Воскресенье, 24.11.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводтель по кадровым вопросам

Особенности применения профессионального стандарта

В настоящее время в профессиональной литературе, на сайтах министерств и ведомств широко обсуждается вопрос применения профессиональных стандартов.

По вопросу применения ПС до 01.07.2016 года в профессиональном
сообществе сформировано единое мнение, что профстандарты носят или рекомендательный характер, или применяются в качестве альтернативы квалификационным справочникам в порядке, указанном в статье 57 ТК РФ.

Рис. 1. Алгоритм применения ПС в соответствии со ст. 57 ТК РФ

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, иными | федеральными законами с выполнением работ по | определенным должностям, профессиям, специальностям

---------------- 1 связано I—I

предоставление компенсаций и льгот или | |

| 2. наличие ограничений | |

Да

Нет

---------------------------------------------------------------- 1

наименование должностей, профессий | | наименование должностей,

или специальностей | | профессий или |

квалификационные требования к | | специальностей, а также |

должностям | | квалификационные |

должны соответствовать | | требования к должностям |

наименованиям и требованиям, указанным в| | устанавливаются |

 

квалификационных справочниках, | утверждаемых в порядке, устанавливаемом | Правительством Российской Федерации, или

 

соответствующим положениям профессиональных стандартов

 

работодателями в

 

соответствии с

 

| требованиями действующего |

 

законодательства


Например, Федеральная служба по труду и занятости указывает, что применение работодателем профессионального стандарта обязательно, если от этого зависит предоставление работникам компенсаций или льгот (досрочный выход на пенсию, удлиненный отпуск и т.п.), а также применение ограничений*(162),*(163), *(164).

В части применения профессиональных стандартов, начиная с 01.07.2016 года возникает много вопросов и разночтений.

Необходимо отметить, что порядок применения профессиональных стандартов с 01.07.2016 года определен*(165), который вступает в силу 01.07.2016 года. Указанным Законом в Трудовой кодекс РФ вносится статья 195.3. Частью первой данной статьи устанавливается обязательность ПС для применения работодателями. А именно, указывается, что если:

Трудовым кодексом РФ,

другими федеральными законами,

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Соответственно из содержания части первой указанной статьи мы можем сделать следующие выводы: профессиональные стандарты - нормативные акты, которые обязательны для применения всеми работодателями с 01.07.2016 в части
требований к квалификации, если эти требования предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Как указывает Д.Л. Кузнецов, формулировка, предложенная в статье 195.3, "представляется недостаточно удачной, учитывая тот факт, что сам профессиональный стандарт является самостоятельным нормативным правовым актом"*(166). Часть 2 ст. 195.3 дополняет указанную норму следующим положением: если обязательность применения требований к квалификации работников не установлена нормативными актами, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональном стандарте, применяются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Формулировка второй части, по мнению автора, не дает возможность работодателю после 01.07.2016 игнорировать профессиональные стандарты (при их наличии), в случае если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, не установлены путем, предусмотренным в части первой указанной выше статьи.

Соответственно, исходя из формулировок ч. 1 и 2 статьи 195.3, применение профессиональных стандартов обязательно для всех работодателей: в первом случае - в части требований к квалификации, во втором - в качестве основы для самостоятельного определения требований к квалификации.

Рис. 2. Алгоритм применения ПС в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ

-------------------------------------------------- 1

Трудовым Кодексом РФ, |

Другими федеральными законами, |

Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

 

Г

 

Да

 

профессиональные стандарты в

части требования к | квалификации работника | обязательны для применения | работодателями |

профессиональные стандарты применяются работодателями в

качестве основы для | определения требований к квалификации работников

 

I—

Нет

 

L

 

- с учетом особенностей выполняемых работниками |

| трудовых функций |

| - обусловленных | применяемыми |

| технологиями |

| - и принятой           |

организацией |

| производства и труда. |


установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции? |

При этом положения части второй статьи 195.3. ТК РФ Минтрудом РФ интерпретируются*(167) как носящие рекомендательный характер в части установления требований профстандартов к квалификации работника, кроме случаев, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прямо не установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Указанную формулировку письме Минтруда РФ сложно признать удачной, т.к. в случае если требования к квалификации работника не установлены, определенным в части 1 ст. 195.3 способом, то работодатель все равно обязан в силу прямого указания ч. 2. ст. 195.3 ТК РФ самостоятельно определить требования к квалификации работников на локальном уровне:

с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями

принятой организацией производства и труда.

И, соответственно, отсутствие закрепленных на локальном уровне квалификационных требований на основе действующих профессиональных стандартов может рассматриваться как нарушений положений, закрепленных в части второй 195.3 ТК РФ.

Также п. 1 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ предусмотрена третья категория работодателей: государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Для указанных категорий работодателей правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеет право устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части обязательных для применения требований. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ и согласно поручению Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N ОГ-П12-4059 об обеспечении выполнения п. 3 Плана-графика реализации положений Федерального закона N 122-ФЗ о подготовке с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, на стадии публичного обсуждения находится текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Особенности применения профессиональных

стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными

унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями,

государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" *(168). Данный проект устанавливает особенности применения ПС для указанных выше категорий работодателей.

Четвертой группой субъектов, для которых профессиональные стандарты станут обязательными для учета в работе с документами, можно назвать образовательные организации (при разработке профессиональных образовательных программ)*(169), а также разработчиков ФГОС профессионального образования. ФГОС профессионального образования, утвержденные до 01.07.2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части

профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов*(170).

Частью 3 ст. 195.3 федеральный орган исполнительной власти,

осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 таким органом является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации *(171)), уполномочил давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Министерством труда и социальных отношений в рамках своих полномочий было подготовлено и опубликовано письмо от 30.12.2015 N 14-0/В-1190 с "мнением" *(172) относительно применения профессиональных стандартов. Также на сайте http://profstandart.rosmintrud.ru 10.02.2016 были опубликованы материалы "О применении профессиональных стандартов в сфере труда" *(173). По состоянию на

март 2016 года позиция Минтруда сводилась к следующему.

Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

При составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

Представляется, что приведенные "мнения" Минтруда не разъясняют возникающие у профессионального сообщества вопросы относительно обязательности и особенностей применения профессиональных стандартов с 01.07.2016 года. В апреле 2016 года Минтруд публикует на своем официальном сайте в сети Интернет ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов*(174). Часть рассмотренных Минтрудом вопросов активно обсуждается в профессиональной литературе. Обобщая различные мнения и позиции, освещаемые в профессиональном сообществе относительно применения профессиональных стандартов, можно сформулировать следующий перечень проблемных зон.

 

Предмет регулирования профессиональных стандартов

Как уже отмечалось выше, определение ПС, данное в ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, сложно назвать удачным. Определив профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, законодатель способствовал появлению вопросов относительно того, какого рода характеристику квалификации стандарт определяет и что понимается под видом профессиональной деятельности. В Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта под видом деятельности понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда*(175). Соответственно мы можем сделать вывод, что профессиональный стандарт должен разрабатываться не под квалификационную характеристику должности (как раньше разрабатывался ЕКС) и не под характеристику основных видов работ по профессии рабочего*(176) (как раньше разрабатывался ЕТКС), а под характеристику квалификации, необходимой для выполнения работником совокупности обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Указанное "множество трудовых функций" с точки зрения практики применения для конкретного работника предполагает выбор и комбинацию тех из них, которые вместе и составят функциональное описание его рабочего места. Другими словами, профессиональный стандарт (исходя из его определения) неприменим к работнику как исчерпывающее описание его функций и квалификации. Профессиональный стандарт является конструктором в рамках одного вида профессиональной деятельности, из которого формируются требования к трудовым функциям и квалификации работников.

Таким образом, наименования профессиональных стандартов вызывают большое количество вопросов как некорректно отражающие содержание и методологический подход, который транслирует законодатель. Как отмечает О.А. Павлова, разработчики старались остаться в рамках традиций и формулировали названия профессиональных стандартов, базируясь на существующих профессиях и должностях*(177). Нередко в ПС встречается название профессии (например, стропальщик). Встречаются названия профессиональных стандартов, в которых вид деятельности привязан к структурному подразделению, в котором работает рабочий, например: "Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов" *(178), или в целом к виду отрасли производства, например: "Специалист литейного производства в автомобилестроении"*(179) (в указанный ПС разработчиками включены категории должностей от низкоквалифицированных рабочих до заместителя генерального директора, в том числе различные профессиональные группы, например: шихтовщики, лаборанты, формовщики, инженеры-технологи литейного производства и т.д.). Также в ряде случаев в ПС указываются названия должности в форме "специалист по..." (например, "специалист по управлению персоналом"), притом что профессиональный стандарт описывает целый вид профессиональной деятельности, которому в соответствие поставлены должности из ЕКС. Для специалиста по управлению персоналом они выглядят следующим образом: специалист по кадрам, инспектор по кадрам, менеджер по персоналу, инженер по нормированию труда, техник по труду, экономист по труду, начальник отдела кадров, начальник отдела организации и оплаты труда, начальник отдела подготовки кадров, начальник отдела социального развития, заведующий (начальник) отделом кадров, заместитель директора по управлению персоналом. Более того, указанный подход разработчиков подкреплен примером в п. 7 Методических рекомендаций, в соответствии с которым "в наименование профессионального стандарта приводится обобщенное название профессионального стандарта, выраженное существительным в именительном падеже (например, специалист по информационным системам)"*(180).

Категория: Путеводтель по кадровым вопросам | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%