В настоящее время особую остроту приобретает проблема совершенствования правового механизма прекращения служебных отношений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Правовой институт увольнения как способ прекращения служебных правоотношений между сотрудником и уголовно-исполнительной системой является административно-правовым актом. Приказ об увольнении есть правоприменительный документ, закрепляющий правопрекращающий факт[1].
Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе регламентируется достаточно большим количеством нормативно-правовых актов. Законодательство о прохождении службы предусматривает процедуру прекращения служебных отношений, предписывает порядок и форму их проведения.
Среди всего многочисленного законодательного корпуса мы уже особо отмечали такие как: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»; Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76. Данные нормативные документы содержат, прежде всего, нормы служебного права.
Вместе с тем, не вдаваясь в острые дискуссии на предмет того распространяется ли на сотрудников уголовно -исполнительной системы Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс РФ), в каком объеме и в каких случаях, будем исходить из существующей судебной практики, которая как на уровне высших судебных инстанций в лице Верховного Суда РФ, так и нижестоящих звеньев судебной системы однозначно при разрешении споров, связанных с увольнением сотрудников уголовно-исполнительной системы, применяет нормы Трудового кодекса РФ. Правовые аргументы в пользу существующей позиции отечественной судебной системы связаны, во-первых, с фактом того, что после Конституции Российской Федерации Трудовой кодекс РФ обладает наибольшей юридической силой в области нормативно-правового регулирования трудовых правоотношений. Во-вторых, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации вправе свободно выбирать род деятельности и профессию. Юридическим оформлением выбора гражданина является, в частности, заключение контракта о прохождении службы или трудового договора (контракта). Таким образом, прохождение службы в уголовно-исполнительной системе является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего, при рассмотрении дел по искам сотрудников уголовно-исполнительной системы, нормы Трудового кодекса РФ подлежат применению судами всех инстанций. В связи с этим регламентирующие трудовые правоотношения сотрудников уголовно-исполнительной системы нормы права «специальных» нормативно-правовых актов, при этом не соответствующие Трудовому кодексу Российской Федерации, являются ничтожными и, соответственно, не должны применяться.
Анализ норм Главы VII Положения о службе свидетельствует о том, что все основания увольнения сотрудников можно классифицировать по различным основаниям.
Так, с точки зрения наступления для увольняемого сотрудника определенных юридических последствий все основания увольнения можно разделить на две группы. В зависимости от того или иного основания увольнения сотруднику уголовно-исполнительной системы может быть предоставлен определенный пакет социальных гарантий при увольнении или отказано в его предоставлении. Иными словами увольняемый сотрудник или получает определенные материальные и нематериальные блага при увольнении или лишается таковых.
В первую группу оснований увольнения, в соответствии со ст.ст. 58,60,61,64 Положения о службе, не влекущих негативных юридических последствий, входят:
а) по собственному желанию;
б) по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения;
в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации учреждения и органа уголовно-исполнительной системы в случае невозможности использования сотрудника на службе;
по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;
н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
Во вторую группу оснований увольнения, в соответствии со ст.ст. 58,60,61,64 Положения о службе, которые влекут негативные юридические последствия входят:
д) в связи с нарушением условий контракта;
и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
к) за грубое нарушение служебной дисциплины;
за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника уголовноисполнительной системы;
м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;
п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника уголовно-исполнительной системы требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
Классификация оснований увольнения может быть основана и на другом критерии - по законодательно закрепленному субъекту, которому предоставлено право инициативы увольнения. Так, согласно статьи 58 Положения, увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах:
"б" - по достижении предельного возраста;
"в" - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
"г" - по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
"д" - в связи с нарушением условий контракта может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего учреждения и органа уголовноисполнительной системы.
В основу следующей классификации может быть положен такой вид юридического факта как - является это основание действием или событием. Событийные юридические факты - это:
б) по достижении предельного возраста;
ж) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;
н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
Юридические факты действия - это:
а) по собственному желанию;
в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
д) в связи с нарушением условий контракта;
е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации учреждения и органа уголовно-исполнительной системы в случае невозможности использования сотрудника на службе;
по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
к) за грубое нарушение служебной дисциплины;
л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника уголовноисполнительной системы;
м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;
п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника уголовно-исполнительной системы требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
[1] См.: Колодкин Л.М. Указ. соч.
|