Воскресенье, 24.11.2024, 18:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводтель по кадровым вопросам

Трудовой договор (отношения) с гражданами Евразийского союза

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор ЕАЭС), подписанный в городе Астане 29.05.2014, сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. К Евразийскому экономическому союзу Договором, подписанным в городе Минске 10.10.2014, присоединилась Республика Армения. Также Договором, подписанным в г. Москве 23.12.2014, к Евразийскому экономическому союзу присоединилась и Киргизская Республика.

Договор ЕАЭС направлен на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетики, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Договор ЕАЭС устанавливает в том числе нормы трудовых отношений с гражданами государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее - гражданин государства-члена).

Согласно пункту 1 статьи 97 Договора ЕАЭС работодатели государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Иначе говоря, при приеме на работу гражданина государства-члена работодателю не нужно учитывать ограничения, касающиеся ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 N 1315 установлена на 2017 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Гражданам государства-члена для осуществления трудовой деятельности не требуется получать разрешение на работу или патент.

Исходя из абзаца 1 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС граждане государства-члена, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации в органах миграционного учета в течение 30 суток с даты въезда. В случае их пребывания в Российской Федерации свыше 30 суток работодатель обязан уведомить органы миграционного учета о прибытии таких граждан. Данный вывод следует из абзаца 2 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС, частей 2, 3 статьи 7, частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Для справки: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364.

На основании пункта 5 статьи 97 Договора ЕАЭС максимальный срок временного пребывания (проживания) гражданина государства-члена на территории Российской Федерации определяется сроком действия трудового договора, заключенного им с работодателем. Из части 5 статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует, что трудовой договор может быть бессрочным, а при наличии обстоятельств, указанных в статье 59 ТК РФ, - срочным, то есть заключенным на определенный срок.

Согласно пункту 9 статьи 97 Договора ЕАЭС в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации граждане государства-члена имеют право без выезда с территории Российской Федерации в течение 15 дней заключить новый трудовой договор. Заметим, что если гражданин государства-члена не воспользовался таким правом, то он лишается статуса трудящегося государства-члена, так как перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, ему необходимо будет выехать из Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ).

Обратите внимание! Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданами государства-члена территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данные граждане осуществляют трудовую деятельность. Такой вывод следует из абзаца 1 пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ. Срок подачи уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. При этом данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов (письмо ФМС России от 02.04.2015 N МС-3/18223 "О порядке уведомления работодателями ФМС России").

Для справки: Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. В настоящее время применяются формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.

Порядок заключения трудового договора

Согласно пункту 4 статьи 97 Договора ЕАЭС трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора ЕАЭС.

Учитывая изложенное, гражданин государства-члена должен представить работодателю общий набор документов, предусмотренный статьей 65 ТК РФ, а именно:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или гражданин поступает на работу на условиях совместительства.

Напомним, что в настоящее время на территории Российской Федерации применяются трудовые книжки, введенные в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - постановление N 225), а также трудовые книжки, введенные в действие Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20.12.1938 N 1320, Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". Согласно пункту 2 постановления N 225 все вышеуказанные трудовые книжки обладают одинаковой силой.

Следовательно, если гражданин государства-члена представит работодателю трудовую книжку образца 1938, 1973 или 2003 года, то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее.

Имейте в виду, что если у гражданина государства-члена, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, то работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Такое требование установлено статьей 65 ТК РФ;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Значит, у граждан государства-члена должно быть страховое свидетельство. Если такое свидетельство отсутствует, то работодатель должен оформить его в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, что следует из пункта 2 статьи 7, статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Исходя из пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС в целях осуществления гражданами государства-члена трудовой деятельности в Российской Федерации признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания таких документов. Исключение составляют случаи, когда граждане государства-члена претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Для занятия такими видами деятельности гражданину государства-члена необходимо пройти установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания документов об образовании.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов, признаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, что работодатель вправе запросить нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, представленных гражданами государства-члена, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы. Это следует из абзаца 4 пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС;

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях (с учетом специфики работы работника) ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается.

Налог на доходы физических лиц

На основании статьи 73 Договора ЕАЭС в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения названной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) регламентирован положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Статья 207 НК РФ делит всех налогоплательщиков - физических лиц на резидентов и лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 224 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, полученное налоговыми резидентами Российской Федерации, облагается по ставке 13%.

Учитывая вышеизложенное, доходы граждан государства-члена, работающих по трудовым договорам, облагаются по ставке 13%, причем обложение по такой ставке осуществляется начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561 "О налогообложении доходов физических лиц" (вместе с письмом Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703).

Обратите внимание! По мнению некоторых специалистов, статья 73 Договора ЕАЭС регулирует только вопрос о применении налоговой ставки, и никакой другой.

Поэтому граждане государства-члена, работающие по трудовым договорам, смогут получить стандартные налоговые вычеты только после того, как они получат статус налогового резидента Российской Федерации, определяемый пунктом 2 статьи 207 НК РФ. То есть стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются гражданам государства-члена, работающим по трудовым договорам, с месяца получения ими статуса резидента Российской Федерации, а не с месяца трудоустройства.

Страховые взносы

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ) и работающие по трудовым договорам.

Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Закона N 326-ФЗ не подлежат.

Вместе с тем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. На это указывают пункт 1 статьи 7 НК РФ, статья 1.1 Закона N 255-ФЗ и статья 2 Закона N 326-ФЗ.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор ЕАЭС, участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, а с 12.08.2015 вступил в силу Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 98 Договора ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом пунктом 5 статьи 96 Договора ЕАЭС определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, на основании пункта 3 статьи 98 Договора ЕАЭС граждане государств-членов, то есть граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы в ФСС России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан Российской Федерации.

Соответственно, граждане государств-членов, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в письме Минтруда России от 05.12.2014 N 17-1/10/В-8313.

В отношении обязательного пенсионного страхования специалисты Минтруда России в письме от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268 сообщают следующее.

Пунктом 3 статьи 98 Договора ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Учитывая, что Договор ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями главы 34 НК РФ.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан государств-членов, подлежат также обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Категория: Путеводтель по кадровым вопросам | Добавил: medline-rus (02.08.2017)
Просмотров: 475 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%