26 octobre 2010 N° 08-70468 //
URL:
http://www.legifrance.gouv.fr/affichJuriJudi.do?oldAction=rechExpJuriJudi&idTexte =JURITEXT000022979453 (дата обращения: 05.01.2016).
[11] Convention collective nationale du commerce de detail et de gros a
predominance alimentaire du 12 juillet 2001. Etendue par arrete du 26 juillet 2002 // Legifrance.gouv.fr. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ affichIDCC.do;jsessionid= B53268F 5F 5E5A9FF1E3FC702E2D2D6FC.tpdjo11 v_1 ?idSectionTA=KALISCTA00 0 005734373&cidTexte=KALITEXT 000005640939&idConvention=
KALICONT000005635085 (дата обращения: 05.01.2016).
|