Итак, квота - это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.
Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ, определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.
Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1032-1).
На основании статьи 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:
- инвалидов;
- лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
- граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
В силу статьи 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно статье 21 указанного Закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, размер квоты определяется региональным законодательством с учетом требований, установленных статьей 21 Закона N 181-ФЗ. Например, в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15.10.2003 N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области". Согласно названному Закону работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Обратите внимание, что работодатели должны не только выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Этого требует статья 25 Закона РФ N 1032-1.
Имейте в виду, что общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов, на что указывает абзац 3 статьи 21 Закона N 181-ФЗ.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 Закона N 181-ФЗ).
Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность.
Согласно статье 5.42 КоАП РФ штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.
А статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.
Аналогичное наказание будет применено за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Далее рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на основе Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) и Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП (далее - Положение N 742-ПП). Но прежде отметим, что координацию деятельности работодателей города Москвы в части квотирования рабочих мест осуществляет Департамент труда и занятости населения города Москвы, на что указывает Положение N 742-ПП.
Квотирование рабочих мест согласно статье 2 Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
Итак, согласно пункту 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее - Центр квотирования).
Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателей от исполнения обязанностей, возложенных на них Законом N 90.
При постановке на учет в Центре квотирования работодатели должны предъявить сведения и нотариально удостоверенные документы, указанные в пункте 2.2 Положения N 742-ПП.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Обратите внимание, что обо всех изменениях регистрационных данных работодатель должен уведомить Центр квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации - сняться с учета, что установлено пунктом 2.3 Положения N 742-ПП.
Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно (пункт 2.5 Положения N 742-ПП).
На основании пункта 2 статьи 4 Закона N 90, пункта 2.6 Положения N 742-ПП работодатели должны создать или выделить рабочие места, в частности, для трудоустройства инвалидов. Причем создать или выделить рабочие места работодатели должны в соответствии с установленной квотой.
Обратите внимание! В силу статьи 3 Закона N 90 работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2 Закона N 90, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды (пункт 2 статьи 4 Закона N 90).
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 90 трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона N 90, пункта 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты. Указанные сведения работодатели должны представить по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН города Москвы от 20.07.2015 N 385 "Об осуществлении региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи". Данная форма применяется начиная с отчетов за третий квартал 2015 года.
Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения города Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в городе Москве (пункта 2.10 Положения N 742-ПП).
Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения города Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в городе Москве (пункт 2.11 Положения N 742-ПП).
Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения города Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, осуществляет контроль, в частности, за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места (пункт 2.12 Положения N 742-ПП).
В случае невыполнения обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест на работодателя может быть наложено административное взыскание в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Так, на основании статьи 2.2 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.
Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в городе Москве в порядке, установленном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
Отметим, что Закон города Москвы N 45 (как следует из преамбулы к данному Закону) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в городе Москве.
|