Воскресенье, 24.11.2024, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводтель по кадровым вопросам

Проблема наименования должностей работодателем в соответствии с профессиональным стандартом

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. И если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или положениям профессиональных стандартов*(181). Необходимо отметить, что из данной нормы напрямую не следует, что у всех работников, для которых предусмотрены компенсации и льготы либо для которых установлены ограничения, трудовая функция должна именоваться в четком соответствии с квалификационным справочником или профстандартом. Устанавливается необходимость такого соответствия только в ситуации, когда компенсации, льготы, ограничения "привязаны" к конкретной должности (профессии, специальности). В качестве примера можно привести периоды работы по определенным профессиям и должностям, поименованным в списках, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение*(182). В то же время, если положенные работнику компенсации и льготы или действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, соответствующее название может отличаться от указанного в справочнике или стандарте. Например, такие компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и сокращенная продолжительность рабочего времени, зависят в настоящее время не от названия должности или профессии, а от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса

(подкласса) условий труда на рабочем месте*(183).

Так как ст. 57 не предусмотрено одновременное использование и квалификационных справочников, и ПС, работодатель обязан определиться, чем он будет руководствоваться. Так, Минтруд указывает, что работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации*(184). Соответственно, если организация предполагает переходить на использование ПС (так как, по информации Минтруда, в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами*(185)), то наименования должностей, профессий "должны соответствовать положениям профессиональных стандартов". Несмотря на то, что в литературе встречаются предложения по корректировке должностной инструкции и названий должностей в соответствии с профстандартами*(186), автору представляется затруднительным практическое воплощение на практике данной конструкции. Во- первых, указанная формулировка не дает однозначного понимания того, как именно должна быть сформулирована профессия или должность в соответствующих документах. Во-вторых, не ясно, каким именно положениям стандарта она должна соответствовать. Для каждой обобщенной функции в стандарте разработчиками предусматривается раздел "Возможные наименования должностей", соответственно можно предположить, что необходимо воспользоваться именно этим разделом для формулирования названия должности, профессии. При этом необходимо обратить внимание, что указанные названия профессий, должностей зачастую содержат уровни разрядов, соответствующие старым тарифным сеткам, а не утвержденным для разработки профессиональных стандартов уровням квалификации. Таким образом, возникает вопрос наличия двойной дифференциации работ по уровням квалификации и по тарифной сетке, а также вопрос существования самой сетки после отмены ЕТКС и ЕКС.

Кроме того, необходимо отметить, что для ряда должностей их переименование в соответствии с профстандартами может привести к определенным трудностям для замещающих их работников в при и получении соответствующих льгот. В качестве примера можно привести профстандарт "Буровой супервайзер в нефтегазовой отрасли"*(187), которым в соответствии с должностью "буровой мастер" из квалификационного справочника указаны следующие возможные наименования должностей: буровой супервайзер, старший буровой супервайзер, региональный буровой супервайзер. При этом "мастера буровые и их помощники" включены в Список N 1 (под N 2130100б-23196) производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), а буровые супервайзеры - нет.

Н. Яворчук и К. Требушкова, отмечая особенности досрочного назначения трудовой пенсии по старости (как предоставление льготы, указанной ч. 2. ст. 57 ТК РФ)*(188), указывают на применение списков*(189) производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия. В списках содержатся не описания содержания обобщенных трудовых функций, а наименование должностей, профессий, специальностей. По мнению указанных авторов, только когда предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений не будут зависеть от наименований профессий и должностей, произойдет окончательный переход от системы ЕТКС и ЕКС, основанной на механизме установления требований к знаниям и умениям в зависимости от занимаемой должности или профессии, к профессиональным стандартам, основанным на формировании требований к профессиональной квалификации работников, отражающих требования рынка труда*(190).

По мнению автора, текущее содержание профессиональных стандартов и подходы к их разработке не позволяют пользоваться ими как инструментом для целей льготного пенсионного обеспечения, используя в качестве критериев для

предоставления льгот название профессионального стандарта или описанные в стандарте трудовые функции. Идеология однозначного соотнесения названия должности или профессии с особыми условиями труда профессиональным стандартом не поддерживается.

В литературе также встречаются указания на формирование новой идеологии в части определения льгот и надбавок. Д.Ю. Панина отмечает, что профстандарт детализированно описывает деятельность специалиста, связывая с ее содержанием требования тех или иных знаний и умений. Данная привязка, по ее мнению, позволяет решить множество проблем с определением льгот и надбавок, так как льготы уже будут зависеть не от названия должности, а от функционала сотрудника, его профессионализма*(191). В настоящее время законодателем предусмотрена процедура установления тождественности должностей, профессий и специальностей квалификационных справочников наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах*(192). Необходимо отметить, что указанная процедура потенциально призвана осуществить соотнесение старого понятийного инструментария с новым, но именно формирование новых подходов в рамках существующей нормативной базы, по мнению автора, не просматривается.

Категория: Путеводтель по кадровым вопросам | Добавил: medline-rus (20.12.2017)
Просмотров: 664 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%