Понедельник, 25.11.2024, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводтель по кадровым вопросам

Служба охраны труда в организации

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области. Эти требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ применяются, если численность работников превышает 50 человек и организация осуществляет производственную деятельность.

Под производственной деятельностью согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Таким образом, эта деятельность осуществляется в различных отраслях экономики и связана как с производством продукции (товаров) или выполнением работ, так и с оказанием различного рода услуг. Аналогичный вывод следует в том числе из Письма Минтруда России от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136.

Следовательно, если работодатели оказывают различные виды услуг и численность их работников превышает 50 человек, на таких работодателей в полной мере распространяются положения ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Аналогичного мнения придерживается Минтруд России в Письме от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136.

Отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда у работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, нарушает требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и юридического лица к административной ответственности (Письмо Минтруда России от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698).

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Если такая служба или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет (ч. 3 ст. 217 ТК РФ):

- работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);

- руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;

- оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организация, оказывающая услуги в области охраны труда, должна быть аккредитована в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Сведения об организациях, которые оказывают услуги в области охраны труда, в частности услуги по осуществлению функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), содержатся в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который размещен на официальном сайте Минтруда России. Такой вывод следует из п. 1 Перечня (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н), п. п. 14, 24 названных Правил.

С данным реестром можно ознакомиться на сайте Минтруда России в разделе "Организации, оказывающие услуги по охране труда" (http://akot.rosmintrud.ru/).

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации). Вместе с тем Минтруд России в Письме от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698 пояснил: данный документ не является нормативным правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России и носит рекомендательный характер. Следовательно, требование о полном соблюдении Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Унифицированной формы приказа (распоряжения) о создании службы охраны труда законодательством РФ не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

См. образец заполнения приказа о создании службы охраны труда.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (далее - Межотраслевые нормативы). Данный вывод следует из положений ч. 4 ст. 217 ТК РФ, п. 14 Рекомендаций.

Например, согласно п. 3.1.1 Межотраслевых нормативов функции службы охраны труда выполняют:

- отдельные специалисты по охране труда - в организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек;

- бюро охраны труда со штатом три - пять единиц (включая начальника) или отдел при штате от шести единиц - в организациях с численностью более 700 человек.

При этом, если отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4 (п. 1.10 Межотраслевых нормативов).

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены, в частности, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - Квалификационные характеристики) и в профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда". Как пояснил Минтруд России, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Из положений абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ следует, что если согласно Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) связано, в частности, наличие ограничений, то наименования этих должностей (профессий, специальностей) должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. По мнению Роструда, в отношении лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, предусмотрены, например, ограничения по стажу работы или квалификации (Письмо от 24.06.2015 N ПГ/32250-3-2). С учетом данных обстоятельств ведомство полагает, что указывать название должности в трудовом договоре, трудовой книжке таких работников, а также в штатном расписании следует в соответствии с Квалификационными характеристиками. Пояснения по вопросам, связанным с применением профессионального стандарта, а также с требованиями к квалификации специалиста по охране труда, дал Минтруд России в Письме от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля (п. 4 Рекомендаций).

Одной из функций службы охраны труда является организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях (п. 7.18 Рекомендаций). Конкретный порядок осуществления данной функции установлен в Рекомендациях по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда (утв. Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7).

Остальные задачи и функции службы охраны труда, а также права работников службы охраны труда определены в разд. II - IV Рекомендаций.

Перечень документов по охране труда

К таким документам можно отнести, например:

- приказ о создании службы охраны труда;

- положение о службе охраны труда;

- должностные инструкции работников службы охраны труда;

- комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

- перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

- инструкции по охране труда;

- журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

Формы указанных журналов приведены, например, в Приложениях N N 9 и 10 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80).

Как отмечает Минтруд России в письме от 15.09.2016 N 15-2/ООГ-3318, ведение этих журналов носит рекомендательный характер. В то же время указывается, что выдача работникам инструкций по охране труда должна фиксироваться под подпись, при этом порядок и форму выдачи определяет работодатель;

- журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

См. образец заполнения журнала регистрации вводного инструктажа.

См. образец заполнения приказа об утверждении программы вводного инструктажа;

- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, программа проведения первичных инструктажей на рабочем месте.

См. образец заполнения журнала регистрации инструктажа на рабочем месте.

См. образец заполнения приказа об утверждении программы первичного инструктажа на рабочем месте при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

- перечень профессий и должностей работников, проходящих первичный, повторный и другие виды инструктажей по охране труда, который утвержден руководителем организации;

- приказ о создании комиссии по проверке знаний безопасных методов труда, протоколы комиссии;

- протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

- удостоверения (протоколы проверки знаний) руководителей и специалистов по охране труда, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

- личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

См. образец заполнения журнала регистрации несчастных случаев на производстве;

- сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

- материалы по аттестации рабочих мест, специальной оценке условий труда.

Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации (п. 19 Рекомендаций). Он осуществляет контроль за деятельностью службы наравне со службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Это следует из п. 18 Рекомендаций.

Категория: Путеводтель по кадровым вопросам | Добавил: medline-rus (01.03.2017)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%