Перечень оснований увольнения содержится в ст. 58 Положения о службе. Важно отметить, что законодательство устанавливает по каждому из оснований расторжения служебных правоотношений свой порядок и гарантии сотруднику при увольнении.
Вместе с тем, для сотрудников установлена единая гарантия для всех случаев увольнения по инициативе администрации учреждения и органа уголовно-исполнительной системы. Эта гарантия заключается в запрете на увольнение сотрудников в период их временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске, находящихся в качестве заложника, безвестного отсутствия (до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим).
В соответствии со статьей 58 Положения о службе сотрудники уголовно-исполнительной системы могут быть уволены со службы по следующим основаниям:
а) по собственному желанию
Сотрудник имеет право расторгнуть контракт, предупредив об этом руководство в письменной форме (рапорт) за две недели. При этом не имеет значения, заключен с сотрудником контракт на определенный или на неопределенный срок.
По соглашению между начальником учреждения и органа уголовноисполнительной системы и сотрудником контракт может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случаях, когда рапорт сотрудника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлен невозможностью продолжения им службы (напр., выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения органом или учреждением уголовноисполнительной системы законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или контракта начальник учреждения и органа УИС обязан расторгнуть контракт в срок, указанный в рапорте сотрудника.
До истечения срока предупреждения об увольнении сотрудник имеет право в любое время отозвать свой рапорт. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашено в письменной форме другое лицо, которому в соответствии с действующим трудовым законодательством не может быть отказано в заключении контракта.
По истечении срока предупреждения об увольнении сотрудник имеет право прекратить работу. В последний день работы орган (учреждение) УИС обязан выдать сотруднику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению сотрудника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении контракт не был расторгнут и сотрудник не настаивает на увольнении, то действие контракта продолжается.
б) по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 Положения о службе
Увольнение по данному основанию может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
Указанная статья 59 Положения о службе устанавливает следующие возрастные ограничения, установленные для сотрудников уголовноисполнительной системы:
а) от рядового внутренней службы до подполковников внутренней службы включительно - 45 лет;
б) полковники внутренней службы - 50 лет;
в) генерал - майоры внутренней службы - 55 лет;
г) генерал - полковники внутренней службы - 60 лет.
Сотрудники УИС, достигшие предельного возраста, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники УИС в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.
В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.
Решение вопроса о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника по основаниям, предусмотренным законодательством о службе в уголовно-исполнительной системе.
Решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников органов УИС, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников.
В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в УИС.
Военно-врачебной комиссией дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы в занимаемой должности.
Принятые решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста или отказе в этом объявляются сотрудникам лично непосредственными начальниками.
Утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке. На основании поступивших документов в личных делах сотрудников, оставленных на службе, в раздел 10 послужного списка вносится соответствующая запись. Ходатайства и рапорта приобщаются к личным делам сотрудников.
в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию
Увольнение по данному основанию может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со ст. 13 Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в УИС 20 лет и более;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба и (или) служба в УИС.
Однако следует учесть, что при наличии срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе руководителя учреждения и органа УИС к увольнению могут быть представлены только сотрудники, имеющие в течение последнего года службы хотя бы одно из следующих дисциплинарных взысканий:
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- понижение в должности;
- снижение в специальном звании;
- лишение нагрудного знака.
Увольнение сотрудника по пункту «в» статьи 58 Положения следует выделить особо, потому что при таких обстоятельствах он может быть уволен по инициативе руководителя только с согласия самого сотрудника, а в случае увольнения по инициативе самого сотрудника - ограничений нет.
Таким образом, сотрудник, не достигший предельного возраста, но имеющий соответствующую выслугу лет для назначения пенсии, может сам выступить с инициативой об увольнении по данному основанию. В то же время, начальник учреждения и органа УИС со своей стороны может предложить ему уволиться по этому основанию и при получении согласия с его стороны, может его уволить.
г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом
Увольнение по данному основанию может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего учреждения и органа УИС.
Статья 58 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что трудовые договоры могут заключаться:
на неопределенный срок;
на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
д) в связи с нарушением условий контракта
Увольнение по данному основанию может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы.
Если увольнение в связи с нарушением условий контракта (пункт «д» статьи 58 Положения о службе) осуществляется по инициативе сотрудника, то начальник учреждения и органа уголовно-исполнительной системы в двухнедельный срок должен провести проверку сведений о нарушении и в пределах предоставленных полномочий принять одно из следующих решений:
- разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, о продолжении службы в УИС и отзыве предыдущего рапорта;
- уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине начальника учреждения и органа УИС условий контракта, которые не могут быть им устранены. Если решение вопроса об увольнении выходит за пределы компетенции начальника, то он обязан незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему начальнику, имеющему такое право.
В приказе об увольнении сотрудника из уголовно-исполнительной системы после ссылки на пункт «д» статьи 58 Положения о службе указывается, какой стороной было допущено нарушение условий контракта.
При увольнении сотрудника за нарушение условий контракта стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию с него в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по этому основанию может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством.
е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации учреждения и органа УИС в случае невозможности использования сотрудника УИС на службе (при отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность)
Данный пункт реализуется совместно со статьей 16.1 и пунктами 8.6 и 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06 июня 2005 г. №76. Однако, ни в Положении о службе, ни в приказе Минюста России от 06 июня 2005 г. №76 достаточно подробно этот момент не прописан.
Для уяснения правового смысла необходимо обратиться к позиции законодателя, закрепленной в Трудовом кодексе РФ.
Пункт «е» предусматривает перечень оснований расторжения служебных правоотношений с сотрудником по инициативе администрации органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.
Основания расторжения служебных правоотношений, возможны в случаях сокращения штатов при:
ликвидации учреждения и органа уголовно-исполнительной системы;
реорганизации учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
Понятие ликвидации организации содержится в ч.1 ст. 61 ГК РФ, согласно которой «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Правопреемства в данном случае не возникает. На базе ранее существовавшего юридического, в случае его добровольной ликвидации, лица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может быть создано или нет новое юридическое лицо.
Другой путь прекращения деятельности юридического лица - это реорганизации (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности. В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом
имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Анализ норм, регламентирующих прекращение служебных
правоотношений по п. «е» свидетельствует о тождественности правовой позиции законодателя, закрепленной в трудовом законодательстве.
Согласно ст. 75 Трудового кодекса РФ правовые последствия для сотрудников при смене собственника имущества организации (предприятия), при изменении подведомственности (подчиненности) организации (предприятия) и их реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании) заключаются в следующем:
В связи со сменой собственника имущества организации (предприятия) новый собственник имеет право заменить руководителя организации (предприятия), его заместителей и главного бухгалтера. Однако это право нового собственника не является его обязанностью. Новый собственник может прекратить трудовой договор по п. 4 ст. 81 Трудового кодекса РФ с руководителем организации (предприятия), его заместителями и главным бухгалтером в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество. По истечении трехмесячного срока увольнение этих работников может быть произведено на общих основаниях, предусмотренных Трудового кодекса РФ, а также по дополнительным основаниям, содержащимся в ст. 278 Трудового кодекса РФ.
Для других работников смена собственника на имущество организации (предприятия) не является основанием для расторжения трудовых договоров. Однако работник может отказаться от продолжения работы с новым собственником, и трудовой договор с ним в таком случае прекращается по п. 6 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Отказ работника от продолжения трудовых отношений должен быть выражен в письменной форме (заявление об увольнении с указанием причин).
Сокращение численности или штата работников организации (предприятия) допускается при смене собственника имущества только после государственной регистрации перехода прав собственности на имущество.
Если изменилась подведомственность организации (предприятия) или произошла ее реорганизация, то трудовые отношения работников (включая руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) продолжаются. В указанных случаях трудовые отношения продолжаются при условии согласия работника на продолжение трудовых отношений. Заключение нового трудового договора не требуется, а в трудовой книжке работника обычно ставится штамп с новым названием организации (предприятия) или делается запись о работе в организации (предприятии), имеющей новое название.
В случае отказа работника от продолжения работы при изменении подведомственности организации (предприятия) или в связи с ее реорганизацией работник должен письменно выразить свое несогласие. Трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В связи с вышеизложенным, администрация при сокращении штатов в случае ликвидации или реорганизации учреждения и органа УИС обязана, с учетом согласия сотрудника, предложить ему вакантные должности в этом учреждении и органе УИС, а при их отсутствии - вакантные должности в другом учреждении и органе УИС в другой местности (п.17.5 Приказа Минюста России от 06 июня 2005 г. №76). При этом под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица учреждения и органа УИС предложение о назначении на равнозначную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой сотрудник может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности[1].
Согласно ст.60 Положения о службе сотрудники УИС ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения. Сотруднику вручается под расписку уведомление. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из уголовно-исполнительной системы направляется заказным письмом.
Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы. К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений.
В ходе собеседования сотрудникам разъясняются:
- порядок проведения организационно-штатных мероприятий;
- основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями;
- права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме.
Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника.
Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ Министерства юстиции Российской Федерации,
Федеральной службы исполнения наказаний, иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другое учреждение или орган уголовно - исполнительной системы или увольнении со службы.
До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на ВВК с целью установления степени годности к военной службе. Заключения ВВК учитываются при определении основания увольнения.
Сотрудник может отказаться от освидетельствования ВВК. Свой отказ он оформляет письменно в форме рапорта на имя начальника, имеющего право увольнения этих сотрудников.
В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования ВВК об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового подразделения. Заключение хранится в личном деле сотрудника и служит основанием для отказа в выдаче направления на освидетельствование ВВК в последующем.
Согласно ст.16.1 Положения о службе при сокращении численности или штата в случае ликвидации или реорганизации учреждения и органа уголовно-исполнительной системы сотрудник может быть выведен за штат и находиться в распоряжении учреждения и органа УИС на срок не более двух месяцев. В срок нахождения в распоряжении не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
До назначения на другую должность или прекращения службы в УИС зачисленный в распоряжение УИС сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания начальника (руководителя) соответствующего учреждения и органа УИС либо другого уполномоченного руководителя.
В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам прохождения службы при проведении организационно-штатных
мероприятий в учреждениях и органах УИС от 13.03.2013 г. (№ Исх. - 026870), основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является постановление Правительства Российской
Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний или территориального органа ФСИН России о ликвидации конкретного учреждения или органа уголовно - исполнительной системы либо о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном учреждении или органе уголовно-исполнительной системы. Срок вступления в силу приказа о проведении организационно - штатного мероприятия в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, как правило, определяется с учетом времени, необходимого для доставки приказа и принятия решения о зачислении сотрудников в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
При ликвидации учреждения или органа уголовно -исполнительной системы сотрудники могут зачисляться в распоряжение вышестоящего или иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, на который возложено проведение организационно-штатных мероприятий или ликвидации.
При сокращении штата учреждения или органа уголовно - исполнительной системы высвобождающиеся сотрудники могут зачисляться в распоряжение этого или иного учреждения или органа уголовноисполнительной системы по согласованию с его начальником при наличии вакантных должностей.
В аналогичном порядке зачисляются в распоряжение сотрудники при расформировании (ликвидации) отдельных структурных подразделений учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или сокращении отдельных должностей.
На сотрудника, зачисленного в распоряжение, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем учреждении и органе уголовно-исполнительной системы. Во время нахождения в распоряжении сотрудник имеет право на предоставление ему в установленном порядке очередного ежегодного и других видов отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обеспечение сотрудника, зачисленного в распоряжение, денежным и вещевым довольствием осуществляется на общих основаниях с иными сотрудниками.
Представление сотрудника, находящегося в распоряжении, к присвоению очередного специального звания не производится до его назначения на должность.
При изменении наименования учреждения или органа уголовноисполнительной системы, структурного подразделения либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится, если не меняются должностные обязанности и (или) оклад по занимаемой должности сотрудника.
Издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы приказа (выписки из приказа) о проведении организационно-штатного мероприятия, но не ранее даты вступления его в силу.
В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам ознакомление сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу.
Одновременно с ознакомлением сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение, он в установленном порядке уведомляется о возможном увольнении со службы под роспись.
Сотрудник, зачисленный в распоряжение, сдает дела по сокращенной должности в установленном порядке и исполняет приказы, распоряжения либо отдельные служебные поручения непосредственных начальников до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении со службы.
Сотрудник может быть уволен по п. «а» Положения о службе - собственное желание до окончания срока нахождения в распоряжении при наличии его рапорта.
Ответственными за своевременное и правильное зачисление сотрудника в распоряжение, последующее его назначение на должность или увольнение со службы являются начальник учреждения или органа уголовно - исполнительной системы и начальник кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
ж) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе
Увольнение по болезни в соответствии с п.п. 17.3; 17.16 Приказа Минюста России от 06 июня 2005 г. №76 осуществляется при наличии заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) о негодности сотрудника к службе.
Порядок организации военно-врачебной экспертизы, медицинского освидетельствования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также порядок определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан с прохождением ими службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России регламентирован Приказом Минюста России от 26 августа 2003 г. № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно - врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе
Условия увольнения по данному основанию:
- невозможность по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью;
- отсутствие возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.
Порядок увольнения по данному основанию полностью аналогичен порядку увольнения по п. «ж» Положения о службе.
Вместе с тем, в соответствии с письмом ГУИН Минюста России от 22 октября 2002 г. №18 / 7 / 5-321 «О порядке увольнения сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» «...в случае, если сотрудник не имеет выслуги срока службы, дающего право на пенсию (20 лет в льготном исчислении), или не достиг предельного возраста пребывания на службе и не имеет общего трудового стажа 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба (служба в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы), и при проведении медицинского освидетельствования признан военно-врачебной комиссией «годным к военной службе с незначительными ограничениями, не годным к службе в занимаемой должности, годным к продолжению службы на должностях, отнесенных к IV группе предназначения», то при отсутствии возможности перемещения его по службе на должность, отнесенную к IV группе предназначения, он, при его согласии (рапорт на увольнение) или соответствующем заключении кадрового аппарата, подлежит увольнению в соответствии с пунктом «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).
В случае отказа сотрудника от должности (равнозначной или нижестоящей) по месту прохождения службы или в ином субъекте Российской Федерации в соответствии с заключением ВВК он подлежит увольнению из уголовно - исполнительной системы по основаниям, предусмотренным ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, за исключением пункта «з» указанной статьи».
и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке
В соответствии со статьей 17 Положения о
службе аттестация проводится в целях определения служебного соответствия сотрудника предъявляемым требованиям. Неявка сотрудника без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации согласно подпункта «з» абзаца 3 статьи 34 Положения о службе является грубыми нарушениями служебной дисциплины.
регламентирования порядка проведения аттестации во ФСИН России, установленным статьей 17 Положения о службе, наделен Министр юстиции Российской Федерации. Данный порядок аттестации
регламентируется пунктами 5.6; 9.1 - 9.26 Инструкции, утвержденной приказом Минюста РФ от 06 июня 2005 г. №76.
В случае увольнения сотрудника по служебному несоответствию в аттестационном порядке (пункт «и» статьи 58 Положения о службе) составленная на него аттестация должна содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законодательства Российской Федерации, анализа его личных качеств, поведения, степени профессиональной подготовленности.
к) за грубое нарушение служебной дисциплины
При увольнении сотрудника за грубое нарушение служебной дисциплины (пункт «к» статьи 58 Положения о службе) необходимо исходить из требований статьи 34 Положения о службе, в которой речь идет о служебной дисциплине.
Служебная дисциплина - это соблюдение сотрудниками установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Минюста России, ФСИН России прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Нарушением сотрудником УИС служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются:
несоблюдение сотрудником УИС запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
б) отсутствие сотрудника УИС дел по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного рабочего времени;
в) нахождение сотрудника УИС на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника УИС от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
г) совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности учреждения или органа УИС либо организации и их структурных подразделений, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
д) разглашение сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, сведений конфиденциального характера или служебной информации ограниченного распространения, ставших известными сотруднику УИС в связи с исполнением им служебных обязанностей;
е) небрежное хранение вверенного для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
ж) отказ или уклонение от прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в случаях, если обязательность их прохождения установлена законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами;
з) неявка без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
и) умышленное уничтожение или повреждение имущества учреждения и органа УИС, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
к) непредставление сотрудником УИС сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником УИС заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера;
л) сокрытие фактов обращения к сотруднику УИС каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
м) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении решений вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник УИС замещает должность, если это не входит в его служебные обязанности;
н) нарушение сотрудником УИС требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
о) совершение сотрудником УИС, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя органа внутренних дел;
п) принятие сотрудником УИС необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу органа внутренних дел.
По факту грубого нарушения служебной дисциплины в обязательном порядке должна быть назначена служебная проверка.
Увольнение сотрудника по пункту «к» статьи 58 Положения о службе осуществляется, как правило, в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании и с учетом требований статей 17 (Аттестация) и 39 Положения о службе (Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий).
При этом в аттестации подробно отражаются сущность и характер совершенных сотрудником нарушений, а также несоблюдение им требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выполнения возложенных на него обязанностей.
При увольнении сотрудника за грубое нарушение служебной дисциплины стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по этим основаниям может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством.
за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел
Увольнение сотрудника по пункту «л» статьи 58 Положения о службе осуществляется, как правило, в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании и с учетом требований статей 17 (Аттестация) и 39 Положения о службе (Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий).
При увольнении сотрудника за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника УИС, стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по этим основаниям может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством.
м) в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу
В соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от 27.05.2013 N 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» в случае если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия указанному сотруднику приостанавливается на основании приказа руководителя учреждения или органа УИС со дня заключения его под стражу и возобновляется со дня освобождения из-под стражи. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей на основании приказа руководителя учреждения или органа УИС.
Увольнение по п. «м» ст. 58 Положения о службе в связи с осуждением за преступление производится независимо от инициативы или мнения сторон правоотношения об увольнении. Эти требования исходит из ст. 9 Положения о службе в соответствии с которыми не могут быть приняты на службу в уголовно-исполнительную систему граждане, имеющие либо имевшие судимость.
При увольнении сотрудника в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по этому основанию может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством.
н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу
Основание увольнения в соответствии с пунктом «н» Положения о службе введено Федеральным законом от 01.04.2005 г. № 27 - ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Основания для увольнения сотрудника по данному пункту сформулированы так, что представляется возможным по некоторым из них проявлять инициативу как сотруднику, так и руководителю учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме
Увольнению за неоднократное нарушение служебной дисциплины должно предшествовать дисциплинарное взыскание, наложенное в письменной форме. Перемещение сотрудника УИС, имеющего действующее дисциплинарное взыскание, на другую должность не освобождает его от ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Соответственно, если с момента применения первого дисциплинарного взыскания не прошло 12 месяцев и в этот же период сотрудник еще раз нарушает служебную дисциплину, такое нарушение будет считаться совершенным неоднократно. В этом случае руководителю учреждения и органа уголовно-исполнительной системы будет иметь все основания для того, чтобы уволить такового сотрудника за неоднократное нарушение служебной дисциплины.
Увольнение сотрудника из уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктами «и», «к», «л», «о» ст. 58 Положения о службе производится при обязательном проведении аттестации.
п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника УИС требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность
При увольнении сотрудника по пункту «п» ст. 58 Положения о службе уведомление о предстоящем увольнении ему не вручается. Расторжение служебных правоотношений осуществляется в одностороннем порядке по инициативе руководителя учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы. Расторжение служебных правоотношений оформляется приказом. В мотивировочной части приказа необходимо указать документы, подтверждающие, что представленные документы являются подложными, а также можно отразить реквизиты документа, содержащего объяснения сотрудника или устанавливающего факт отказа сотрудника от объяснений.
С приказом о прекращении контракта сотрудник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения сотрудника или сотрудник отказывается ознакомиться с ним под роспись, в приказе делается соответствующая запись.
[1] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2. // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 6. 2004.
|