Конфликты с работниками возникают вне зависимости от масштабов деятельности и организационно-правовых форм организаций. Судебные тяжбы не способствуют конструктивному разрешению разногласий. Задача суда заключается в рассмотрении спора и вынесении решения без выяснения причин возникновения споров. В связи с этим нередко один судебный спор перерастает в другой.
И работодатели, и работники заинтересованы в оперативных и эффективных способах разрешения разногласий.
На практике существует немало вариантов разрешения индивидуальных разногласий с работниками. Выбор того или иного способа зависит от конкретной ситуации и обусловливается предметом разногласия, его участниками, причиной и условиями возникновения.
Разрешение индивидуальных трудовых споров является одной из форм защиты прав и интересов сторон трудовых отношений. Практика разрешения трудовых споров постоянно развивается и совершенствуется. Это обусловлено тем, что законодательство не содержит запретов на применение способа защиты. Напротив, ст. 45 Конституции РФ, ст. 352 ТК РФ указывают на возможность каждого защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Разрешение споров между работниками и работодателями возможно при помощи не только традиционного судебного порядка, но и альтернативных способов разрешения споров.
В Российской Федерации в поддержку развития и применения альтернативных способов разрешения споров было принято несколько актов:
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
- Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству";
- Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297.
|