Воскресенье, 24.11.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 56
Гостей: 56
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводтель по кадровым вопросам

Природа общих и специальных принципов международного права, регулирующих трудовые отношения в России

Действующая Конституция Россий­ской Федерации включила общепри­знанные принципы и нормы между­народного права в правовую систему страны (ч. 4 ст. 15), что поставило ряд теоретических проблем как общей те­ории права, так и отраслевых наук, в том числе трудового права. В част­ности, кардинальным образом изме­нилось отношение к формам трудово­го права, действующим на территории Российской Федерации, к которым сто­ронники доминирующего позитивист­ского типа правопонимания традици­онно относили исключительно пра­вовые акты, принимаемые органами государственной власти в целях регули­рования трудовых отношений. В рам­ках сложившегося на настоящем эта­пе развития общества интегративного типа правопонимания, объединившего типы правопонимания, которые прове­рены длительной правоприменитель­ной и правотворческой практикой, наи­более полное развитие нашла позиция о том, что в число форм трудового пра­ва, подлежащих реализации в России, подлежат включению формы междуна-

родного трудового права, инкорпориро­ванные в систему права.

В научной доктрине высказываются вполне обоснованные мнения о формиро­вании единой системы форм внутригосу­дарственного и международного трудового права, реализуемых в Российской Федера­ции, в которую международное и россий­ское право включаются в качестве ее под- систем1. Появляются диссертационные и монографические исследования отдель­ных форм международного трудового пра­ва, подлежащих реализации в России, - об­щих принципов и норм международного права, международных договоров и между­народных обычаев[1] [2]. Повышение значимо­сти международного трудового права в ка­честве регулятора трудовых отношений пе­ревело обсуждение проблемы реализации положений международного права в пло­скость практических вопросов их примене­ния. Разрешение данных вопросов, в свою очередь, не представляется возможным без определения природы всех форм между­народного права, подлежащих реализации в России, в том числе общих принципов международного права, а также их роли и места в системе права Российской Феде­рации.

Между тем среди ученых и практиков по-прежнему отсутствует единство мне­ний относительно сущности общих прин­ципов международного права, в частности общих принципов международного трудо­вого права, их соотношения с формами на­ционального права, что не может не влиять на качество правоприменительной практи­ки в целом, в том числе судебного право­применения.

Так, в научной доктрине высказано мне­ние, согласно которому общие принципы являются элементами содержания иных форм международного права и не имеют самостоятельного значения в сравнении с международными договорами и обычая- ми[3]. Полагаем, что подобная точка зрения является теоретически дискуссионной.

Как известно, в ст. 38 Статута Между­народного Суда ООН принципы названы в качестве самостоятельного источника международного права. Однако понятие общих принципов международного права не содержится ни в международно-право­вых документах, в том числе Декларации о принципах международного права, каса­ющихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами, приня­той Генеральной Ассамблеей ООН 24 октя­бря 1970 г, ни в Конституции Российской Федерации. Российский законодатель так­же не определил понятие и перечень обще­признанных принципов международного права, подлежащих реализации в России. Соответствующий пробел попытался вос­полнить Верховный Суд Российской Фе­дерации в Постановлении от 31 октября 1995 г № 8 «О некоторых вопросах приме­нения судами Конституции Российской Фе­дерации при осуществлении правосудия» и Постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдик­ции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», но, во-первых, предложенные формулировки имели ряд недостатков[4] и, во-вторых, не со­держали ответа на вопрос об иерархии раз­личных форм международного и нацио­нального права между собой.

В общей теории права принципы права традиционно определяются как основные, исходные начала, положения, идеи, кото­рые выражают сущность права как специ­фического социального регулятора, закреп­ляют закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в за­коне, либо выводятся из его смысла[5].

В международном праве к общепри­знанным принципам относят нормы, «при­знаваемые всеми или почти всеми государ­ствами в качестве общеобязательных»[6]. Обязательность общепризнанных принци­пов обусловлена тем, что в них синтезиро­ван опыт развития права, а также общече­ловеческие интересы и ценности, в силу чего они являются главными критерия­ми для выработки всех других норм госу­дарствами в сфере международных отно­шений. «Без или вне основных принци­пов международного права, - утверждал Е. Т Усенко, - нет и самого международно­го права как правовой системы. Основные принципы международного права допол­няют связь ее элементов по однородности их свойств содержательной связью и тем самым придают системе характер содержа­тельной целостности»[7].

Не менее важное значение общепри­знанные принципы международного пра­ва имеют и во внутригосударственной сфере. Одной из целей общих принципов международного права, отмечает В. В. Ер­шов, является «установление своеобразной “связанности”, правовой определенности, правовых пределов, ограничений для го­сударств в процессе выработки, принятия и применения международных договоров и национального права»[8]. Однако значение общепризнанных принципов международ­ного права обусловлено не только тем, что они предопределяют содержание и сущ­ность международного права, но и тем, что они выполняют функции правового регули­рования общественных отношений. В пра­воприменительной деятельности общие принципы права служат определенного рода «стандартами», позволяют выявлять главные черты содержания национальных норм и их основную направленность, обе­спечивают объективное и определенное правовое регулирование общественных отношений, единообразие судебной прак­тики. Такое понимание общих принципов международного права как правового регу­лятора общественных отношений наиболее полно отражает их природу, формирует от­ношение к общим принципам не только как к «идеологическому маяку» для развития национальных правовых систем, но и как к общим принципам международного пра­ва, подлежащим реализации в процессах регулирования общественных отношений.

Рассматривая возможность непосред­ственного применения общих принципов международного права как одной из форм международного права, необходимо отме­тить следующее. Часть авторов полагают, что, поскольку общепризнанные принципы международного права, в отличие от обыч­ных норм, имеют нетипичную структуру (в них отсутствует гипотеза, диспозиция, санкция, они достаточно абстрактны), их прямое применение невозможно. Напри­мер, С.В. Калашников пишет: «...след­ствием фундаментального характера обще­признанных принципов международного права является то, что, в отличие от обще­признанных норм, они не самоисполнимы, так как в силу предельно общего характера для непосредственного применения нуж­даются в конкретизации. Поэтому пря­мое действие. общепризнанных принци­пов международного права представляет­ся вряд ли возможным.»[9]. Большинство специалистов в области международного и конституционного права считают, что принципы являются нормами междуна­родного права особого типа, имеющими общий, универсальный характер, высшую степень обобщенности и, как следствие, особый механизм реализации[10] [11].

Не разделяя данного мнения, полага­ем достаточно обоснованной позицию О. А. Кузнецовой относительно механиз­ма действия общепризнанных принци­пов международного права. По мнению О. А. Кузнецовой, общепризнанные прин­ципы международного права имеют слож­ное строение и состоят из самостоятель­ных элементов - «юридических императи­вов», через которые принципы и способны к реализации. «Механизм их реализации, - пишет О. А. Кузнецова, - заключается в применении содержащихся в них поло­жений через вычленение и уяснение кон­структивного элемента (“императива”)»11. В качестве примера она приводит такой об­щепризнанный принцип международного права, как «судебная защита нарушенных прав», и полагает, что международно-пра­вовая доктрина и международная судебная практика позволяют вычленить в нем сле­дующие императивы: разрешение спора независимым и беспристрастным судом; запрет отказа в правосудии; необходимость исполнения судебного решения; справед­ливость судебного разбирательства; обе­спечение равного процессуального поло­жения сторон в деле; независимость и за­конность назначения экспертиз; законность методов получения доказательств; моти­вированность решения; возможность быть выслушанным судом; разумность сроков разбирательства, открытость разбиратель­ства, публичность объявления судебного решения[12]. Нельзя сказать, что указанные «императивы» односложны и тождествен­ны классической норме права, но, на наш взгляд, они обладают достаточной кон­кретикой для их непосредственного при­менения с целью усиления аргументации судебных решений, восполнения «про­белов» в национальных правовых актах, толкования международных и внутригосу­дарственных норм, демонстрации содер­жательного соответствия национальной нормы общепризнанным принципам меж­дународного права.

Подобным образом можно выявить юридические императивы и в каждом из ос­новополагающих принципов международ­ного трудового права, которые в своей со­вокупности составляют их содержание. Например, анализ международных право­вых документов, международной судеб­ной практики позволяет выделить следую­щие юридические императивы принципа запрета дискриминации: 1) равное право на труд, которое включает право каждо­го человека на получение возможности за­рабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается; 2) равное право на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существо­вание для них самих и их семей, условия работы, отвечающие требованиям безопас­ности и гигиены; 3) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на со­ответствующие более высокие ступени ис­ключительно на основании трудового стажа и квалификации; 4) отдых, досуг и разум­ное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; 5) равное право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих эконо­мических и социальных интересов профес­сиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном усло­вии соблюдения правил соответствующей организации, равное право каждого чело­века на социальное обеспечение, включая социальное страхование; 6) свободу ассо­циации с другими, включая право созда­вать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов; 7) равную защиту закона. Равенство прав, свобод и законных интересов граждан в области труда и заня­тий обеспечивается установлением запре­та установления различий, исключений или предпочтений, основанных на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, полити­ческих убеждений, национальной принад­лежности или социального происхождения и имеет своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

С учетом изложенного полагаем наи­более полным определение основополага­ющих принципов международного права, предложенное В.В. Ершовым с позиции интегративного правопонимания: «...ос­

новополагающие принципы международ­ного и внутригосударственного права - это самостоятельные формы международного и внутригосударственного права, обеспечи­вающие сбалансированное состояние права, его взаимосвязь с иными формами права, внутреннее единство и целостность; ожи- даемость, предсказуемость, непротиворе­чивость и последовательность правотворче­ского и правореализационных процессов»[13].

В специальной литературе общие прин­ципы международного права по сфере при­менения классифицируются на межотрас­левые принципы международного права и принципы, характерные для конкретной отрасли международного права.

Основные принципы международного права закреплены в главе 1 Устава ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отноше­ний и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Хельсинкском заключительном акте Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., они относят­ся к положениям «jus cogens» (императив­ные нормы). Специалисты международного права, как правило, выделяют десять основ­ных принципов. Поскольку данные прин­ципы в большей степени направлены на ре-

гулирование публичных межгосударствен­ных отношений, они не все в одинаковой степени применимы в конкретных отраслях международного права.

Из основных принципов международ­ного права в трудовом праве наиболее вос­требованы: принцип всеобщего уважения и соблюдения прав человека и принцип до­бросовестности выполнения международ­ных обязательств. С точки зрения внутри­государственного трудового права принцип международного права уважения прав и ос­новных свобод человека заключается в обя­зательстве государства уважать и соблюдать, а также содействовать всеобщему уваже­нию и соблюдению трудовых прав граждан, которые в совокупности с другими важней­шими правами считаются в международном сообществе необходимыми для обеспече­ния нормального существования человека в современном обществе. Принцип добро­совестного выполнения международных обязательств означает добросовестное вы­полнение государством своих международ­ных обязательств в сфере труда. Принципы «jus cogens» в целом не совпадают с обще­признанными принципами международно­го права, представляют собой лишь одну из разновидностей общепризнанных прин­ципов международного права, регулирую­щих отношения между государствами.

Кроме принципов «jus cogens», подле­жащих применению в сфере регулирования трудовых отношений, можно выделить так­же межотраслевые общепризнанные прин­ципы, к которым относятся, например, рав­ное право на защиту, баланс публичного и частного интересов.

К следующей группе принципов между­народного права относятся специальные (от­раслевые) принципы, в число которых входят принципы международного трудового права. Специальные (отраслевые) принципы меж­дународного трудового права в специальной
литературе традиционно называют «осново­полагающими» (фундаментальными)14. Ос­новополагающие принципы международ­ного трудового права закреплены во Всеоб­щей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г, Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 дека­бря 1966 г, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г, Декларации МОТ «Об основополага­ющих принципах и правах в сфере труда» 1998 г. К ним отнесены:

свобода объединений и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудитель­ного или обязательного труда;

действенное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации в об­ласти труда и занятий.

Следует отметить, что каждый из пе­речисленных специальных (отраслевых) принципов нашел свое развитие в ратифи­цированных Россией восьми Конвенциях МОТ, фактически содержащих толкование основополагающих принципов, а также ре­комендациях МОТ. Например, принцип сво­боды объединений конкретизирован в Кон­венции МОТ № 87 1948 г. «О свободе ас­социаций и защите права на организацию», Конвенции МОТ № 98 1949 г. «О праве на организацию и на ведение коллективных пе­реговоров»; принцип запрещения принуди­тельного или обязательного труда - в Кон­венции МОТ № 29 1930 г. «О принудитель­ном или обязательном труде», Конвенции МОТ № 105 1957 г. «Об упразднении при­нудительного труда», Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к тру­ду»; принцип запрещения детского труда - в Конвенции МОТ № 1821999 г. «О запре-

• • д-ра
щении и немедленных мерах по искоре­нению наихудших форм детского труда», Конвенции МОТ № 138 1973 г. «О мини­мальном возрасте для приема на работу»; принцип недопущения дискриминации - в Конвенции МОТ № 100 1951 г «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», Конвенции № 111 1958 г «О дискриминации в области труда и заня­тости», Рекомендации МОТ № 90 1951 г о равном вознаграждении мужчин и жен­щин за труд равной ценности.

Пунктом 2 Декларации МОТ «Об осно­вополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г. предусмотрено, что государ­ства, являющиеся членами МОТ, даже если они не ратифицировали определенные кон­венции МОТ, отражающие позицию МОТ в развитии перечисленных принципов, обя­заны претворять в жизнь положения указан­ных конвенций, исходя из членства в МОТ.

С учетом природы общих принципов международного права, основополагаю­щих (специальных, отраслевых) прин­ципов международного трудового права полагаем обязательным обращение на­ционального правоприменителя к ним в случае коллизии либо пробела в нацио­нальных правовых актах, а также для тол­кования национального трудового права. Это обусловлено, в первую очередь, не­обходимостью добросовестного исполне­ния взятых на себя международных обя­зательств в силу членства России в МОТ и ратификации восьми вышеуказанных Конвенций. «Содержащиеся в Деклара­ции МОТ основополагающие принципы права в сфере труда, - справедливо отме­чала В. И. Анишина, - являются для каж­дого российского судьи критерием про­верки всех примененных или подлежащих применению в конкретных делах трудовых норм, положений и действий. Не подлежат применению при разрешении трудовых споров нормы, которые этим принципам не соответствуют»[14]. Кроме того, не следу­ет забывать, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права может стать осно­ванием для отмены или изменения судеб­ного акта (пп. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. «О применении су­дами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

Для эффективной реализации в систе­ме права Российской Федерации общих принципов международного права и ос­новополагающих (специальных, отрасле­вых) принципов международного трудово­го права необходимо определить их место во внутригосударственной правовой систе­ме. Данный вопрос до настоящего време­ни остается дискуссионным. В отечествен­ной юридической литературе сложилось несколько подходов к соотношению юри­дической силы общих принципов между­народного права, международных догово­ров и Конституции Российской Федерации:

общепризнанные принципы междуна­родного права обладают большей юридиче­ской силой, чем нормы внутреннего законо­дательства, в том числе конституционные[15];

общепризнанные принципы междуна­родного права по юридической силе рав­ны Конституции государства[16]; 3) общепри­знанные принципы международного права обладают большей юридической силой, чем международные договоры, но меньшей, чем Конституция18; 4) общепризнанные принципы международного права уступают в юридической силе Конституции, но об­ладают одинаковой юридической силой с международными договорами19. Наряду с указанными подходами имеет место, на­пример, мнение о том, что приоритет перед нормами внутреннего права имеют только общепризнанные принципы, выраженные в международных договорах20. В. А. Тол- стик полагает, что иерархический при­оритет общепризнанных принципов пра­ва зависит от способа выражения согласия Российской Федерации на обязательность соответствующих принципов и норм для го­сударства, и различает в порядке убывания юридической силы: общепризнанные прин­ципы международного права, закреплен­ные в Конституции Российской Федерации; общепризнанные принципы, закрепленные в конституционных федеральных законах; общепризнанные принципы, закрепленные в Уставе ООН; общепризнанные принципы, закрепленные в ратифицированных меж­дународных договорах; общепризнанные принципы, закрепленные в федеральных законах Российской Федерации; общепри­знанные принципы, закрепленные в нор­мативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и т. д.[17] [18] [19] [20]

С целью разрешения проблемы соот­ношения форм международного и нацио­нального права, подлежащих применению во внутригосударственной сфере России, в научной литературе предложены разные пути ее решения. Например, А.Н. Бабай и В. С. Тимошенко считают целесообраз­ным издание единого постановления Кон­ституционного Суда Российской Федера­ции, включающего перечень общепризнан­ных принципов и норм международного права, которые Россия считает частью сво­ей правовой системы[21]. С. В. Калашников предлагает разработать и закрепить меха­низм признания допустимости применения недоговорных норм и принципов междуна­родного права в правовой системе России, наделив для этого Конституционный Суд России полномочиями по толкованию того, является ли какая-либо норма международ­ного права частью правовой системы Рос­сийской Федерации[22].

Полагаем, что для более эффективно­го применения положений международ­ного трудового права как составной части правовой системы России механизм такого применения должен быть закреплен на за­конодательном уровне, в связи с чем под­держиваем предложения, не раз прозву­чавшие в специальной литературе, отно­сительно необходимости принятия законов о формах права, подлежащих применению в России, и о порядке применения в право­вой системе Российской Федерации форм международного права. Кроме того, разде­ляем мнение о формировании Приложения к Трудовому кодексу Российской Федера­ции, в котором содержались бы перечень основополагающих принципов междуна­родного трудового права (со ссылками на источник и указанием на открытый харак­тер такого перечня), а также их официаль­ное толкование полномочными междуна­родными органами и организациями. Ведь согласно п. «Ь» ч. 3 ст. 31 Венской конвен­ции о праве международных договоров 1969 г. при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика при­менения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

В результате исследования природы и видов принципов международного пра­ва считаю возможным сделать следующие итоговые выводы.

Общие и основополагающие (спе­циальные, отраслевые) принципы между­народного права, регулирующие трудовые отношения в России, являются самостоя­тельными формами права, реализуемыми в процессе преодоления пробелов и колли­зий в национальных правовых актах.

С целью наиболее эффективной реа­лизации общих и специальных принципов трудового права, регулирующих трудовые отношения, необходимо разработать и при­нять Федеральный закон «О формах нацио­нального и международного права, приме­няемого в Российской Федерации».

 

[1] См., например: Ершов В. В., Ершова Е.А. Обычаи трудового права: актуальные общетеоретические и практические проблемы // Российское правосудие. 2013. № 5 (85). С. 70.

[2] См., например: Дмитриева И.К. Основные принципы трудового права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Вострецова О. А. Конвенции и рекомендации Международной Организации труда как источ­ник трудового права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Крыжан В. А. Правовой обычай и судебная практика как источники трудового права (на фоне интеграции отраслей российского права и инте­грации Российской Федерации в мировое сообщество государств): дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2006; ЕршоваЕ.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008; Семешко А.И. Международные договоры в сфере труда и их включение в систему трудового права России: дис.. канд. юрид. наук. Пермь, 2009 и др.

[3] См., например: Андрианов В.И. Комментарий к ст. 15 Конституции РФ 1993 года / под ред. А.В. Ла­зарева. М.: Проспект, 2009. С. 102.

[4] См.: КарташовВ.Н. О сущности и некоторых видах общепризнанных принципов международно­го права // Международное публичное и частное право. 2010. № 1.

[5] См.: Теория государства и права: учебник / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2004 // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции РФ // Журнал международного права. 1994. № 4; ЛукашукИ. И. Нормы международного права в пра­вовой системе России: учеб.-практич. пособие. М.: Спарк, 1997. С. 9.

[7] Усенко Е. Т. Очерки теории международного права. М.: Норма, 2008. С. 105-106.

[8] Ершов В. В. Правовая цивилизация: теоретические и практические вопросы международного пра­ва // Российский судья. 2005. № 1. С. 14.

[9] Калашников С. В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / под ред. Д. С. Велиевой. М: ДМК Пресс, 2010.

[10] См.: Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994. С. 74; Талала­ев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. № 3; Толстик В. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 16.

[11] Кузнецова О. А. Соотношение понятий общепризнанные «принципы» и «нормы» международного права // Международное публичное и частное право. 2009. № 3. С. 3.

[12] См. там же.

[13] Ершов В. В. Международное и внутригосударственное право и неправо: юридическая природа, классификация и дифференциация // Российское правосудие. 2015. № 9. С. 5.

[14] Анишина В. И. Применение российскими судами международных трудовых норм. М.: Права че­ловека, 2003. С. 29.

[15] См.: Нешатаева Т.Н. Международное право в судебной практике арбитражных судов // Закон. 1998. № 7. С. 87-96; Винникова Р. В. Имплементация норм международного права в арбитраж­ном процессе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 33; Ива­нов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право. 2007. № 12. С. 92-98.

[16] См.: ВитрукН.В. Верность Конституции. М.: РАП, 2008. С. 80.

[17] См.: Ищенко О.А., Ищенко Е.Г. Проблемы реализации норм международного права в россий­ском законодательстве // Международное публичное и частное право. 2008. № 3. С. 34-38; Эбзе­ев Б. С. Основы конституционного строя. Гл. 1 // Комментарий к Конституции / под ред. В. Д. Зорь­кина, Л. В. Лазарева. М.: ЭКСМО, 2009. С. 167.

[18] См.: Талалаев А.Н. Два вопроса международного пава в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. № 3. С. 64-70; Зимненко Б.Л. Нормы международного права в судебной практике Российской Федерации: пособие для судей. М.: РАП, 2003; Самархадзе Д.Г. Источники современ­ного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 11-17; Бабай А.Н., Тимошенко В. С. Общепризнанные принципы и нормы международного права как со­ставная часть российской правовой системы // Международное публичное и частное право. 2006. № 6. С. 30-33.

[19] См.: Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Феде­рации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998.

[20] См.: Толстик В.А. Международное право в правовой системе России: проблема включения и ие­рархического решения // Общепризнанные принципы и нормы международного права. М.: Между­народные отношения, 2004. С. 59.

[21] См.: Бабай А.Н., Тимошенко В. С. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Закон. 2006. № 11. С. 95-99.

[22] См.: Калашников С. В. Указ. соч.

Категория: Путеводтель по кадровым вопросам | Добавил: medline-rus (05.08.2017)
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%