Для начала отметим, что государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Такое определение содержит статья 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ).
Система государственной службы, согласно статье 2 Закона N 58-ФЗ, включает в себя:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
При этом под государственной гражданской службой следует понимать вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 5 Закона N 58-ФЗ, а также в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
Государственная гражданская служба подразделяется на:
- федеральную государственную гражданскую службу;
- государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Закона N 79-ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (статья 8 Закона N 79-ФЗ).
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами (Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ)) и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. На это указывает статья 6 Закона N 58-ФЗ. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Отметим, что понятие военной службы дано и в статье 2 Закона N 53-ФЗ. Согласно названной статье военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:
- гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;
- гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется:
- гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
- иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется, в частности, на государственных служащих - в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ (статья 73 Закона N 79-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Таким образом, государственные служащие имеют право не только на общие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, но и на гарантии и компенсации, предусмотренные соответствующим законом.
Так, согласно статье 114 ТК РФ всем работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска на основании статьи 115 ТК РФ составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников в соответствии с законодательством предоставляется удлиненный основной отпуск, продолжительность которого составляет более 28 календарных дней.
Право на удлиненный основной отпуск имеют:
- судьи (пункт 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 3132-1)). Им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней. Заметим, что судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.
Обратите внимание, что время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате;
- сотрудники Следственного комитета (пункты 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон N 403-ФЗ)). Данным лицам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. Заметим, что сотрудникам Следственного комитета, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 513 "О продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями, и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 242", но не менее 45 календарных дней.
Обратите внимание, что на основании пункта 2.1 статьи 25 Закона N 403-ФЗ сотрудникам Следственного комитета, сотрудникам научных и образовательных учреждений Следственного комитета, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или органов и учреждений Следственного комитета, расположенных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Инструкция о порядке оплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации проезда к месту проведения основного оплачиваемого отпуска и обратно утверждена Приказом СК России от 19.02.2014 N 13 "Об утверждении Инструкции о порядке оплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации проезда к месту проведения основного оплачиваемого отпуска и обратно";
- гражданские служащие (пункт 3 статьи 46 Закона N 79-ФЗ). Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;
- сотрудники таможенного органа (пункты 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Закон N 114-ФЗ)). Сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. В случае отзыва сотрудника таможенного органа из очередного ежегодного отпуска при предоставлении неиспользованной части отпуска в удобное для указанного сотрудника время продолжительность неиспользованной части отпуска увеличивается на количество дней, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно;
- и так далее.
Кроме основного оплачиваемого отпуска работнику может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который присоединяется к основному.
Согласно статье 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с действующим законодательством дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются следующим категориям граждан:
- сотрудникам таможенного органа - продолжительностью (статья 39 Закона N 114-ФЗ):
5 календарных дней - при выслуге 10 лет;
10 календарных дней - при выслуге 15 лет;
15 календарных дней - при выслуге 20 лет и более.
Отметим, что сотрудникам таможенных органов также предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск, и правила предоставления указанным сотрудникам указанного отпуска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях".
Кроме того, дополнительный ежегодный отпуск предоставляется и сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации. Заметим, что на сегодняшний день продолжительность дополнительного отпуска указанных сотрудников установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1999 N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями".
Обратите внимание, что вышеперечисленные дополнительные отпуска суммируются с очередным ежегодным отпуском. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней.
Имейте в виду, что сотруднику таможенного органа при выслуге 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней;
- судьям с учетом стажа их работы в области юриспруденции (пункт 2 статьи 19 Закона РФ N 3132-1):
от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;
от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;
свыше 15 лет - 15 рабочих дней.
Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается Верховным Судом Российской Федерации;
- прокурорам, научным и педагогическим работникам прокуратуры за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника прокуратуры (пункт 1 статьи 41.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"):
после 10 лет службы - 5 календарных дней;
после 15 лет - 10 календарных дней;
после 20 лет - 15 календарных дней.
Заметим, что в стаж службы, дающий право на предоставление дополнительного отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажеров в органах и организациях прокуратуры. В указанный стаж в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также работа в должности судьи;
- гражданским служащим за выслугу лет (пункт 5 статьи 46 Закона N 79-ФЗ):
при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;
при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;
при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней;
и так далее.
Обратите внимание, что оплата труда государственных служащих также имеет свои особенности.
К примеру, денежное содержание гражданского служащего согласно статье 50 Закона N 79-ФЗ состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
При этом к дополнительным выплатам относятся:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
при стаже гражданской службы:
от 1 года до 5 лет - 10%;
от 5 до 10 лет - 15%;
от 10 до 15 лет - 20%;
свыше 15 лет - 30%;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
- ежемесячное денежное поощрение;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Отметим, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Оплата труда сотрудника полиции на основании статьи 42 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сотруднику полиции, имеющему почетное звание "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации" и (или) "Заслуженный юрист Российской Федерации", выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Следует отметить, что на военнослужащих в случае исполнения ими обязанностей военной службы трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются. Об этом сказано в части 8 статьи 11 ТК РФ.
В связи с чем при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, необходимо руководствоваться Законом N 76-ФЗ, Законом N 53-ФЗ и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Также необходимо отметить, что отдельным видом службы является муниципальная служба.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Об этом сказано в статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Закона N 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие ТК РФ с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ. Заметим, что данная норма установлена и в статье 11 ТК РФ.
Таким образом, муниципальные служащие, как и государственные служащие, имеют право не только на общие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, но и на гарантии и компенсации, предусмотренные соответствующим законом (в данном случае речь идет о Законе N 25-ФЗ).
|