Порядок организации проведения предварительного медосмотра может различаться в зависимости от категории лиц, подлежащих данному медосмотру, от сферы деятельности работодателя, особенностей предстоящей работы. Так, например, в отношении лиц, которые поступают на работу, непосредственно связанную с движением поездов, указанный медосмотр необходимо организовывать с учетом требований Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Приказом МПС России от 29.03.1999 N 6Ц).
Обращаем внимание, что далее рассмотрен порядок организации проведения предварительного медосмотра, применяемый в отношении категорий лиц, перечисленных в п. 1 Порядка проведения медосмотров.
Полагаем, что указанным Порядком можно руководствоваться и при направлении на медосмотр категорий работников, не названных в упомянутом пункте, если для данных категорий не предусмотрен специальный порядок проведения медосмотров.
Шаг 1. Составить список контингента работников, подлежащих предварительному и периодическому медосмотру
Работодателю необходимо разработать и утвердить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра (далее - список контингента). Это следует, в частности, из анализа п. п. 19, 20, 21 Порядка проведения медосмотров.
Форма такого списка нормативно не утверждена, следовательно, работодатель может составить его в произвольной форме.
В списке контингента отражается следующая информация:
1) профессии (должности) работников согласно штатному расписанию (абз. 1, 2 п. 20 Порядка проведения медосмотров). Указываются те должности (профессии), по которым предполагается работа с вредными производственными факторами либо предусмотренная Перечнем работ. Это следует из абз. 2 - 4 п. 19 Порядка проведения медосмотров;
2) вредные производственные факторы (абз. 1, 3 п. 20 Порядка проведения медосмотров). При указании наименований вредных производственных факторов в списке контингента целесообразно учитывать положения абз. 3 п. 20 Порядка проведения медосмотров и Закона N 426-ФЗ (в частности, ч. 4 ст. 27 данного Закона). Это связано с тем, что до 1 января 2014 г. для выявления указанных факторов проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, как следует из анализа совокупности ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
В настоящее время согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ наличие или отсутствие таких факторов на конкретных рабочих местах выявляется по результатам проведения специальной оценки условий труда, а результаты аттестации применяются только с учетом положений ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ.
Утвержденный список контингента необходимо в 10-дневный срок направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. Это следует из п. 21 Порядка проведения медосмотров.
Органы, уполномоченные на осуществление указанного надзора, перечислены в п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476).
Шаг 2. Заключить договор на проведение медосмотров
Медицинский осмотр (в том числе предварительный и периодический) относится к услугам, составляющим медицинскую деятельность (абз. 52 Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который приведен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291; далее - Перечень работ и услуг).
Медицинские услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств работодателя, предоставляются на основании договоров. Это следует из анализа ч. 2 ст. 84 Закона N 323-ФЗ, абз. 2 п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила предоставления платных медицинских услуг).
Таким образом, до направления работника на предварительный медосмотр в определенную медицинскую организацию работодателю следует заключить с данной организацией договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Порядок проведения медосмотров не содержит требования заключить такой договор, однако вывод о целесообразности его заключения можно сделать, в частности, из анализа п. п. 35, 36 указанного Порядка.
При заключении данного договора необходимо руководствоваться в том числе гл. 39 ГК РФ и упомянутыми Правилами предоставления платных медицинских услуг. Это следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, ч. 7 ст. 84 Закона N 323-ФЗ.
Связанные вопросы
Возмездное оказание услуг. Рекомендации по заключению договора
Возмездное оказание услуг. Риски заказчика при заключении договора
Обращаем внимание, что предварительные медосмотры вправе проводить организации, указанные в п. 4 Порядка проведения медосмотров. Такие организации должны, в частности, иметь соответствующую лицензию (за исключением организаций, которые входят в частную систему здравоохранения и осуществляют медицинскую деятельность на территории инновационного центра "Сколково"). Это следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ, абз. 52 Перечня работ и услуг, п. 3 Правил предоставления платных медицинских услуг.
Шаг 3. Как направить на предварительный медицинский осмотр
Работодатель должен выдать лицу, поступающему на работу, направление на медосмотр под подпись. Данный документ будет являться основанием проведения медосмотра. Такие выводы следуют из п. 7, абз. 12 п. 8 Порядка проведения медосмотров.
Направление на предварительный медосмотр заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингента. Это предусмотрено абз. 1 п. 8 Порядка проведения медосмотров.
Направление должно сдержать следующую информацию (абз. 1 - 10 п. 8 Порядка проведения медосмотров):
- сведения о работодателе (наименование, форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД);
- наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
- вид медицинского осмотра (в данном случае - предварительный);
Продолжение перечня
- сведения о лице, поступающем на работу (Ф.И.О., дата рождения);
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в которое принимается на работу кандидат;
- наименование должности (профессии) или вида работы;
- вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным осмотрам.
Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием должности, фамилии, инициалов (абз. 11 п. 8 Порядка проведения медосмотров).
Образец направления на предварительный медосмотр
Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений (абз. 13 п. 8 Порядка проведения медосмотров). Для этих целей можно, например, вести специальный журнал.
Образец журнала учета прохождения медицинских осмотров
При выдаче направления следует проинформировать поступающее на работу лицо, что для прохождения предварительного медосмотра ему, кроме самого направления, необходимо представить в медицинскую организацию следующие документы:
- паспорт или другой удостоверяющий личность документ установленного образца;
- паспорт здоровья работника (при наличии);
- решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).
Требование о представлении перечисленных документов установлено в п. 9 Порядка проведения медосмотров.
Шаг 4. Получить документы с результатами предварительного медосмотра
По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного медосмотра медицинская организация оформляет заключение (п. 12 Порядка проведения медосмотров).
Оно составляется в двух экземплярах, один из которых после завершения осмотра незамедлительно выдается на руки указанному лицу, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (п. 14 Порядка проведения медосмотров).
Таким образом, работодателю, чтобы узнать результаты медосмотра, необходимо запросить заключение у поступающего на работу лица.
В заключении указывается (абз. 1 - 7 п. 13 Порядка проведения медосмотров):
- дата выдачи;
- Ф.И.О., дата рождения и пол лица, поступающего на работу;
- наименование работодателя;
Продолжение перечня
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должность (профессия или вид работы), на которую принимается лицо, проходившее медосмотр;
- наименование вредного производственного фактора(ов) и (или) вида работы;
- результат медосмотра (выявлены или нет медицинские противопоказания).
Заключение должно быть подписано председателем медицинской комиссии (с указанием его фамилии и инициалов) и заверено печатью проводившей осмотр медицинской организации. Это следует из абз. 8 п. 13 Порядка проведения медосмотров.
В ряде случаев данные о прохождении медосмотра заносятся в личную медицинскую книжку (п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ, п. 33 Порядка проведения медосмотров). Этот документ выдается, в частности, работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Такой вывод следует из п. 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 и содержания формы личной медицинской книжки, которая утверждена названным Приказом.
Личная медицинская книжка работника хранится у работодателя. Она должна содержать печать организации Роспотребнадзора, выдавшей ее, и подпись владельца. Эти требования в числе прочих указаны на странице 30 формы личной медицинской книжки. Они обязательны для соблюдения. Аналогичные выводы содержатся в письме Роспотребнадзора от 10.11.2015 N 01/13734-15-32.
С 1 января 2017 г. в Москве реализуется пилотный проект по выдаче электронных личных медицинских книжек работникам эпидемиологически значимых профессий. Это следует, в частности, из п. 5.1 Приказа ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 13.10.2016 N 242.
Форма такой медицинской книжки приведена в Приложении N 1 к упомянутому Приказу.
Шаг 5. Принять решение по итогам медосмотра (о допуске или недопуске к работе)
После получения от лица, поступающего на работу, заключения по результатам медосмотра работодатель может принять решение о допуске (недопуске) данного лица к работе, поскольку в заключении согласно абз. 7 п. 13 Порядка проведения медосмотров указывается, выявлены или нет медицинские противопоказания для выполнения конкретной работы.
Если такие противопоказания выявлены (например, для выполнения работы по определенной должности, профессии или для выполнения определенного вида работы), работодатель не вправе допускать данное лицо к соответствующей работе. Это следует из абз. 5 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212, абз. 2 ст. 330.5 ТК РФ.
Ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний
Обращаем внимание, что отказ работодателя заключить трудовой договор в связи с тем, что по результатам обязательного предварительного медосмотра у лица, поступающего на работу, выявлены медицинские противопоказания для ее выполнения, признается обоснованным, поскольку состояние здоровья также относится к деловым качествам работника. Данный вывод следует из совокупности абз. 5, 6 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
Каков порядок отказа в приеме на работу?
Шаг 6. Сообщить в ФСС РФ сведения о проведенном медосмотре
Работодатель обязан сообщать в ФСС РФ сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников, которые подлежат указанным осмотрам. Это необходимо для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам. Данные выводы следуют из совокупности абз. 7 ст. 3, абз. 1, 2 п. 1 ст. 5, пп. 18 п. 2 ст. 17, абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), абз. 1 п. 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам), п. 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н).
Указанные сведения отражаются работодателем в таблице 10 формы 4 - ФСС, которая утверждена Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59. Это следует из содержания абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ, абз. 2 п. 5 Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам, п. 2.5, абз. 2 п. 2.6 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам.
|