Содержанием трудового правоотношения являются права и обязанности сторон трудового правоотношения. Причем данные права и обязанности носят корреспондирующий характер, то есть праву работника корреспондирует соответствующая обязанность работодателя по его реализации. И, наоборот, праву работодателя корреспондирует обязанность работника по выполнению законных распоряжений работодателя, его представителя. Так, ч. 1 ст. 21 ТК РФ содержит перечень субъективных прав работников, которым соответствуют обязанности работодателей, предусмотренные ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Например, праву работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. А обязанностям работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанностей, возложенные на него трудовым договором, и бережного относиться к имуществу работодателя и других работников соответствует право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Указанные права и обязанности вытекают из трудового законодательства, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, трудового договора. В этом проявляется метод правового регулирования трудовых отношений: стороны вправе как сами устанавливать определенный объем прав и обязанностей в отношениях друг с другом, так и вынуждены подчиняться заранее установленным законодателем нормативным положениям в сфере труда[1].
Перечень трудовых прав и обязанностей сторон трудового отношения не ограничивается ст. 21 и 22 ТК РФ, указанные нормы содержат лишь основополагающие права и обязанности, присущие всем без исключения субъектам трудовых правоотношений. Конкретизация прав и обязанностей осуществляется с помощью норм отдельных институтов трудового права. Например, права и обязанности сторон трудового договора в сфере охраны труда установлены в ст. 212, 214 ТК РФ. Специфические права и обязанности, связанные с особенностями трудовой деятельности, могут устанавливаться и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Помимо этого, права и законные интересы сторон трудового отношения закреплены и более конкретизированы в иных нормативных актах. Приведем пример.
Статья 37 Конституции РФ закрепляет право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду выбирать род деятельности и профессию. В ст. 2 ТК РФ закрепляется более содержательное и конкретное положение гражданина в системе общественных отношений в сфере труда. Норма этой статьи гласит: «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых иных непосредственно с ними связанных отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, на который каждый свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию, род деятельности».
Указанный принцип корреспондирует с рядом документов международного характера и международных стандартов в области прав человека. Так ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)[2] неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами человека провозглашает право на труд и свободный выбор работы, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в ст. 6 формулирует дополнительную характеристику права на труд: «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом…».
Еще более развернутое толкование права на труд содержится в Европейской социальной хартии 1961 г.[3] В ст. 1 «Право на труд» части II этого документа установлено: «В целях обеспечения эффективного осуществления права на труд Стороны обязуются:
1) признать одной из своих основных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижения полной занятости;
2) обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности;
3) создать или поддерживать для всех трудящихся бесплатные службы по трудоустройству;
4) обеспечить или содействовать обеспечению соответствующей профессиональной ориентации профессиональной подготовки и переподготовки».
Право на труд предусматривает также обязанность государства принимать надлежащие меры по реализации этого права. Это предполагает проведение определенной социально‑экономической политики и систему гарантий, обеспечивающих свободное вступление в трудовые отношения и выход из них, беспрепятственное осуществление субъективных прав, восстановление нарушенных прав, в том числе запрещение принудительного труда (ст. 4 ТК РФ).
М. В. Лушникова и А. М. Лушников указывают, что содержание трудового правоотношения не следует рассматривать только как совокупность прав и обязанностей его субъектов. Речь необходимо вести о совокупности элементарных правовых связей, применяющихся во времени на основании юридических фактов, где правам одной стороны корреспондируют обязанности другой стороны в рамках единого трудового правоотношения[4].
[1] Трудовое право России/ под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – С. 110.
[2] Российская газета. – 1995. – 5 апреля.
[3] Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17 – 67.
[4] Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: учебник: в 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. – М.: Статут, 2009. – С. 709.
|