Государственную политику занятости можно определить как систему мер, направленных на развитие и регулирование рынка труда, предотвращение безработицы и преодоление ее последствий, обеспечение реализации гражданами права на труд и выбор вида занятости[1].
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Согласно ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032‑1 «О занятости населения в РФ» государственная политика в области содействия занятости направлена:
1) на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
2) обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;
3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
5) осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте дот 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей‑инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);
6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
8) объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействии занятости населения;
9) координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно‑структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
10) координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
11) создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами РФ, включенными в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
12) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения»[2] целью государственной политики в области развития рынка труда является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
1. Повышение гибкости рынка труда. Данную задачу предполагается достичь за счет:
1.1. совершенствования нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибких форм, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;
1.2. повышения эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной зависимости заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения условий труда на рабочих местах;
1.3. создания условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и др);
1.4. расширения практики стажировок молодых специалистов в организациях с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
1.5. стимулирования условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
1.6. обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышения эффективности контроля и надзора за их соблюдением;
1.7. развития социального партнерства;
2. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности предполагает:
2.1. развитие внутрипроизводственного обучения работников, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
2.2. развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;
2.3. развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
2.4. совершенствование национальной системы квалификаций, разработку системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, а также формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;
3. Развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов предусматривается осуществлять путем:
3.1. повышения качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, а также их взаимодействия;
3.2. реформирования системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
3.3. использования новых информационных возможностей и обеспечения доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
3.4. создания механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах РФ;
3.5. разработки новых направлений активной политики занятости населения;
3.6. разработки и реализации комплекса мероприятий по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
4. Создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:
4.1. разработку и реализацию с участием сторон социального партнерства мер экономического стимулирования деятельности работодателей по сохранению жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, а также по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
4.2. проведение специальной оценки труда с целью выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности;
4.3. разработку и реализацию программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
4.4. переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам специальной оценки условий труда;
5. Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров предполагает:
5.1. обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешительных документов и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ;
5.2. формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации и обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства РФ в отношении трудовых мигрантов;
5.3. упрощение процедуры выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;
5.4. организацию за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, истории, и основ законодательства РФ;
5.5. реализацию комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
Законом РФ «О занятости населения в РФ» определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения (ст. 7); полномочие РФ, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (ст. 7.1); полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (ст. 7.1‑1).
Государственная политика в части содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость предполагает наличие единых требований к политике субъектов РФ в области содействия занятости населения. Начиная с 2012 года реализация государственной политики в области занятости населения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в новых условиях. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»[3] к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов об осуществлении полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в РФ». Поскольку мероприятия по содействию занятости населения, а также материально‑техническое и финансовое обеспечение деятельности органов службы занятости являются расходными обязательствами субъекта РФ, каждый субъект РФ вправе определять приоритеты в реализации мероприятий по содействию занятости населения с учетом особенностей экономического развития субъекта РФ. При этом едиными общими требованиями к политике субъектов РФ в области содействия занятости населения являются: обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций; недопущение снижения нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, сложившихся по состоянию до 31 декабря 2012 г.
Основными мероприятиями Программы, реализуемыми субъектами РФ, являются следующие:
1. реализация мероприятий активной политики занятости населения;
2. реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения;
3. развитие трудовой мобильности населения;
4. осуществление социальных выплат безработным гражданам;
5. разработка и реализация территориальных целевых программ улучшений условий и охраны труда на основе типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ;
6. мониторинг внедрения специальной оценки условий труда и результатов реализации работодателями мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.
В РФ устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, предоставляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости (ст. 15.1 Закона РФ «О занятости населения в РФ»). В качестве примеров данных стандартов можно привести:
1. Приказ Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»[4];
2. Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»[5];
3. Приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности»[6];
4. Приказ Минтруда России от 24 декабря 2013 г. № 773н «Об утверждении федерального государственного стандарта по оказанию государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации»[7];
5. Приказ Минтруда России от 11 июля 2013 г. № 304н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения»[8];
6. Приказ Минтруда России от 11 июля 2013 г. № 303н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных»[9];
7. Приказ Минтруда России от 07 марта 2013 г. № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости»[10];
8. Приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»[11];
9. Приказ Минтруда России от 11 февраля 2013 г. № 52н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ»[12];
10. Приказ Минтруда России от 29 января 2013 г. № 34н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ»[13];
11. Приказ Минтруда России от 09 января 2013 г. № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан»[14];
12. Приказ Минтруда России от 09 января 2013 г. № 3н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда»[15];
13. Приказ Минтруда России от 13 ноября 2012 г. № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»[16].
[1] Трудовое право России/ под общ. ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. – С. 10.
[2] Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18. – Ст. 2147.
[3] Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
[4] Российская газета. – 2013. – 14 августа.
[5] Российская газета. – 2013. – 13 ноября.
[6] Российская газета. – 2014. – 2 июля.
[7] Российская газета. – 2014. – 28 марта.
[8] Российская газета. – 2013. – 30 декабря.
[9] Российская газета. – 2013. – 6 октября.
[10] Российская газета. – 2013. – 28 мая.
[11] Российская газета. – 2013. – 22 мая.
[12] Российская газета. – 2013. – 26 июня.
[13] Российская газета. – 2013. – 22 мая.
[14] Российская газета. – 2013. – 13 июня.
[15] Российская газета. – 2013. – 22 мая.
[16] Российская газета. – 2013. – 30 января.
|