Нередка ситуация, когда работник-совместитель увольняется с основной работы и желает, чтобы работа, которую он выполнял по совместительству, стала для него основной.
По вопросу о том, как работодателю оформить переход работника с совместительства на основную работу, существует две позиции.
Позиция 1: Переход работника с совместительства на основную работу оформляется через процедуру "увольнение - прием": трудовой договор о работе по совместительству расторгается и заключается новый трудовой договор по основному месту работы.
Обоснование: Увольнение работника-совместителя с основной работы не означает, что его работа по совместительству в этом случае автоматически становится для него основной работой. Это обусловлено тем, что договор о работе по совместительству имеет ряд условий, характерных исключительно для совместительства. Работа по совместительству регулируется специальными нормами. Такой вывод следует из анализа положений ч. 2 ст. 60.1, гл. 44 ТК РФ.
В связи с изложенным рекомендуется оформлять переход работника с совместительства на основную работу посредством расторжения с ним договора о работе по совместительству и заключения нового трудового договора по основной работе. Стороны вправе так поступить в силу предоставленных им абз. 2 ч. 1 ст. 21, абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ прав. Такое же мнение высказано в письме Роструда от 22.10.2007 N 4299-6-1.
Таким образом, чтобы оформить переход работника с совместительства на основную работу, необходимо:
Шаг 1. Прекратить трудовой договор по совместительству. Это можно сделать, например, по одному из оснований:
- по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ);
- соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ).
Прекращение трудового договора оформляется в общем порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ. С работником необходимо произвести полный расчет, включая выплату компенсации за неиспользованный отпуск (ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 127, ст. 140 ТК РФ).
Связанные вопросы
Как оформить увольнение по соглашению сторон
Как оформить увольнение по собственному желанию
Как уволить совместителя
Расчет и выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении
Шаг 2. Заключить новый трудовой договор по основному месту работы и оформить прием работника.
Прием работника на основное место работы оформляется с соблюдением общего порядка, предусмотренного ст. 68 ТК РФ.
Как принять на работу
Позиция 2: Переход работника с совместительства на основную работу оформляется с помощью дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора по совместительству.
Обоснование: Совместительство является одним из условий трудового договора, которое включается в него в соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 57 и ч. 4 ст. 282 ТК РФ.
Стороны вправе изменить это условие по письменному соглашению сторон в силу ст. 72 ТК РФ. Для перехода с совместительства на основную работу необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор о работе по совместительству, в частности о признании условия о совместительстве недействующим.
Согласился с данной позицией в том числе Роструд (письмо от 22.10.2007 N 4299-6-1).
Порядок действий в таком случае должен быть следующим.
Шаг 1. Получить от работника трудовую книжку.
Это необходимо, чтобы удостовериться в том, что работник уволен с основного места работы.
Шаг 2. Заключить дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора по совместительству. На основании этого соглашения условие о совместительстве будет признано недействующим, а работник будет считаться принятым на основную работу.
В соглашении также следует отразить изменение условий:
- о режиме рабочего времени. Норма рабочего времени совместителя отличается от нормы рабочего времени основного работника (ст. 284 ТК РФ);
- оплате труда. Как правило, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени (ч. 1 ст. 285 ТК РФ).
Образец дополнительного соглашения о признании работы по совместительству основной работой
Шаг 3. Издать приказ о признании работы по совместительству основной работой.
Приказ издается в произвольной форме, поскольку унифицированная не установлена. Он необходим бухгалтерии для правильного начисления заработной платы работнику при ее изменении, а лицу, ответственному за ведение табеля учета рабочего времени, - для правильного указания продолжительности рабочего времени работника.
Образец приказа о признании работы по совместительству основной работой
Шаг 4. Внести запись в трудовую книжку.
Законодательством в такой ситуации не установлены правила внесения записей в трудовую книжку. Варианты ее заполнения в качестве рекомендации предложил Роструд (письмо от 22.10.2007 N 4299-6-1). Выбор зависит от того, была ли внесена запись о работе по совместительству в трудовую книжку работника.
Образец трудовой книжки. Запись при оформлении перехода работника с совместительства на основную работу, если в трудовой книжке есть сведения о совместительстве
Образец трудовой книжки. Запись при оформлении перехода работника с совместительства на основную работу, если в трудовой книжке нет сведений о совместительстве
Шаг 5. Внести сведения об изменении условий работы в личную карточку (например, по форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
Комментарий об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов
Законодательством не регламентирован порядок внесения сведений об изменении условий работы в личную карточку работника.
Личная карточка относится к первичной учетной документации по учету труда и оплаты (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1), однако в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. данным Постановлением) не определено, как можно внести исправления в сведения о работе в личной карточке. Представляется обоснованным руководствоваться порядком внесения изменений и исправлений в первичные документы бухгалтерского учета в соответствии с положениями ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Так, при внесении в личную карточку работника сведений об изменении условий работы имеющуюся запись нужно зачеркнуть одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Над зачеркнутым текстом необходимо написать новую информацию, на полях напротив соответствующей строки указать "Исправлено", заверить подписью кадрового работника и поставить дату исправления сведений. Это следует из анализа содержания п. п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105.
Для того чтобы избежать возникновения проблем при проверке трудовой инспекцией, рекомендуется указывать, на основании какого документа были внесены в личную карточку работника сведения об изменении условий его работы. Это можно сделать в разделе "Дополнительные сведения" личной карточки, например, следующим образом: "Сведения о виде работы изменены с 23.12.2014 на основании дополнительного соглашения от 22.12.2014 N 20/13-тд-01 к трудовому договору от 03.09.2013 N 20/13-тд".
Рекомендация по выбору позиции
Работодатель вправе придерживаться любой из приведенных позиций по оформлению перехода работника с совместительства на основную работу.
Более предпочтительной с точки зрения минимизации рисков работодателя представляется первая. Она регламентирована трудовым законодательством и не содержит сложностей в оформлении.
Процедура прекращения и процедура заключения трудового договора урегулированы трудовым законодательством. Оформление трудовой книжки производится в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69). Оформляя переход совместителя на основную работу таким способом, работодатель не нарушает положения законодательства.
Процедура оформления перехода с совместительства на основную работу через дополнительное соглашение законодательно не регламентирована. В частности, не установлено, какую запись следует вносить в трудовую книжку. Письмо Роструда от 22.10.2007 N 4299-6-1, в котором даются рекомендации по данному вопросу, нормативным правовым актом не является. В связи с этим работодатель в случае возникновения претензий со стороны проверяющих не сможет подтвердить законность внесения таких записей.
Кроме того, при внесении в трудовую книжку записи, не соответствующей трудовому законодательству, возможны разногласия с органами ФСС РФ при подсчете страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Учитываемые при подсчете страхового стажа записи должны соответствовать трудовому законодательству, действовавшему на день их внесения в трудовую книжку (п. 24 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91). В данном случае указанное условие не соблюдается.
|