Итак, правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно данному Закону всех иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, можно разделить на три основные категории:
- временно пребывающие в Российской Федерации;
- временно проживающие в Российской Федерации;
- постоянно проживающие в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - это иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств; лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации; жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).
Миграционной картой признается документ, содержащий сведения о въезжающем или прибывшем в Российскую Федерацию иностранном гражданине и о сроке его временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина.
Форма миграционной карты утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2004 N 413 "О миграционной карте".
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (далее - иностранный гражданин, прибывший в безвизовом режиме), вправе находиться на территории Российской Федерации не более 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, а также в случае, если такой срок не продлен. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать 90 суток. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321.
Иностранный гражданин, прибывший в безвизовом режиме и являющийся высококвалифицированным специалистом, а также члены его семьи могут находиться на территории Российской Федерации в течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 Закона N 115-ФЗ. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Обратите внимание, что срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан в силу пункта 1 статьи 5.1 Закона N 115-ФЗ может быть увеличен Правительством Российской Федерации до 180 суток или сокращен.
Увеличение или сокращение указанного срока может быть осуществлено Правительством Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
При принятии решения о сокращении срока Правительство Российской Федерации также устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на момент принятия Правительством Российской Федерации указанного решения обязаны выехать из Российской Федерации (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 115-ФЗ).
Порядок заключения трудового договора
Прежде отметим, что иностранный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет и прибывший в безвизовом режиме в Российскую Федерацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, перечисленных в пункте 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ, а также на иностранных граждан, прибывших в безвизовом режиме и являющихся высококвалифицированными специалистами. Особенности осуществления трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов определены статьей 13.2 Закона N 115-ФЗ.
Отметим, что патент - это документ, подтверждающий в соответствии с Законом N 115-ФЗ право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Об этом сказано в статье 2 Закона N 115-ФЗ. Форма бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 N 638. Для справки: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов утвержден Приказом ФМС России от 15.01.2015 N 5.
Имейте в виду, что иностранный гражданин, прибывший в безвизовом режиме в Российскую Федерацию, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель же не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. Данное положение следует из пункта 4.2 статьи 13, пункта 16 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ.
В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.
Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников - граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случаях, предусмотренных пунктом 4.5 статьи 13 Закона N 115-ФЗ.
Вместе с тем работодатель обязан в силу пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора. Соответствующую информацию необходимо представить в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. В настоящее время применяются формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Иностранные граждане, прибывшие в безвизовом режиме, на основании пункта 2 статьи 13 и пункта 1 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ вправе заключить трудовой договор с:
- организацией или индивидуальным предпринимателем;
- частным нотариусом, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, или иным лицом, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
- гражданином Российской Федерации, имеющим право привлекать к трудовой деятельности иностранного гражданина для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор), а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор, на что указывает часть 5 статьи 327.1 ТК РФ.
Трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, прибывшим в безвизовом режиме, должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные статьей 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовом договоре с названным работником должны быть указаны сведения и условия, предусмотренные статьей 327.2 ТК РФ, а именно:
- сведения о патенте, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации;
- условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
При заключении трудового договора иностранный работник предъявляет работодателю следующие документы (статьи 65, 327.3 ТК РФ):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации и обеспечивающий оказание такому иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Заметим, что данный документ не представляется, если работодатель сам заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином, а также в других случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации;
- патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Обратите внимание, что работодатель не вправе требовать от иностранного гражданина документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На это указывает часть 3 статьи 327.3 ТК РФ.
Имейте в виду, что документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, представляемый работодателю иностранным работником, должен пройти процедуры признания, консульской легализации и перевода на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. На это указывает статья 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если иностранный работник заключил трудовой договор впервые, то трудовая книжка оформляется работодателем. Если у иностранного лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, то работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Такое требование установлено статьей 65 ТК РФ.
Для справки: Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", а также Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".
Что касается страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, то напомним, что к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору. Об этом сказано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Если у такого лица не было страхового стажа (то есть это его первое место работы), то работодатель на основании заявления этого лица должен оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования, что следует из пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Налог на доходы физических лиц
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) регламентирован положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статья 207 НК РФ делит всех налогоплательщиков на резидентов и лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.
Доходы резидентов Российской Федерации облагаются преимущественно по налоговой ставке 13%. В отношении же доходов нерезидентов применяется налоговая ставка 30%, что следует из пункта 3 статьи 224 НК РФ. Исключением являются доходы, получаемые, в частности:
- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;
- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом N 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.
Таким образом, доходы иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Законом N 115-ФЗ (статья 227.1 НК РФ, статья 13.3 Закона N 115-ФЗ), а также доходы иностранных работников - высококвалифицированных специалистов (статья 13.2 Закона N 115-ФЗ) независимо от наличия у них статуса резидента Российской Федерации облагаются по ставке 13%.
Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации в отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Законом N 115-ФЗ, установлены статьей 227.1 НК РФ.
Обратите внимание! В соответствии с пунктом 5 статьи 227.1 НК РФ общая сумма НДФЛ с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
В силу пункта 6 статьи 227.1 НК РФ общая сумма НДФЛ с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, исчисляется их работодателями - налоговыми агентами. При этом общая сумма НДФЛ подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке, предусмотренном названным пунктом.
Имейте в виду, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Российская Федерация заключила международный договор, касающийся налогообложения доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами и нормами этого договора (статья 7 НК РФ).
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане не являются застрахованными лицами по обязательному медицинскому страхованию. Следовательно, начислять на выплаты, произведенные в пользу указанных лиц, страховые взносы на обязательное медицинское страхование не нужно.
Что касается страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то начислять их на выплаты в пользу вышеупомянутых работников нужно, что следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", но только при одновременном соблюдении следующих условий:
- физическое лицо не является высококвалифицированным специалистом в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
- сотрудник работает на территории Российской Федерации. Данное условие вытекает из пункта 5 статьи 420 НК РФ, согласно которой не облагаются страховыми взносами выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
|