Граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана подлежат миграционному учету по месту пребывания. Этот вывод сделан на основании ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ с учетом того, что указанным Законом и международными договорами не предусмотрено иное. Исключение составляют граждане названных государств, которые относятся к категориям иностранцев, не подлежащих постановке на миграционный учет в соответствии с законодательством РФ. Категории таких иностранцев перечислены, например, в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.
Миграционный учет граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана имеет ряд особенностей, предусмотренных международными договорами.
Так, граждане Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета. Такой вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.
Для граждан Беларуси срок пребывания в РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006)
По истечении соответствующего срока пребывающие в России граждане перечисленных государств подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ. Данный вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС, ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006.
Как уведомить территориальный орган МВД России о прибытии иностранного гражданина
Срок временного пребывания (проживания) на территории России граждан Беларуси, Казахстана и Армении, прибывших для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, определяется сроком действия их трудового (гражданско-правового) договора. Это следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.
Сроки пребывания должны быть указаны в числе прочих данных в уведомлении о прибытии (абз. 12 пп. "а" п. 23 Правил).
Перечисленные выше особенности миграционного учета распространяются и на граждан Кыргызстана, прибывших в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, поскольку в силу абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС в отношении них также действуют положения Договора о ЕАЭС.
Между Россией и Кыргызстаном также заключено Соглашение о порядке пребывания граждан РФ на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории РФ (Санкт-Петербург, 19.06.2015).
В отличие от Договора о ЕАЭС в упомянутом Соглашении особенности миграционного учета не поставлены в зависимость от целей прибытия гражданина Кыргызстана в Россию. Это следует из анализа п. 1 ст. 1 данного Соглашения и абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС.
|