С 01.01.2015 пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), в соответствии с которым досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой устанавливались пенсии до 01.01.2015. Работники организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, но не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, правом на досрочную пенсию не пользуются, за исключением работников некоторых структурных подразделений организаций независимо от организационно-правовой формы, перечисленных в п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781.
По многочисленным обращениям Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о возможности снижения объема пенсионных прав медработников частных медицинских организаций. В резолютивный части Постановления 11П от 03.06.2004 КС не отменил ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку она не обжалована заявителями, в мотивировочной части КС указал: «В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены».
Вместе с тем Определением КС от 22 декабря 2015 г. № 2991-0 устанавливается, что дифференцирование пенсионных прав работников учреждений и организаций не противоречит Конституции РФ, что фактически приводит к отсутствию льготирования работников частной медицины.
Кроме того, термин «учреждение» относится к сфере гражданско-правового регулирования и не может быть отнесен к сфере трудового законодательства. В трудовом праве существуют иные субъекты. Трудовая функция медицинского работника не зависит от организационной формы работодателя, и этот признак не может быть положен в основу дифференциации пенсионных прав наемных работников. Терминологическая путаница в законе порождает дискриминацию медицинских работников, работающих не в учреждениях.
При анализе действующего законодательства можно выделить несколько групп медработников с разными пенсионными правами. Работники медучреждений в сельской местности и городах имеют право на пенсию по истечении 25 и 30 лет работы соответственно. Работники реорганизованных медучреждений имеют такое же право после установления тождества в судебном порядке. Частно практикующие медработники могут включить в льготный стаж время с 1991 по 1999 г. Работники медицинских организаций не имеют права на льготную пенсию.
Представляется, что данная ситуация противоречит целям пенсионного страхования и ставит зависимость пенсионного обеспечения не от характера и условий труда, а от иных, не связанных с трудом факторов.
|