Действующая Конституция Российской Федерации включила общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему страны (ч. 4 ст. 15), что поставило ряд теоретических проблем как общей теории права, так и отраслевых наук, в том числе трудового права. В частности, кардинальным образом изменилось отношение к формам трудового права, действующим на территории Российской Федерации, к которым сторонники доминирующего позитивистского типа правопонимания традиционно относили исключительно правовые акты, принимаемые органами государственной власти в целях регулирования трудовых отношений. В рамках сложившегося на настоящем этапе развития общества интегративного типа правопонимания, объединившего типы правопонимания, которые проверены длительной правоприменительной и правотворческой практикой, наиболее полное развитие нашла позиция о том, что в число форм трудового права, подлежащих реализации в России, подлежат включению формы междуна-
родного трудового права, инкорпорированные в систему права.
В научной доктрине высказываются вполне обоснованные мнения о формировании единой системы форм внутригосударственного и международного трудового права, реализуемых в Российской Федерации, в которую международное и российское право включаются в качестве ее под- систем1. Появляются диссертационные и монографические исследования отдельных форм международного трудового права, подлежащих реализации в России, - общих принципов и норм международного права, международных договоров и международных обычаев[1] [2]. Повышение значимости международного трудового права в качестве регулятора трудовых отношений перевело обсуждение проблемы реализации положений международного права в плоскость практических вопросов их применения. Разрешение данных вопросов, в свою очередь, не представляется возможным без определения природы всех форм международного права, подлежащих реализации в России, в том числе общих принципов международного права, а также их роли и места в системе права Российской Федерации.
Между тем среди ученых и практиков по-прежнему отсутствует единство мнений относительно сущности общих принципов международного права, в частности общих принципов международного трудового права, их соотношения с формами национального права, что не может не влиять на качество правоприменительной практики в целом, в том числе судебного правоприменения.
Так, в научной доктрине высказано мнение, согласно которому общие принципы являются элементами содержания иных форм международного права и не имеют самостоятельного значения в сравнении с международными договорами и обычая- ми[3]. Полагаем, что подобная точка зрения является теоретически дискуссионной.
Как известно, в ст. 38 Статута Международного Суда ООН принципы названы в качестве самостоятельного источника международного права. Однако понятие общих принципов международного права не содержится ни в международно-правовых документах, в том числе Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г, ни в Конституции Российской Федерации. Российский законодатель также не определил понятие и перечень общепризнанных принципов международного права, подлежащих реализации в России. Соответствующий пробел попытался восполнить Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 октября 1995 г № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и Постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», но, во-первых, предложенные формулировки имели ряд недостатков[4] и, во-вторых, не содержали ответа на вопрос об иерархии различных форм международного и национального права между собой.
В общей теории права принципы права традиционно определяются как основные, исходные начала, положения, идеи, которые выражают сущность права как специфического социального регулятора, закрепляют закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла[5].
В международном праве к общепризнанным принципам относят нормы, «признаваемые всеми или почти всеми государствами в качестве общеобязательных»[6]. Обязательность общепризнанных принципов обусловлена тем, что в них синтезирован опыт развития права, а также общечеловеческие интересы и ценности, в силу чего они являются главными критериями для выработки всех других норм государствами в сфере международных отношений. «Без или вне основных принципов международного права, - утверждал Е. Т Усенко, - нет и самого международного права как правовой системы. Основные принципы международного права дополняют связь ее элементов по однородности их свойств содержательной связью и тем самым придают системе характер содержательной целостности»[7].
Не менее важное значение общепризнанные принципы международного права имеют и во внутригосударственной сфере. Одной из целей общих принципов международного права, отмечает В. В. Ершов, является «установление своеобразной “связанности”, правовой определенности, правовых пределов, ограничений для государств в процессе выработки, принятия и применения международных договоров и национального права»[8]. Однако значение общепризнанных принципов международного права обусловлено не только тем, что они предопределяют содержание и сущность международного права, но и тем, что они выполняют функции правового регулирования общественных отношений. В правоприменительной деятельности общие принципы права служат определенного рода «стандартами», позволяют выявлять главные черты содержания национальных норм и их основную направленность, обеспечивают объективное и определенное правовое регулирование общественных отношений, единообразие судебной практики. Такое понимание общих принципов международного права как правового регулятора общественных отношений наиболее полно отражает их природу, формирует отношение к общим принципам не только как к «идеологическому маяку» для развития национальных правовых систем, но и как к общим принципам международного права, подлежащим реализации в процессах регулирования общественных отношений.
Рассматривая возможность непосредственного применения общих принципов международного права как одной из форм международного права, необходимо отметить следующее. Часть авторов полагают, что, поскольку общепризнанные принципы международного права, в отличие от обычных норм, имеют нетипичную структуру (в них отсутствует гипотеза, диспозиция, санкция, они достаточно абстрактны), их прямое применение невозможно. Например, С.В. Калашников пишет: «...следствием фундаментального характера общепризнанных принципов международного права является то, что, в отличие от общепризнанных норм, они не самоисполнимы, так как в силу предельно общего характера для непосредственного применения нуждаются в конкретизации. Поэтому прямое действие. общепризнанных принципов международного права представляется вряд ли возможным.»[9]. Большинство специалистов в области международного и конституционного права считают, что принципы являются нормами международного права особого типа, имеющими общий, универсальный характер, высшую степень обобщенности и, как следствие, особый механизм реализации[10] [11].
Не разделяя данного мнения, полагаем достаточно обоснованной позицию О. А. Кузнецовой относительно механизма действия общепризнанных принципов международного права. По мнению О. А. Кузнецовой, общепризнанные принципы международного права имеют сложное строение и состоят из самостоятельных элементов - «юридических императивов», через которые принципы и способны к реализации. «Механизм их реализации, - пишет О. А. Кузнецова, - заключается в применении содержащихся в них положений через вычленение и уяснение конструктивного элемента (“императива”)»11. В качестве примера она приводит такой общепризнанный принцип международного права, как «судебная защита нарушенных прав», и полагает, что международно-правовая доктрина и международная судебная практика позволяют вычленить в нем следующие императивы: разрешение спора независимым и беспристрастным судом; запрет отказа в правосудии; необходимость исполнения судебного решения; справедливость судебного разбирательства; обеспечение равного процессуального положения сторон в деле; независимость и законность назначения экспертиз; законность методов получения доказательств; мотивированность решения; возможность быть выслушанным судом; разумность сроков разбирательства, открытость разбирательства, публичность объявления судебного решения[12]. Нельзя сказать, что указанные «императивы» односложны и тождественны классической норме права, но, на наш взгляд, они обладают достаточной конкретикой для их непосредственного применения с целью усиления аргументации судебных решений, восполнения «пробелов» в национальных правовых актах, толкования международных и внутригосударственных норм, демонстрации содержательного соответствия национальной нормы общепризнанным принципам международного права.
Подобным образом можно выявить юридические императивы и в каждом из основополагающих принципов международного трудового права, которые в своей совокупности составляют их содержание. Например, анализ международных правовых документов, международной судебной практики позволяет выделить следующие юридические императивы принципа запрета дискриминации: 1) равное право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается; 2) равное право на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; 4) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; 5) равное право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации, равное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование; 6) свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов; 7) равную защиту закона. Равенство прав, свобод и законных интересов граждан в области труда и занятий обеспечивается установлением запрета установления различий, исключений или предпочтений, основанных на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеет своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
С учетом изложенного полагаем наиболее полным определение основополагающих принципов международного права, предложенное В.В. Ершовым с позиции интегративного правопонимания: «...ос
новополагающие принципы международного и внутригосударственного права - это самостоятельные формы международного и внутригосударственного права, обеспечивающие сбалансированное состояние права, его взаимосвязь с иными формами права, внутреннее единство и целостность; ожи- даемость, предсказуемость, непротиворечивость и последовательность правотворческого и правореализационных процессов»[13].
В специальной литературе общие принципы международного права по сфере применения классифицируются на межотраслевые принципы международного права и принципы, характерные для конкретной отрасли международного права.
Основные принципы международного права закреплены в главе 1 Устава ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., они относятся к положениям «jus cogens» (императивные нормы). Специалисты международного права, как правило, выделяют десять основных принципов. Поскольку данные принципы в большей степени направлены на ре-
гулирование публичных межгосударственных отношений, они не все в одинаковой степени применимы в конкретных отраслях международного права.
Из основных принципов международного права в трудовом праве наиболее востребованы: принцип всеобщего уважения и соблюдения прав человека и принцип добросовестности выполнения международных обязательств. С точки зрения внутригосударственного трудового права принцип международного права уважения прав и основных свобод человека заключается в обязательстве государства уважать и соблюдать, а также содействовать всеобщему уважению и соблюдению трудовых прав граждан, которые в совокупности с другими важнейшими правами считаются в международном сообществе необходимыми для обеспечения нормального существования человека в современном обществе. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает добросовестное выполнение государством своих международных обязательств в сфере труда. Принципы «jus cogens» в целом не совпадают с общепризнанными принципами международного права, представляют собой лишь одну из разновидностей общепризнанных принципов международного права, регулирующих отношения между государствами.
Кроме принципов «jus cogens», подлежащих применению в сфере регулирования трудовых отношений, можно выделить также межотраслевые общепризнанные принципы, к которым относятся, например, равное право на защиту, баланс публичного и частного интересов.
К следующей группе принципов международного права относятся специальные (отраслевые) принципы, в число которых входят принципы международного трудового права. Специальные (отраслевые) принципы международного трудового права в специальной
литературе традиционно называют «основополагающими» (фундаментальными)14. Основополагающие принципы международного трудового права закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г, Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г, Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г. К ним отнесены:
свобода объединений и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
действенное запрещение детского труда;
недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Следует отметить, что каждый из перечисленных специальных (отраслевых) принципов нашел свое развитие в ратифицированных Россией восьми Конвенциях МОТ, фактически содержащих толкование основополагающих принципов, а также рекомендациях МОТ. Например, принцип свободы объединений конкретизирован в Конвенции МОТ № 87 1948 г. «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», Конвенции МОТ № 98 1949 г. «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров»; принцип запрещения принудительного или обязательного труда - в Конвенции МОТ № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде», Конвенции МОТ № 105 1957 г. «Об упразднении принудительного труда», Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду»; принцип запрещения детского труда - в Конвенции МОТ № 1821999 г. «О запре-
• • д-ра
щении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», Конвенции МОТ № 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу»; принцип недопущения дискриминации - в Конвенции МОТ № 100 1951 г «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», Конвенции № 111 1958 г «О дискриминации в области труда и занятости», Рекомендации МОТ № 90 1951 г о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности.
Пунктом 2 Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г. предусмотрено, что государства, являющиеся членами МОТ, даже если они не ратифицировали определенные конвенции МОТ, отражающие позицию МОТ в развитии перечисленных принципов, обязаны претворять в жизнь положения указанных конвенций, исходя из членства в МОТ.
С учетом природы общих принципов международного права, основополагающих (специальных, отраслевых) принципов международного трудового права полагаем обязательным обращение национального правоприменителя к ним в случае коллизии либо пробела в национальных правовых актах, а также для толкования национального трудового права. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью добросовестного исполнения взятых на себя международных обязательств в силу членства России в МОТ и ратификации восьми вышеуказанных Конвенций. «Содержащиеся в Декларации МОТ основополагающие принципы права в сфере труда, - справедливо отмечала В. И. Анишина, - являются для каждого российского судьи критерием проверки всех примененных или подлежащих применению в конкретных делах трудовых норм, положений и действий. Не подлежат применению при разрешении трудовых споров нормы, которые этим принципам не соответствуют»[14]. Кроме того, не следует забывать, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права может стать основанием для отмены или изменения судебного акта (пп. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).
Для эффективной реализации в системе права Российской Федерации общих принципов международного права и основополагающих (специальных, отраслевых) принципов международного трудового права необходимо определить их место во внутригосударственной правовой системе. Данный вопрос до настоящего времени остается дискуссионным. В отечественной юридической литературе сложилось несколько подходов к соотношению юридической силы общих принципов международного права, международных договоров и Конституции Российской Федерации:
общепризнанные принципы международного права обладают большей юридической силой, чем нормы внутреннего законодательства, в том числе конституционные[15];
общепризнанные принципы международного права по юридической силе равны Конституции государства[16]; 3) общепризнанные принципы международного права обладают большей юридической силой, чем международные договоры, но меньшей, чем Конституция18; 4) общепризнанные принципы международного права уступают в юридической силе Конституции, но обладают одинаковой юридической силой с международными договорами19. Наряду с указанными подходами имеет место, например, мнение о том, что приоритет перед нормами внутреннего права имеют только общепризнанные принципы, выраженные в международных договорах20. В. А. Тол- стик полагает, что иерархический приоритет общепризнанных принципов права зависит от способа выражения согласия Российской Федерации на обязательность соответствующих принципов и норм для государства, и различает в порядке убывания юридической силы: общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Конституции Российской Федерации; общепризнанные принципы, закрепленные в конституционных федеральных законах; общепризнанные принципы, закрепленные в Уставе ООН; общепризнанные принципы, закрепленные в ратифицированных международных договорах; общепризнанные принципы, закрепленные в федеральных законах Российской Федерации; общепризнанные принципы, закрепленные в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и т. д.[17] [18] [19] [20]
С целью разрешения проблемы соотношения форм международного и национального права, подлежащих применению во внутригосударственной сфере России, в научной литературе предложены разные пути ее решения. Например, А.Н. Бабай и В. С. Тимошенко считают целесообразным издание единого постановления Конституционного Суда Российской Федерации, включающего перечень общепризнанных принципов и норм международного права, которые Россия считает частью своей правовой системы[21]. С. В. Калашников предлагает разработать и закрепить механизм признания допустимости применения недоговорных норм и принципов международного права в правовой системе России, наделив для этого Конституционный Суд России полномочиями по толкованию того, является ли какая-либо норма международного права частью правовой системы Российской Федерации[22].
Полагаем, что для более эффективного применения положений международного трудового права как составной части правовой системы России механизм такого применения должен быть закреплен на законодательном уровне, в связи с чем поддерживаем предложения, не раз прозвучавшие в специальной литературе, относительно необходимости принятия законов о формах права, подлежащих применению в России, и о порядке применения в правовой системе Российской Федерации форм международного права. Кроме того, разделяем мнение о формировании Приложения к Трудовому кодексу Российской Федерации, в котором содержались бы перечень основополагающих принципов международного трудового права (со ссылками на источник и указанием на открытый характер такого перечня), а также их официальное толкование полномочными международными органами и организациями. Ведь согласно п. «Ь» ч. 3 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
В результате исследования природы и видов принципов международного права считаю возможным сделать следующие итоговые выводы.
Общие и основополагающие (специальные, отраслевые) принципы международного права, регулирующие трудовые отношения в России, являются самостоятельными формами права, реализуемыми в процессе преодоления пробелов и коллизий в национальных правовых актах.
С целью наиболее эффективной реализации общих и специальных принципов трудового права, регулирующих трудовые отношения, необходимо разработать и принять Федеральный закон «О формах национального и международного права, применяемого в Российской Федерации».
[1] См., например: Ершов В. В., Ершова Е.А. Обычаи трудового права: актуальные общетеоретические и практические проблемы // Российское правосудие. 2013. № 5 (85). С. 70.
[2] См., например: Дмитриева И.К. Основные принципы трудового права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Вострецова О. А. Конвенции и рекомендации Международной Организации труда как источник трудового права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Крыжан В. А. Правовой обычай и судебная практика как источники трудового права (на фоне интеграции отраслей российского права и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество государств): дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2006; ЕршоваЕ.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008; Семешко А.И. Международные договоры в сфере труда и их включение в систему трудового права России: дис.. канд. юрид. наук. Пермь, 2009 и др.
[3] См., например: Андрианов В.И. Комментарий к ст. 15 Конституции РФ 1993 года / под ред. А.В. Лазарева. М.: Проспект, 2009. С. 102.
[4] См.: КарташовВ.Н. О сущности и некоторых видах общепризнанных принципов международного права // Международное публичное и частное право. 2010. № 1.
[5] См.: Теория государства и права: учебник / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2004 // СПС «КонсультантПлюс».
[6] Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции РФ // Журнал международного права. 1994. № 4; ЛукашукИ. И. Нормы международного права в правовой системе России: учеб.-практич. пособие. М.: Спарк, 1997. С. 9.
[7] Усенко Е. Т. Очерки теории международного права. М.: Норма, 2008. С. 105-106.
[8] Ершов В. В. Правовая цивилизация: теоретические и практические вопросы международного права // Российский судья. 2005. № 1. С. 14.
[9] Калашников С. В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / под ред. Д. С. Велиевой. М: ДМК Пресс, 2010.
[10] См.: Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994. С. 74; Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. № 3; Толстик В. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 16.
[11] Кузнецова О. А. Соотношение понятий общепризнанные «принципы» и «нормы» международного права // Международное публичное и частное право. 2009. № 3. С. 3.
[12] См. там же.
[13] Ершов В. В. Международное и внутригосударственное право и неправо: юридическая природа, классификация и дифференциация // Российское правосудие. 2015. № 9. С. 5.
[14] Анишина В. И. Применение российскими судами международных трудовых норм. М.: Права человека, 2003. С. 29.
[15] См.: Нешатаева Т.Н. Международное право в судебной практике арбитражных судов // Закон. 1998. № 7. С. 87-96; Винникова Р. В. Имплементация норм международного права в арбитражном процессе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 33; Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право. 2007. № 12. С. 92-98.
[16] См.: ВитрукН.В. Верность Конституции. М.: РАП, 2008. С. 80.
[17] См.: Ищенко О.А., Ищенко Е.Г. Проблемы реализации норм международного права в российском законодательстве // Международное публичное и частное право. 2008. № 3. С. 34-38; Эбзеев Б. С. Основы конституционного строя. Гл. 1 // Комментарий к Конституции / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.: ЭКСМО, 2009. С. 167.
[18] См.: Талалаев А.Н. Два вопроса международного пава в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. № 3. С. 64-70; Зимненко Б.Л. Нормы международного права в судебной практике Российской Федерации: пособие для судей. М.: РАП, 2003; Самархадзе Д.Г. Источники современного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 11-17; Бабай А.Н., Тимошенко В. С. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть российской правовой системы // Международное публичное и частное право. 2006. № 6. С. 30-33.
[19] См.: Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998.
[20] См.: Толстик В.А. Международное право в правовой системе России: проблема включения и иерархического решения // Общепризнанные принципы и нормы международного права. М.: Международные отношения, 2004. С. 59.
[21] См.: Бабай А.Н., Тимошенко В. С. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Закон. 2006. № 11. С. 95-99.
[22] См.: Калашников С. В. Указ. соч.
|