Воскресенье, 24.11.2024, 16:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 48
Гостей: 48
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводтель по кадровым вопросам

Основания для прекращения прохождения службы в уголовно-исполнительной системе

В соответствии с п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации, система прохождения службы в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) создает возможности для осуществления любым гражданином права на равный доступ к государственной службе.

Основные базовые требования к гражданам, желающим поступить на службу в уголовно-исполнительную систему, а также условия и порядок приема на службу определены Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Главы IV,VI), Положением о службе в органах внутренних дел (ст.ст. 8,9,11,12,15,22,25,26,29), утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. (далее - Положение о службе) [1] ; Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно­исполнительной системы», утвержденной Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 (далее - Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76).

Решение о приеме на службу в УИС граждан принимается с учетом требований статьи 8 Положения, закрепляющей условия приема на службу, и статьи 59, где законодатель определяет возрастные ограничения, установленные для сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, законодатель устанавливает ограничения конституционного права граждан на доступ к государственной службе. Согласно части 1 статья 9 Положения о службе граждане не могут быть приняты на службу в УИС, в случае, если они:

- признаны решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- имели или имеют судимость;

- привлекались к уголовной ответственности и уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

- не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 8 Положения о службе.

Кроме того, при назначении на должность необходимо уточнить и выполнить требования Положения о службе (ч.2 ст.9) о запрещении прохождения службы в одном органе или учреждении уголовно - исполнительной системы лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Принимая гражданина на службу в уголовно-исполнительную систему, каждая из сторон приобретает права и обязанности. Служебные отношения в уголовно-исполнительной системе имеют устойчивый и длящийся характер. Руководство уголовно-исполнительной системой заинтересовано в их устойчивости, в профессиональном становлении и закреплении на службе сотрудника.

Длящийся характер службы в уголовно-исполнительной системе выражается в том, что она состоит из нескольких сравнительно самостоятельных этапов:

1 этап - отбор и прием на службу в УИС;

2 этап - прохождение службы в УИС;

3 этап - прекращение службы в УИС.

Каждый этап внутренне относительно однороден, но все они между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый последующий этап есть логическое следствие предыдущего, его наступление возможно не просто при ситуации прохождения сотрудником предшествующего этапа, но при условии обязательного соблюдения им всех законодательно установленных правоограничений и требовании к служебной деятельности и служебному поведению сотрудника.

Прекращение службы в УИС - завершающий этап прохождения службы. Охраняя права сотрудника и интересы уголовно -исполнительной системы как государственного органа, законодатель подробно регламентирует основания прекращения служебных отношения и порядок увольнения сотрудников УИС со службы.

Следует особо подчеркнуть, что прекращение служебных правоотношений допускается исключительно только по законодательно закрепленным основаниям. Увольнение сотрудников из уголовно - исполнительной системы с нарушением действующего законодательства ведет к нарушению субъективных прав сторон, причиняет значительный материальный и моральный ущерб, как сотрудникам, так и Федеральной службе исполнения наказаний, в конечном итоге, государству.

Для раскрытия содержания выражения «прекращение службы и увольнение сотрудников уголовно-исполнительной системы» целесообразно остановиться на анализе понятий «прекращение службы» и «увольнение со службы».

Понятия «прекращение службы» и «увольнение со службы» на практике часто отождествляются. Однако, и буквальный и доктринальный анализ законодательства, регламентирующего данные правовые институты, свидетельствует об их нетождественности как по содержанию, так и по объему.

Понятие «увольнение» означает освобождение, отпущение [2] . Административная практика применяет каждое из этих понятий в определенном значении. Освобождение применяется по отношению к лицам, занимающим руководящие должности. Снятие применяется в административной практике, когда основанием увольнения являются отрицательные факты. Понятие «увольнение со службы» как «способ прекращения трудовых (служебных) правоотношений между сотрудником и органом внутренних дел» было сформулировано профессором Л.М. Колодкиным[3].

Понятие «прекращение службы» имеет более широкое смысловое значение. Наряду со случаями увольнения из уголовно-исполнительной системы оно включает в себя и случаи окончания службы при прекращении гражданства Российской Федерации, при признании сотрудника уголовно­исполнительной системы в установленном порядке безвестно отсутствующим, в связи со смертью (гибелью) сотрудника УИС. Можно сказать, что «прекращение службы» включает как юридически значимые действия, которые связаны с волей субъектов служебных правоотношений, так и юридически значимые события, которые не зависят от воли последних.

Таким образом, «прекращение службы в уголовно-исполнительной системе» можно представить в виде юридического акта, свидетельствующего об окончании служебных правоотношений между сотрудником и уголовно­исполнительной системой.

Права и обязанности сотрудников и руководителей органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при прекращении служебных правоотношений закреплены Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Главы IV,VI), Положением о службе в органах внутренних дел (Глава VII); Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 (Раздел 17).

Субъектами правоотношений при прекращении службы в УИС выступают сотрудник и руководитель учреждения или органа уголовно­исполнительной системы, которому предоставлено право приема на службу и увольнения сотрудника.

Если прием на службу в уголовно-исполнительную систему возможен лишь при наличии обоюдного согласия гражданина и учреждения и органа УИС, то позиции сторон по вопросу прекращения служебных отношений часто не совпадают. Намерение расторгнуть служебные правоотношения осуществляется нередко в одностороннем порядке, против воли другой стороны.

В соответствии со статьей 57 Положения о службе основаниями для прекращения службы являются:

увольнение из уголовно-исполнительной системы;

прекращение гражданства Российской Федерации;

признание сотрудника уголовно-исполнительной системы в установленном порядке безвестно отсутствующим;

смерть (гибель) сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Основания для прекращения службы в общем объеме неоднозначны. На

практике наиболее распространенным основанием для прекращения службы является институт увольнения из органов и учреждений уголовно - исполнительной системы.

Коротко остановимся на содержании остальных оснований для прекращения службы.

Прекращение гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» [4] определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

На основании статьи 18 названного закона гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно статье 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Названным законом установлены полномочия Президента Российской

Федерации по делам о гражданстве Российской Федерации. Так, согласно статье 29 закона Президент Российской Федерации принимает решение по вопросам прекращения гражданства Российской Федерации и оформляет такое решение путем издания указа.

Признание сотрудника уголовно-исполнительной системы в установленном порядке безвестно отсутствующим.

В соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

В случаях, если сотрудник уголовно-исполнительной системы продолжительное время отсутствует в месте постоянного жительства, то в интересах семьи и других лиц проводятся мероприятия по его розыску.

На основании решения суда сотрудник уголовно -исполнительной системы исключается из списков личного состава приказом за подписью соответствующего начальника учреждения и органа уголовно­исполнительной системы, имеющего право увольнения этих лиц.

Смерть (гибель) сотрудника уголовно-исполнительной системы.

На основании статьи 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. А если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая - в течение шести месяцев.

Таким же образом объявляются умершим по истечении двух лет сотрудники уголовно-исполнительной системы, пропавшие без вести в связи с военными действиями.

В случае смерти (гибели) сотрудника начальник учреждения и органа уголовно-исполнительной системы назначает служебное расследования для выяснения фактических обстоятельств, послуживших причиной гибели сотрудника, а также установления факта его гибели.

Исключение из списков личного состава умершего (погибшего) сотрудника производится на основании свидетельства о смерти.

Дадим общую правовую характеристику увольнения, как самостоятельного основания прекращения службы в уголовно - исполнительной системе. В служебных правоотношениях законодатель стоит на позиции охраны прав и законных интересов каждой из сторон этих правоотношений, как сотрудника, так и уголовно -исполнительной системы. Нормы Положения о службе, регламентирующие основания и порядок увольнения со службы, учитывают ряд факторов и предусматривают различные правовые последствия для сторон в зависимости от того:

- по требованию какой стороны происходит увольнение (руководителя учреждения и органа УИС, сотрудника или третьей стороны);

- на каком основании уволен сотрудник;

- каковы мотивы увольнения;

- при каких условиях осуществлено увольнение.

В зависимости от инициатора расторжения и прекращения служебных правоотношений, принято различать:

- увольнение по инициативе руководителя учреждения и органа УИС;

- увольнение по инициативе сотрудника;

- увольнение по инициативе органа, не являющегося стороной правоотношения.

Таким образом, лишь с учетом всех этих условий и факторов можно говорить о признаках, которые в своей совокупности характеризуют правовой институт «увольнение со службы из уголовно-исполнительной системы».

Анализ действующего законодательство свидетельствует о том, что законодатель связывает увольнение с такими юридическими фактами, как события и действия. Для возникновения правовых отношений, их изменения и прекращения имеет значение не отдельный факт, а их совокупность, именуемая фактическим составом.

Правильное усвоение фактического состава, которое лежит в основе возникновения, изменения и прекращения конкретного правоотношения имеет важное правоприменительной значение.

Увольнение сотрудника со службы представляет собой сложный состав юридических фактов. Фактические обстоятельства, предопределяющие увольнение, характеризуются тем, что они могут представлять собой как события (например, невозможность сотрудника по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью), так и действия (сокращение штатов).

Правовые нормы, закрепляющие соответствующие фактические обстоятельства, являются юридической основой для правоприменителя, на основании которых он принимает решение об увольнении и тем самым обеспечивается режим законности службы в уголовно-исполнительной системе. Поэтому не случайно, что сам законодатель именует их как «основания для увольнения сотрудника». Если фактические обстоятельства не имеют нормативно-правового закрепления, то они не могут служить основанием для увольнения сотрудника из органов и учреждений уголовно - исполнительной системы.

Однако на практике наблюдаются случаи, когда сотрудника увольняют при наличии фактических обстоятельств, которые не являются основанием для увольнения. Или же сотрудника увольняют со ссылкой на основание, но при отсутствии фактических обстоятельств. Если фактические обстоятельства не имеют нормативного закрепления, то они не могут служить основанием для увольнения из уголовно-исполнительной системы.

Увольнение сотрудника по основаниям, не предусмотренным законом или с нарушением порядка увольнения, влечет за собой право сотрудника требовать восстановления на службе, как во внесудебном (административном), так в судебном порядке.

Учитывая изложенное, можно сказать, что основания для увольнения - это законодательно закрепленные фактические обстоятельства, при наличии которых требование, выраженное субъектами или третьей стороной (судом) служебного правоотношения, влечет за собой увольнение сотрудника из уголовно-исполнительной системы и тем самым прекращает данное правоотношение.

Следует отметить, что во всех случаях прекращение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы оформляется приказом соответствующего начальника - либо приказом об увольнении сотрудника из уголовно-исполнительной системы, либо приказом об исключении из списков личного состава лиц в следствии: прекращения ими гражданства Российской Федерации, признания их судом безвестно отсутствующими, а также в случае их смерти (гибели).

 

[1] Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно- исполнительной системы» распространил действие Постановления Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» на сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

[2] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. - М.: Русский язык,1991. С.463.

[3] Колодкин Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР. 1979.

[4] Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. ст. 2031.

Категория: Путеводтель по кадровым вопросам | Добавил: medline-rus (06.08.2017)
Просмотров: 654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%