Согласно ч. 2 ст. 20 ТК РФ работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Интересно отметить, что ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10‑ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет работника как физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора, лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования.
Исходя из анализа ст. 15, 21 и 56 ТК РФ, можно выделить статутные права и обязанности работника, характеризующего его как субъекта трудового права:
1. Личное выполнение трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы);
2. Подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, установленных работодателем;
3. Работа осуществляется на основании трудового договора[1] за плату, носящую алиментарный характер, а это значит, что оплата предоставляется работнику не только за выполненную работу, но и за время, когда работник не трудился (простой не по вине работника, временная нетрудоспособность). Кроме того, оплата носит регулярный характер.
Таким образом, работник – это лицо, реализующее свою способность к несамостоятельному и зависимому труду, лично выполняющее обусловленную трудовую функцию на основании трудового договора, подчиняющееся правилам внутреннего трудового распорядка работодателя и получающее обусловленную заработную плату.
Следует отличать общий правовой статус физического лица и правовой статус работника, вступившего в трудовые отношения с конкретным работодателем. ТК РФ объявил в качестве задач трудового законодательства правовое регулирование отношений по трудоустройству у данного работодателя, в связи с чем в предмет трудового права не входят отношения по трудоустройству, возникающие между работодателем и органами службы занятости, а также между гражданином, ищущим работу, и органами службы занятости. Поэтому в число субъектов трудового права не попадают безработные граждане, в качестве субъектов трудового права рассматриваются «уже работники».
На объем трудовой правосубъектности работника влияют различные обстоятельства; это так называемые субъективные и объективные факторы дифференциации трудовой правосубъектности. Субъективные факторы обусловлены свойствами личности (гражданство, возраст, пол, образование и др.), объективные – характером и условиями труда. Причем, как справедливо отмечают А. М. Лушников и М. В. Лушникова, от понятия «дифференциация трудовой правосубъектности» следует отграничивать понятие «ограничение трудовой правосубъектности». Различия между ними состоит в том, что во‑первых, ограничение трудовой правосубъектности применяется в судебном порядке в отношении лица, совершившего правонарушение (преступление); во‑вторых, ограничение носит индивидуальный характер, в то время как при дифференциации такое ограничение проводится в нормативном порядке[2].
Представляется необходимым проанализировать субъективные факторы дифференциации трудовой правосубъектности работника. Во‑первых, таким фактором выступает возраст работника.
Согласно ст. 63 ТК РФ физическое лицо вправе вступить в трудовое отношение по достижению 16‑летнего возраста. Статья 63 ТК РФ предусматривает и иной возраст приема на работу, а также ряд дополнительных условий такого приема. Заключение трудового договора возможно:
1) с лицом, получившим или получающим общее образование и достигшим возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. Трудовой договор в данном случае может быть заключен как с лицом, которое к этому моменту (достижение 15 лет) уже получил, получает основное общее образование, так и с лицом, которое в соответствии со ст. ст. 61 и 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оставило общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или было отчислено из организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и не совершеннолетних»[3]);
2) с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы;
3) с лицом, не достигшим возраста 14 лет, с согласия одного из родителей (опекуна), разрешения органа опеки и попечительства, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для участия с создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
Если работодатель в нарушение требований ч. 4 ст. 64 ТК РФ допустил к работе лицо, не достигшее возраста 14 лет, а также в случае несоблюдения работодателем условий заключения трудового договора с лицом, достигшим возраста 14 лет, суд вправе признать трудовой договор заключенным со дня фактического допуска работника к работе с ведома или по поручению работодателя. В таком случае трудовой договор с работником подлежит прекращению в соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ в связи с нарушением правил его заключения, исключающем возможность продолжения работы, и работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка. Вместе с тем возможность продолжения трудового договора не исключается, если обстоятельство, препятствовавшее заключению трудового договора, устранено (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).
Согласно конвенции Международной организации труда № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу»[4] такой возраст должен быть не ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не должен быть ниже 15 лет. Возможность установить минимальный возраст, равный 14 годам, предусмотрена лишь для стран, чья экономика и система образования недостаточно развиты и только после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют. При этом каждый член Международной организации труда, установивший возраст в 14 лет как минимальный, должен включать в свои отчеты о выполнении данной Конвенции заявления о том, что причины, вызвавшие такое решение, не изменились; или о том, что он отказывается от своего права воспользоваться положениями, установленными данной Конвенцией, начиная с определенной даты (ст. 2). Компетентный орган власти после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, где таковые существуют, может допускать в отдельных случаях исключения из запрещения приема на работу по найму или на другую работу, предусмотренного в ст. 2 Конвенции (т. е. 15 или 14 лет), для таких целей, как участие в художественных выступлениях (ст. 8).
Кроме того, РФ должна соблюдать международный принцип о запрещении детского труда. Конвенцией Международной организации труда № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» установлен перечень наихудших форм детского труда (рабство, кабала, принудительный и обязательный труд и др.), предусмотрено принятие государствами мер по недопущению вовлечения детей в наихудшие формы детского труда, оказание необходимого и должного содействия для прекращения занятия детей наихудшими формами детского труда их реабилитация и социальная интеграция.
В некоторых случаях возраст приема на работу может быть повышен по сравнению с возрастом, установленным ст. 63 ТК РФ:
1) работником религиозных организаций может стать лишь лицо, достигшее возраста 18 лет (ст. 342 ТК РФ);
2) работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (ст. 3271 ТК РФ; п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[5]).
Указанные ограничения касаются низшей границы трудовой правосубъектности работников. В отношении верхней границы трудовой правосубъектности наряду с общим правилом, установленным гражданским законодательством (т. е. смерть гражданина), действует следующее исключение. Отдельными нормативными актами установлен предельный возраст работника. Например, в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от срока действия трудовых договоров. По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора, проректора, руководителя филиала (института) в должности до достижения ими возраста 70 лет (ст. 337 ТК РФ).
Второй составной частью трудовой правосубъектности гражданина является его деликтоспособность, т. е. способность отвечать за причиненный вред, нести ответственность за осуществление своих прав и обязанностей. Трудовым законодательством не установлено правил относительно низшего возрастного предела деликтоспособности работника, т. е. получается, что работник может быть привлечен к материальной и дисциплинарной ответственности независимо от возраста. Однако трудовым законодательством установлены некоторые особенности материальной ответственности несовершеннолетних работников. В частности, согласно ст. 242 ТК РФ работники, не достигшие возраста 18 лет, несут полную материальную ответственность только за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка. Относительно дисциплинарной ответственности таких ограничений нет, а потому применение дисциплинарных взысканий также возможно с момента возникновения трудовой правосубъектности работника.
Во‑вторых, субъективным фактором дифференциации трудовой правосубъектности выступает здоровье работника. Не случайно законодательством предусмотрены обязательные медицинские осмотры при осуществлении отдельных видов деятельности. Целями таких медицинских осмотров, согласно ст. 213 ТК РФ, является определение пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы, охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. Выявление у лица, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия по оформлению допуска к государственной тайне, медицинских противопоказаний для работы с такими сведениями, согласно перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития (ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне»[6]; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2011 г. № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну»[7]).
Согласно той же ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, обязаны не реже одного раза в 5 лет проходить обязательное психиатрическое освидетельствование, которое может привести к запрету трудиться на определенных работах. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г.
№ 695[8] установлен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[9] определен перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности и выполняемой в условиях повышенной опасности. Отдельные лица при заключении с ними трудовых договоров должны представить справку о том, не являются ли они подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, привлеченные к административной ответственности, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 65 ТК РФ). К таким работникам относятся: авиационный персонал[10]; работники железнодорожного транспорта[11]; частные охранники[12] и др.
Согласно ст. 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа в допуске к государственной тайне, а следовательно, и к работе, связанной с такими сведениями, может быть признание проверяемого лица недееспособным или ограниченно дееспособным; наличие у него медицинских противопоказаний согласно перечню, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2011 г. № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну».
К педагогической деятельности не допускаются лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке (ст. 331 ТК РФ).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132‑1 «О статусе судей в РФ»[13] судьей может быть гражданин РФ, не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Однако признание лица недееспособным не означает утраты трудовой правосубъектности. Запрет на выполнение работы недееспособными лицами касается лишь строго определенных видов деятельности. В отношении остальных видов деятельности законодатель молчит. В то же время согласно ст. 16 Закона РФ от 02 июля 1992 г. № 3185‑1 «О психиатрической помощи и гарантиях гражданам при ее оказании»[14] государство создает лечебно‑производственные предприятия для трудовой терапии, профессионального обучения и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психиатрическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц; устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами. Из этого следует, что лица, страдающие психическим расстройством, могут трудиться и труд выступает средством лечения таких лиц. Вместе с тем неясным остается вопрос о трудовой деликтоспособности таких лиц. В трудовом законодательстве нет указаний на этот счет. Согласно же гражданскому законодательству вред, причиненный гражданином, признанным судом недееспособным, возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ними надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине. В то же время, если опекун умер или не имеет достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда (ст. 1076 ГК РФ). Еще одно обстоятельство. Согласно п. 2 ст. 171 ГК РФ в интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная ими сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина (например, заключение трудового договора). Таким образом, трудовое законодательство не содержит ответа на вопрос об ограничении трудовой правосубъектности лиц, признанных судом недееспособными в результате психического заболевания.
Если говорить о состоянии здоровья как о субъективном факторе дифференциации трудовой правосубъектности работника, то следует указать на специальные правила трудовой правосубъектности инвалидов. Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают необходимость социальной защиты данного лица (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»[15]). Инвалиды находятся под особой защитой государства как лица, нуждающиеся в повышенной социальной и правовой защите, в связи с чем им предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (ст. 20 Закона):
1. Установление в организациях независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу и минимального количества специальных рабочих мест;
2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
4. Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
5. Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
6. Организация обучения инвалидов новым профессиям.
Наиболее важной гарантией реализации инвалидами права на труд является установление квоты для приема их на работу. Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 21) определен размер указанной квоты. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 10 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Следующим субъективным фактором дифференциации трудовой правосубъектности работника выступает родство. Согласно Закону «О государственной тайне» (ст. 22) основанием для отказа в допуске к таким сведениям может послужить постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.
Кроме того, на правоспособность работника также может повлиять судимость. Например, согласно абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 331 ТК РФ. К педагогической деятельности также не допускаются лица, имеющую неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 2 ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Но в отдельных случаях лица из числа указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 331 ТК РФ могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии двух условий:
1) данные преступления должны быть небольшой или средней тяжести;
2) работники должны получить положительное решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к педагогической деятельности.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132‑1 «О статусе судей в РФ» судьей может быть гражданин РФ, не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям.
Образование работника выступает следующим субъективным фактором дифференциации. Так, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в РФ»[16]). Судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридической образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» (ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132‑1 «О статусе судей в Российской Федерации»).
На объем трудовой правосубъектности работника может повлиять также и гражданство работника (потенциального работника). В отдельных случаях законодатель уточняет, что для возникновения специальной трудовой правосубъектности работника необходимо, чтобы он был гражданином РФ (ст. 4 Федерального закона «О статусе судей в РФ»). Но в рамках данного вопроса обращают на себя внимание иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[17] (ст. 13) иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ в случае, если они достигли возраста 18 лет, имеют разрешение на работу или патент. В отдельных случаях работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без указанного разрешения (например, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы; если они являются высококвалифицированными специалистами или членами семьи высококвалифицированного специалиста; обучаются в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессионально образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию и др.).
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.
Трудовая правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства ограничена в отношении отдельных видов деятельности. Так, данные лица не вправе: находиться на государственной и муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего по Государственным флагом РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром гражданского воздушного судна; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 процентов акций или долей принадлежит РФ, устанавливается Правительством РФ. Замещать должности главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, может иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий в РФ и соответствующий требованиям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Также установлены ограничения для приема иностранных граждан на должности, связанные с государственной тайной. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»[18] лица без гражданства могут быть допущены к таким сведениям на основании решения Правительства РФ, причем, как правило, данные лица не допускаются к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям. Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, в котором предусмотрены обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну[19].
Как известно, в гражданском законодательстве существует понятие «ограниченная дееспособность гражданина» (ст. 30 ГК РФ). Действующим законодательством предусмотрены случаи ограничения трудовой правосубъектности. Лицо, признанное судом ограниченно дееспособным вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставит свою семью в тяжелое материальное положение, не вправе самостоятельно получать заработную плату и распоряжаться ею. Указанные правомочия реализуются попечителем ограниченного в дееспособности гражданина. По мнению И. Я. Киселева, в данном случае трудовая правоспособность и дееспособность работника отделены: он является полностью правоспособным, но его дееспособность (в отношении получения заработной платы) ограничена. Для получения заработка требуется согласие попечителя[20].
Согласно статье 22 Закона РФ «О государственной тайне» признание лица ограниченно дееспособным служит основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Основанием для отказа в допуске служит также признание лица рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.
Случаем ограничения трудовой правосубъектности выступает дисквалификация (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ). Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельности по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных или муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена (если говорить о субъектах трудового права) к лицам, осуществляющим организационно‑распорядительные или административно‑хозяйственные функции в органе юридического лица (руководителям), к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.
В уголовном законодательстве также предусмотрены случаи ограничения трудовой правосубъектности. Одним из видов уголовных наказаний является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью (ст. 47 УК РФ). Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
К объективным факторам дифференциации трудовой правосубъектности относятся характер и условия труда. К таковым относятся, например, климатические условия местности, в которой осуществляется работа, особенности самого труда.
При рассмотрении правового статуса работника как субъекта трудового права не стоит забывать о его правах и обязанностях. Статутные права и обязанности работника закреплены в ст. 21 ТК РФ. Подробнее права и обязанности работника рассматриваются в теме «Трудовые правоотношения».
Под гарантиями в трудовом законодательстве понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально‑трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ). Гарантии прав работников включают гарантии, обеспечивающие реализацию их прав:
1) гарантии прав работников при вступлении в трудовые отношения, предусмотренные ст. 64 ТК РФ (запрещение необоснованного отказа в приеме на работу, запрещение дискриминации в сфере труда);
2) гарантии, обеспечивающие права работников в трудовых отношениях (раздел VII ТК РФ предусматривает гарантии при направлении в служебные командировки, другие служебные поездки и переезды на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей работниками; при совмещении работы с получением образования, а также при допущении к соисканию ученой степени кандидата или доктора наук; при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу и другие);
3) гарантии, предоставляемые при расторжении трудового договора (гл. 27 ТК РФ).
Гарантиями охраны прав работников выступает возможность защиты или восстановления нарушенных прав посредством обращения их в специальные органы, а также посредством самозащиты. Гарантиями прав работников выступают также средства, направленные на обеспечение исполнения своих обязанностей другими субъектами трудовых правоотношений (например, работодателями). Установление ответственности за совершение или не совершения какого‑либо действия по осуществлению прав работников является одной из действенных гарантий прав последних.
За нарушение нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателей, технических правил и т. п. предусматривается ответственность работников, которая выступает важным элементом правового статуса работника. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, за причинение ущерба имуществу работодателя (в том числе имуществу третьих лиц, за сохранность которого работодатель несет ответственность) работник может быть привлечен к материальной ответственности. Кроме того, возможно привлечение работника к гражданско‑правовой ответственности (имеется в виду возмещение убытков по нормам гражданского законодательства руководителем организации в случаях, предусмотренных федеральными законами согласно ст. 277 ТК РФ), к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ), уголовной ответственности (например, согласно ст. 143 УК РФ в связи с нарушением правил техники безопасности).
К законным интересам работника можно отнести интерес работника в получении премии, повышения заработной платы, предоставления отпуска в первый год работы у данного работодателя, в установлении режима неполного рабочего времени, заключении трудового договора на неопределенный срок и другие.
[1] В качестве исключения ТК РФ в числе оснований возникновения трудовых отношений называет фактическое допущение к работе уполномоченным лицом (ст. 16). Однако это не умаляет роли трудового договора, так как даже при фактическом допущении законодатель обязывает работодателя заключить трудовой договор; аналогичное правило должно распространяться на случай подмены трудового договора договором гражданско‑правового характера.
[2] А. М. Лушников, М. В. Лушникова. Курс трудового права. – С. 288.
[3] Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2014. – № 4.
[4] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда. 1991. – С. 1703–1710.
[5] Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
[6] Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Стр. 8220‑8235.
[7] Российская газета. – 2011. – 19 октября.
[8] Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 39. – Ст. 3796.
[9] Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 18. – Ст. 1602.
[10] Статья 52 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60‑ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.
[11] Статья 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17‑ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 169.
[12] Статья 111 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487‑1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 17. – Ст. 888.
[13] Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1792.
[14] Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913.
[15] Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
[16] Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
[17] Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
[18] Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 35. – Ст. 4407.
[19] При этом иностранные граждане допускаются лишь к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02 августа 1997 г. № 973.
[20] Киселев И. Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. – М.: Эксмо, 2005. – С. 68.
|