Первые профсоюзы появились в Англии в конце XVIII века в целях защиты профессиональных интересов своих членов.
С созданием Международной организации труда и развитием международно‑правового регулирования труда появились Конвенции и рекомендации, закрепляющие права профсоюзов. Международная организация труда в своей Декларации 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» заявляет, что все государства – члены Организации имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно принципы, касающиеся основополагающих прав, а именно: свободу объединения и действенное признание права на веление коллективных переговоров (пп. «а» п. 2). Конвенция Международной организации труда № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. предусматривают принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на свободу ассоциаций, право создавать профсоюзы и вступать в них.
В ст. 1 ТК РФ одной из задач трудового законодательства обозначено регулирование отношений по участию профсоюзов в установлении условий труда и применению трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, в отношениях по контролю (надзору) и профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства. Статья 2 ТК РФ содержит принципы, относящиеся к деятельности профсоюзов.
Профессиональные союзы выступают в качестве специфичного субъекта трудового права. Правовой статус профсоюзов определяется ТК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10‑ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[1], которым установлены правовые основы создания профсоюзов, регламентированы отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально‑трудовых прав и интересов. Главной функцией профсоюзов является защита прав и интересов работников, состоящая в деятельности профсоюзных органов, направленной на предупреждение нарушения и восстановления нарушенных прав и законных интересов работников. Другой функцией профсоюзов является функция представительства работников, прямо закрепленная в ст. 29 ТК РФ. Так, интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация.
Анализ законодательства о профсоюзах позволяет выделить их признаки. Во‑первых, профсоюз – это общественное объединение, а следовательно, к нему возможно применение норм Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82‑ФЗ «Об общественных объединениях»[2]. Общественное объединение есть некоммерческая организация, в связи с чем она может заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения уставных целей. Причем профсоюз не просто объединение каких‑либо граждан, а именно граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности.
Во‑вторых, профсоюз – это добровольное общественное объединение, что предполагает недопустимость принуждения граждан к вступлению в профсоюзы, которая выражается в запрете обусловливать прием на работу, продвижение по работе или увольнение с работы принадлежностью или непринадлежности к профсоюзу (ст. 9 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Каждый, достигший 14 летнего возраста и осуществляющий трудовую деятельность, имеет право по своему выбору вступать в профсоюзы, создавать профсоюзы и выходить из профсоюзов. Однако в силу возможности заключения трудового договора с лицами моложе 14 лет, возникает вопрос об их членстве в профсоюзах. Тенденция роста использования детского труда актуализирует необходимость защиты их прав профессиональными союзами. В. А. Васильев предлагает возродить на предприятиях молодежные организации с наделением их функциями по представительству и защите интересов молодых и несовершеннолетних работников[3]. В действительности Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает создание молодежных организаций с 14 лет, а детских – с 8 лет (ст. 19).
В‑третьих, цель создания профсоюзов – представительство и защита социально‑трудовых прав и интересов работников. Статья 29 ТК РФ закрепила право профсоюзов представлять интересы работников. В связи с тем что представительство профсоюзами интересов работников основано на законе (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные органы действуют без доверенности с их стороны.
В‑четвертых, профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, политических партий и других общественных объединений. Запрещается вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Независимость профсоюзов обеспечивается правом профсоюзов и их объединений (ассоциаций) самостоятельно разрабатывать и утверждать уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, структуру; правом образовывать профсоюзные органы, организовать свою деятельность, проводить собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уведомительный характер регистрации, ее необязательность выступают гарантией независимости профсоюзов.
В‑пятых, профсоюз может выступать в качестве работодателя, обладая правами юридического лица.
Законом предусмотрена возможность объединения профсоюзов по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку в общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов (ст. 2 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Правосубъектность профсоюзов как юридических лиц возникает с момента государственной регистрации, носящей уведомительный характер. При этом профсоюзы вправе не проходить государственную регистрацию, в связи с чем они не приобретают прав юридического лица. Содержание трудовой правосубъектности профсоюзов составляют способность выявлять и представлять интересы работников, способность защищать их интересы, работодательская правосубъектность (профсоюзы сами могут выступать работодателями) и способность нести юридическую ответственность за свои действия. Действуют профессиональные союзы на основании своих уставов.
Права и обязанности профсоюзов составляют основную часть их правового статуса. Глава вторая Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» посвящена регламентации основных прав профсоюзов. Считается, что права профсоюзов являются одновременно и их обязанностями, поскольку обязанности профсоюзов вытекают из их защитной и представительской функции, а потому и несут их профсоюзы не перед государством, а перед работниками.
Классификация прав профсоюзов проводится по различным основаниям. По юридической силе выделяют совещательные, паритетные, юрисдикционные и исключительные права. Совещательные составляют права, которые реализуются с учетом мнения профсоюзов, однако мнение профсоюза для работодателя не обязательно. Работодатель лишь должен соблюсти процедуру учета мнения, а принять решение может по своему усмотрению (ст. 372 ТК РФ). К паритетным правам относятся те, которые реализуются совместно или по согласованию с профсоюзами. В данном случае работодатель обязан принять во внимание мнение профсоюза и согласовать с ним свои действия. Причем вопросы, по которым решения принимаются совместно с профсоюзами, условно можно поделить на две группы: установленные ТК РФ (ст. 374) и предусмотренные локальными нормативными актами. Юрисдикционные или решающие права – те, при реализации которых профсоюзы наделены государственно‑властными полномочиями (например, право по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ)). Исключительные находятся только в ведении профсоюзов. По ранее действовавшему законодательству в число таких прав входило направление представителей в комиссию по назначению пенсий, участие в установлении очередности путевок на санаторно‑курортное лечение, участие при назначении пособий по временной нетрудоспособности.
По содержанию и сфере применения права профсоюзов классифицируются на следующие группы: а) права по участию в правотворческой деятельности; б) права по участию в организации и управлении трудом; в) права по контролю в сфере труда; г) право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею.
По способу установления выделяют основные (статутные) и договорные права профсоюзов. К основным правам относятся: право представительства работников; защита права на труд; права по социальной защите работников; право контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и другие.
Рассмотрим содержание прав профсоюзов. Основным правом профсоюзов является право представительства работников. Данное право является базой для наделения профсоюзов иными правами и обязанностями. В частности, профсоюзы выступают представителями работников в социальном партнерстве.
Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности выражается в том, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально‑трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Законом предусматривается учет мнения профсоюзов при принятии органами исполнительной власти и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, затрагивающих социально‑трудовые права работников. Кроме того, профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении своих предложений органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями. Наряду с этим профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально‑трудовой сферы (п. 1 ст. 11 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Реализуя свое право защиты, профсоюзы защищают право работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации (п. 2 ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Защитная функция профсоюзов также проявляется в охране норм трудового права от нарушений, восстановлении нарушенных прав работников, привлечении к ответственности должностных лиц, нарушивших трудовое законодательство.
Право по социальной защите работников состоит в возможности профсоюзов участвовать в разработке государственной политики занятости населения, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости; осуществлять защиту прав работников при решении вопросов увольнения в случаях, установленных законом, предоставления компенсаций и льгот в соответствии с законодательством. Профсоюзы должны быть уведомлены о предстоящем массовом высвобождении работников по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не менее чем за три месяца. Наряду с этим предложения профсоюзов, касающиеся массового высвобождения работников, направленные в органы власти и работодателя, подлежат обязательному рассмотрению. В указанной ситуации профсоюзы вправе предложить перенести сроки или временно прекратить мероприятия, связанные с массовым высвобождением работников. Профсоюзы вправе требовать от работодателей включения раздела о занятости в коллективный договор.
Право профсоюзов по организации и управлению трудом реализуется посредством разработки совместно с работодателем коллективного договора и контроля за его выполнением, а также посредством согласования или учета мнения профсоюза при решении каких‑либо вопросов. Согласно ст. 53 ТК РФ дополнительные формы участия работников в управлении организацией могут определяться коллективным договором или локальными нормативными актами. Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации (ст. 135 ТК РФ).
Права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательств и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений установлено ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В целях осуществления данного права профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, действующие на основании положений, принимаемых общероссийскими объединениями профессиональных союзов. За профсоюзными инспекторами труда закрепляется право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы наделены правом направлять работодателям предписания об устранении выявленных нарушений. В недельный срок с момента его получения работодатель должен сообщить о результатах рассмотрения и принятых мерах. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля соблюдения законодательства о труде, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Для осуществления своих полномочий профсоюзам гарантируется право на получение информации по социально‑трудовым вопросам от работодателей и их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Следующим элементом правового статуса профсоюзов являются гарантии их прав. Систему гарантий прав профсоюзов составляют, во‑первых, имущественные гарантии, которые заключаются в наделении их правом собственности на имущество для осуществления своих задач и целей, гарантированность неприкосновенности и защиты прав собственности профсоюзов. Государство не осуществляет финансовый контроль за средствами профсоюзов, за исключением средств полученных от предпринимательской деятельности. Профсоюзы не отвечают по обязательствам юридических лиц и государства и наоборот. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, уставами первичных профсоюзных организаций. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно‑курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно‑просветительные, научные и образовательные организации, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Профсоюзы могут учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно‑просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов. Профсоюзы вправе осуществлять самостоятельно или через учрежденные ими организации приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Во‑вторых, личные гарантии, предоставляемые лицам, избранным в профсоюзные органы. Такие гарантии предоставляются при увольнении работника по инициативе работодателя, а также при предоставлении работы после окончания выборных полномочий. Личные гарантии по кругу лиц классифицируются на гарантии:
1. Предоставляемые работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ).
Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 или 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Увольнение по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, указанных работников допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ. Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
2. Работникам, освобожденным от основной работы (ст. 375 ТК РФ). Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность) у того же работодателя, а при ее отсутствии с согласия работника – другая равноценная работа (должность) в той же организации. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием у работодателя соответствующей работы (должности) общероссийской (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования – на срок до одного года.
3. Предоставляемые для освобожденных и не освобожденных от основной работы работников профсоюза (ст. 376 ТК РФ).
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 Кодекса.
В отличие от прежнего законодательства, личные гарантии профсоюзным работникам предоставляются только руководителю выборного профсоюзного органа или его заместителю. Причем гарантии предоставляются не по всем основаниям увольнения, а лишь при увольнении по нескольким пунктам ст. 81 ТК РФ. Такая ситуация свидетельствует о сокращении гарантий прав профсоюзных работников по сравнению с КЗоТ.
В‑третьих, в качестве гарантий прав профсоюзов выступает обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. ТК РФ (ст. 377) устанавливает следующие обязанности работодателя, направленные на обеспечение деятельности профсоюзов:
1. Безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте;
2. При численности более 100 работников данного работодателя безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
Также в коллективном договоре могут быть предусмотрены дополнительные обязанности работодателя:
1. Предоставить в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно‑массовой, физкультурно‑оздоровительной работы с работниками и членами их семей;
2. Отчислять в предусмотренных коллективным договором случаях денежные средства на культурно‑массовую и физкультурно‑оздоровительную работу;
3. На основании письменных заявлений ежемесячно бесплатно перечислять на счет профессионального союза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников;
4. Производить оплату труда руководителя выборного профсоюзного органа за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.
Следующая гарантия прав профсоюзов состоит в осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением прав профсоюзов. Такой контроль осуществляет прокуратура, а также сами профсоюзы. Гарантией прав профсоюзов выступает юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах. В частности, лица, нарушившие права и гарантии деятельности профсоюзов, несут дисциплинарную, гражданско‑правовую, административную или уголовную ответственность.
Одним из элементов правового статуса профсоюзов является ответственность профсоюзов за невыполнение своих обязательств. Согласно ст. 31 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 417 ТК РФ привлечение профсоюзов к дисциплинарной ответственности возможно случае, если не была прекращена забастовка, признанная судом незаконной. При этом представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Статьей 55 ТК РФ предусмотрено взыскание штрафа с представителей работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением в размере и порядке, установленных федеральным законом. Однако в КоАП РФ нет норм, предусматривающих ответственность представителей работников (ст. 5.28–5.32 касаются лишь работодателя и его представителей).
[1] Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 148.
[2] Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
[3] Васильев В. А. Представительство в трудовых отношениях// Трудовое право. – 2006. – № 3. – С. 8.
|