Основная обязанность по организации трудоустройства граждан в РФ возложена на федеральную службу по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан[1]. Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[2] Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.
Государственная служба занятости населения включает:
1. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу по труду и занятости;
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (например, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области[3]);
3. Государственные учреждения службы занятости населения (например: Областные казенные учреждения Центров занятости населения и их районные и функциональные отделы[4]).
Государственные учреждения службы занятости населения по своей правовой природе являются учреждениями, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, созданными для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения. Следовательно, государственные учреждения службы занятости населения могут быть отнесены к казенным учреждениям, которыми являются государственные учреждения, осуществляющие оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учреждения службы занятости населения являются некоммерческими организациями; извлечение прибыли не является для них основной целью деятельности. Они могут осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку такая деятельность служит достижению целей, ради которых созданы, и при условии, что такая деятельность указана в их уставах (например, производство товаров и услуг, приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав).
Деятельность государственной службы занятости населения направлена:
1) на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда:
2) информирование граждан РФР, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
3) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
4) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
6) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
7) осуществление контроля за обеспечение государственных гарантий в области занятости населения.
Государственные учреждения службы занятости предоставляют следующие услуги:
1. профессиональная ориентация;
2. психологическая поддержка;
3. профессиональное обучение;
4. организация проведения оплачиваемых общественных работ;
5. организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
6. организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
7. организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
8. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
9. содействие самозанятости безработных граждан;
10. содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства;
11. содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства.
Также можно определить категории граждан, которым отказываются услуги государственными учреждениями службы занятости:
1) инвалиды;
2) уволенные с военной службы и члены их семей;
3) уволенные в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
4) освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
5) стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
6) родители, имеющие детей‑инвалидов;
7) лица из числа детей‑сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
8) граждане предпенсионного возраста;
9) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
10) впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
11) не имеющие квалификации;
12) одинокие родители, многодетные родители.
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Например, в органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к информационно‑аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (https://trudvsem.ru).
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность[5]. Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами по делам миграции и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций. В частности, органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предоставляются сведения о нахождении гражданина на учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в качестве ищущего работу или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляет обмен сведениями с федеральными учреждениями медико‑социальной экспертизы.
Государственная служба занятости осуществляет государственные услуги, адресованные работодателям в целях привлечения трудовых ресурсов, в частности:
1. предоставляет информацию о ситуации на рынке труда, о квалифицированных специалистах и выпускниках профессиональных учебных заведений;
2. подбирает кандидатов на вакансии из числа безработных граждан, желающих сменить место работы;
3. организует собеседования с кандидатами на вакантные места;
4. размещает информацию о работодателе и имеющихся у него вакансиях в информационном зале центра занятости, СМИ, на информационном портале службы занятости;
5. организует ярмарки вакансий для встречи с широким кругом граждан, ищущих работу;
6. осуществляет подбор кадров на временные рабочие места на основании договора по организации оплачиваемых общественных работ, с оказанием безработным гражданам, трудоустроенным на общественные работы, материальной поддержки;
7. предоставляет бесплатные консультации по вопросам трудового законодательства и занятости;
8. предоставляет субсидии на организацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
9. разрабатывает и реализует программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
[1] Вопросы Федеральной службы по труду и занятости: постановление Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2004 г. № 156// Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 15. – Ст. 1448; Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324// Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 28. – Ст. 2901.
[2] Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 22. – Ст. 2754.
[3] О Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области: постановление Губернатора Челябинской области от 4 апреля 2008 г. № 108// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[4] См.: http://szn74.ru/htmlpages/Show/overview/subordinate (дата доступа 19.02.2017).
[5] О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости: приказ Минтруда России от 30 декабря 2014 г. № 1207// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 2015. – № 3.
|