Для правильного применения той или иной нормы трудового права важно знать правила, касающиеся действия норм трудового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц определяется ст. 11 ТК РФ. Трудовое законодательство подлежит применению всеми работодателями (физическими лицами и юридическими лицами независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности). Трудовое законодательство распространяется также на всех работников (общие нормы) или на определенный круг субъектов (специальные нормы), в чем проявляется единство и дифференциация трудового регулирования труда. Часть 6 ст. 11 ТК РФ устанавливает, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с ТК РФ. При этом ст. 252 ТК РФ определяет, что особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психологическими особенностями организма, природно‑климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
ТК РФ определено, что трудовое законодательство распространяется на государственных и муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»[1], Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в РФ»[2]). При этом в ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» говорится, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом, а в ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» указывается, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового прав, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Таким образом, можно сделать вывод, что ТК РФ содержит правило о своем преимуществе в регулировании отношений государственной и муниципальной службе, а специальные законы, наоборот, устанавливают свое верховенство в данном вопросе.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября
2011 г. № 25‑П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с жалобой граждански В. Ю. Боровик» [3] свидетельствует о возможности субсидиарного применения норм ТК РФ при восполнении пробелов законодательства о государственной гражданской службе. Данным Постановлением установлено, что увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением занимаемой должности по инициативе представителя нанимателя не допускается.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 06 декабря
2012 г. № 31‑П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой» [4] указанные положения закона были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку допускали увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу которые не находятся в отпуске по беременности и родам в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, что недопустимо согласно ст. 261 ТК РФ.
В некоторых случаях отношения, связанные с использованием личного труда и возникшие на основании гражданско‑правового договора, могут быть признаны трудовыми (в добровольном порядке работодателем, в инспекционном или судебном порядке). В таком случае к данным отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с момента их возникновения. Как указано в ч. 3 ст. 191 ТК РФ, неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско‑правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором РФ.
Согласно ч. 8 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
1) военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
2) члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
3) лица, работающие на основании договоров гражданско‑правового характера;
4) другие лица, если это установлено федеральным законом.
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени регламентируется ст. 12 ТК РФ.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Таким образом, вступление нормативного правового акта в силу напрямую зависит от вида этого акта. Порядок опубликования и вступления в силу:
1) международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101‑ФЗ «О международных договорах РФ»[5];
2) федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5‑ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»[6];
3) актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[7];
4) социально‑партнерских соглашений и коллективных договоров устанавливается ст. 42, 48 ТК РФ. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению установлен Приказом Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н «Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению»[8]. При этом ТК РФ устанавливает, что коллективный договор и соглашение подлежат уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Вступление коллективного договора и соглашения в силу не зависит от их уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращают свое действие в связи:
1) с истечением срока действия;
2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
3) отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.
В трудовом праве действует принцип «закон обратной силы не имеет», т. е. закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие; действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 3 и 4 ст. 12, ч. 1 ст. 424 ТК РФ). Например, Федеральный закон от 02 апреля 2014 г. № 56‑ФЗ[9] ограничил размер выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров с отдельными категориями работников (руководителями, их заместителями, главными бухгалтерами и членами коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, а также государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий). Максимальный размер выплат составляет трехкратный размер среднего месячного заработка таких работников. В ст. 2 Федерального закона № 56‑ФЗ указано, что условия заключенных до дня вступления в силу данного закона (до 13 апреля 2014 г.) трудовых договоров с обозначенными категориями работников прекращают свое действие со дня вступления указанного закона в силу.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 5 ст. 12, ч. 2 ст. 424 ТК РФ).
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:
1) с истечением срока действия;
2) отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
3) вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве, определяется ст. 13 и 423 ТК РФ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории РФ, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014‑1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»[10], применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения в действие ТК РФ, постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов. В качестве примеров таких актов можно привести Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ от 30 апреля 1930 г. № 169[11]; Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П‑22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»[12]; Постановление Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1954 г. № 233 «О дежурствах на предприятиях и учреждениях»[13].
[1] Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
[2] Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
[3] Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49. – Ст. 7333.
[4] Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 52. – Ст. 7571.
[5] Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
[6] Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
[7] Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
[8] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2016. – № 4.
[9] О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников: федеральный закон от 02 апреля 2014 г. № 56‑ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 14. – Ст. 1548.
[10] Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. – № 51. – Ст. 1798.
[11] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[12] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[13] Бюллетень ВЦСПС. – 1954. – № 8.
|