Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими особенности трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, являются Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), в частности глава 50.1 ТК РФ и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно Закону N 115-ФЗ всех иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, можно разделить на три основные категории:
- временно пребывающие в Российской Федерации;
- временно проживающие в Российской Федерации;
- постоянно проживающие в Российской Федерации.
При этом временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, в свою очередь, можно разделить:
- на лиц, прибывших в Российскую Федерацию на основании визы;
- на лиц, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Отметим, что визой является разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через нее по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина. Это следует из статьи 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ).
Если иностранный гражданин въезжает в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, то ему выдается обыкновенная рабочая виза. По общему правилу такая виза оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Исключения из этого правила установлены, в частности, в отношении иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов. Им обыкновенная рабочая виза оформляется как многократная и выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня въезда этого иностранного гражданина в Российскую Федерацию с последующим продлением срока действия указанной визы на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. Это вытекает из статьи 25.6 Закона N 114-ФЗ.
Для справки. Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы".
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, вправе находиться на территории Российской Федерации в течение всего срока действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.
По истечении срока действия визы иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ обязан выехать из Российской Федерации, если только у него не возникли законные обстоятельства, позволяющие остаться в Российской Федерации. Например, таким обстоятельством может являться следующее: на день истечения срока действия визы иностранному гражданину продлен срок действия указанной визы, либо ему выданы новая виза или вид на жительство.
Обратите внимание, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 5 Закона N 115-ФЗ). Решение о продлении либо сокращении срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции либо его территориальными органами. На это указывает пункт 4 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию на основании визы, продлевается при выдаче ему разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьями 13.2 или 13.5 Закона N 115-ФЗ, на что указывает пункт 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
Особенности заключения трудового договора
Сначала отметим, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, перечисленных в пункте 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ, и на работодателя, который привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию на основании визы, являющегося высококвалифицированным специалистом, что установлено подпунктом 2 пункта 4.5 статьи 13 Закона N 115-ФЗ. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами указаны в статье 13.2 Закона N 115-ФЗ.
Для справки. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства утвержден Приказом ФМС России от 30.10.2014 N 589.
Обратите внимание! Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, за исключением случаев, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)". Данное положение следует из пунктов 4.2, 6 статьи 13 Закона N 115-ФЗ.
Работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию на основании визы, к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и другими федеральными законами).
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Работодателем по трудовому договору с иностранным гражданином может являться физическое лицо или организация, что следует из пункта 2 статьи 13 Закона N 115-ФЗ.
Работником по трудовому договору может являться иностранный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, если иное не установлено федеральными законами (статья 327.1 ТК РФ, абзац 1 пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
Трудовой договор заключается на русском языке и при необходимости может быть переведен на понятный иностранному гражданину язык, что вытекает из статьи 68 Конституции Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". Для соблюдения интересов обеих сторон, по мнению автора, целесообразно заключать трудовой договор на двух языках - русском и иностранном.
Между работником, являющимся иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, и работодателем может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор), а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор, на что указывает часть 5 статьи 327.1 ТК РФ.
Чтобы заключить трудовой договор с иностранным работником - гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, работодателю необходимы следующие документы работника (статьи 65, 327.3 ТК РФ):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.
Если у иностранного лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, то работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку;
Для справки. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", а также Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек";
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Напомним, что к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся иностранные граждане, являющиеся временно пребывающими на территории Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Об этом сказано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Если у такого лица не было страхового стажа (то есть это его первое место работы), то работодатель на основании заявления этого лица должен оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования, что следует из пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Отметим, что документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, представляемый работодателю иностранным работником, должен пройти процедуры признания, консульской легализации и перевода на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. На это указывает статья 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации и обеспечивающий оказание такому иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Заметим, что данный документ не представляется, если работодатель сам заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином, а также в других случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации;
- разрешение на работу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Обратите внимание, что разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с ТК РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. Такая ситуация имеет место, например, при оформлении разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту (подпункт 2 пункта 6 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ). В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу.
В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Обратите внимание! Работодатель не вправе требовать от поступающего на работу иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию на основании визы, документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На это указывает часть 3 статьи 327.3 ТК РФ.
После того как иностранным гражданином были представлены все вышеперечисленные документы, работодателю нужно оформить трудовой договор, учитывая при этом все требования, установленные ТК РФ, а именно:
- трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные статьей 57 ТК РФ;
- в трудовой договор должны быть включены сведения и условия, предусмотренные статьей 327.2 ТК РФ:
сведения о разрешении на работу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Заметим, что если для получения разрешения на работу иностранному гражданину необходимо заключить трудовой договор, то в него (в трудовой договор) не удастся сразу внести сведения о разрешении. Согласно правилам, установленным частью 3 статьи 57 ТК РФ, указанные сведения вносятся в трудовой договор после получения разрешения на работу. При этом договор вступает в силу, как уже было сказано выше, не ранее дня получения разрешения на работу. Такой вывод вытекает из части 2 статьи 327.3 ТК РФ;
условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Особенности прекращения трудового договора
Как следует из статьи 327.6 ТК РФ, трудовой договор с работником - иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, может быть прекращен по общим основаниям, установленным ТК РФ. Кроме того, основаниями для прекращения трудового договора с указанным работником в силу статьи 327.6 ТК РФ являются:
- приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 327.6 ТК РФ);
- аннулирование разрешения на работу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 327.6 ТК РФ);
- окончание срока действия разрешения на работу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 327.6 ТК РФ);
- окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ);
- приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами (пункт 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ);
- невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью 2 статьи 327.4 ТК РФ (пункт 10 части 1 статьи 327.6 ТК РФ);
- невозможность временного перевода работника в соответствии с частью 3 статьи 327.4 ТК РФ (пункт 11 части 1 статьи 327.6 ТК РФ).
Обратите внимание, что трудовой договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.
По основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
О прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 10 и 11 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, работник, являющийся иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения.
Налог на доходы физических лиц
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) установлен положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся резидентами Российской Федерации.
При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
На основании пункта 1 статьи 224 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, полученное резидентами Российской Федерации, облагается по ставке 13%.
Доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, в силу пункта 3 статьи 224 НК РФ облагаются по ставке 30%, за исключением доходов, получаемых, в частности:
- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;
- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом N 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.
Таким образом, для налогообложения доходов иностранных работников имеет значение наличие у них статуса налогового резидента. Исключение предусмотрено лишь для иностранных работников - высококвалифицированных специалистов (статья 13.2 Закона N 115-ФЗ), а также для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Законом N 115-ФЗ (статья 227.1 НК РФ, статья 13.3 Закона N 115-ФЗ). В отношении их доходов независимо от наличия у них статуса резидента Российской Федерации применяется налоговая ставка 13%.
Следует отметить, что налоговый статус физического лица определяется работодателем исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации. Однако ни НК РФ, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц в Российской Федерации. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.
По мнению контролирующих органов, документами, подтверждающими фактическое нахождение физического лица на территории Российской Федерации, в частности, могут являться табель учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации. На это указывают Минфин России в письмах от 28.09.2011 N 03-04-06/6-240, от 16.05.2011 N 03-04-06/6-110, от 07.10.2008 N 03-04-06-01/292, а также Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письмах от 05.03.2013 N ЕД-3-3/743@, от 22.01.2013 N ЕД-3-3/150@, от 23.09.2008 N 3-5-03/529@.
Обратите внимание, что налоговый статус работника - иностранного гражданина в целях исчисления сумм НДФЛ работодатель - налоговый агент должен определять на каждую дату выплаты доходов. На это указывает Минфин России в письмах от 04.04.2014 N 03-04-05/15215, от 07.04.2011 N 03-04-06/6-79.
Кроме того, если же в течение налогового периода (календарного года) налоговый статус иностранного работника менялся (работник приобрел или, наоборот, утратил статус резидента Российской Федерации), то сумму НДФЛ с его доходов работодателю нужно будет корректировать.
Если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Российская Федерация заключила международный договор, касающийся налогообложения доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами и нормами этого договора (статья 7 НК РФ).
Обратите внимание! Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные главой 34 НК РФ, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 НК РФ).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем-организацией.
Действие данной нормы (нормы статьи 5 Закона N 125-ФЗ) распространяется и на иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, в общем случае иностранные граждане, выполняющие работу на основании трудового договора с российской организацией, признаются застрахованными лицами, на которых распространяются положения об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы от несчастных случаев) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов от несчастных случаев определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных. Исключением являются лишь суммы, указанные в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ. Заметим, что льгот в отношении выплат, осуществляемых в пользу работников-иностранцев, в данной статье не предусмотрено.
Значит, на выплаты по трудовым договорам, заключенным с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию на основании визы, страховые взносы от несчастных случаев начисляются в общеустановленном порядке.
Имейте в виду, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом N 125-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации (статья 2 Закона N 125-ФЗ).
|