При первичном внедрении процедуры аттестации желательно подготовить проект локального нормативного акта, например положения о прохождении аттестации (положения об аттестации и т.п.) (далее - Положение). Порядок проведения аттестации, установленный таким актом, принимается с обязательным учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). В документе описываются процедуры, применяемые при аттестации. Таким локальным нормативным актом могут регламентироваться следующие вопросы проведения аттестации.
1. Задачи и цели проведения. Например, общая цель - изменение организационной структуры, системы поощрений и установление потребности в повышении квалификации работников, а также определение уровня квалификации работника для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения его в должности.
Обратите внимание, что при установлении работнику нового разряда (класса и т.п.) в его трудовую книжку вносится соответствующая запись (абз. 5 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).
Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Трудовая книжка".
Помимо сказанного аттестация может стать основанием для изменения системы оплаты труда. Например, после ее проведения могут быть внесены изменения в штатное расписание, связанные с установлением надбавок за сложность, напряженность и т.д.
2. Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация.
Помимо основных работников в организации могут трудиться и совместители, в том числе внутренние. В таком случае в Положении желательно указать, что работники, принятые на работу по внутреннему совместительству, проходят аттестацию по всем должностям, т.е. при выполнении работ по должности "специалист" (основное место работы) и по должности "делопроизводитель" (внутреннее совместительство) работник проходит аттестацию по обеим должностям.
Соответственно, и характеристика или отзыв составляется перед заседанием аттестационной комиссии по результатам работы по обеим должностям. В протоколе заседания аттестационной комиссии в таком случае необходимо отразить это для четкого разделения вопросов о выполняемой работе.
Следует учесть, что заочная аттестация, как правило, не допускается. Однако в отношении руководящих работников системы ПФР, которые назначаются на должность Правлением ПФР или Председателем Правления ПФР, в исключительных случаях такая аттестация может проводиться по очно-заочной форме (абз. 10 п. 2.2 Положения о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 15.01.2007 N 5п). Но такая аттестация проводится по результатам рассмотрения всех представленных в комиссию материалов на аттестуемого.
3. Категории работников, не подлежащих аттестации.
В Трудовом кодексе РФ такие категории не предусмотрены.
Для разработки соответствующего перечня работников работодатель может воспользоваться другими нормативными правовыми актами, например Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (далее - Положение о проведении аттестации госслужащих).
В п. 3 указанного Положения установлен запрет на проведение аттестации в отношении следующих лиц из числа гражданских служащих:
- достигших возраста 60 лет;
- проработавших в занимаемой должности менее года;
- сдавших квалификационный экзамен. Запрет действует в течение года со дня сдачи экзамена;
- беременных женщин;
- находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этом случае аттестацию можно провести не ранее чем через год после окончания такого отпуска.
Кроме указанных лиц, аттестации не подлежат, в частности:
- молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений (абз. 3 п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного Постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973);
- работники, которым по роду трудовой деятельности не требуются специальные знания или навыки (п. 1.4 Основных положений о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (утв. Письмом Минкультуры России от 08.02.2010 N 7790-44/04-ПХ));
- научные работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет (п. 1.4 Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденного Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России N 352, РАН N 33 от 23.05.2007).
4. Сроки проведения аттестации. Они могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, например:
- не реже одного раза в пять лет (Положение о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденное Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России 352, РАН N 33 от 23.05.2007);
- не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденное Приказом ФТС России от 24.12.2008 N 1658);
- один раз в три, пять лет (Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973).
Если работники одного подразделения постоянно участвуют в мероприятиях по повышению квалификации (курсы, семинары), то уровень знаний или умения их применить на практике может проверяться чаще, чем тех работников, которые трудятся на должностях, не требующих постоянного получения дополнительных профессиональных знаний.
В зависимости от сроков проведения можно выделить следующие виды аттестации: плановая (очередная) и внеплановая (внеочередная).
Плановая (очередная) аттестация проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода или раз в год, три, пять лет и т.д.), например, для установления соответствия квалификации работника выполняемой работе или при составлении долгосрочного плана направления работников на повышение квалификации.
Внеплановые (внеочередные) аттестации могут проводиться при выявлении факта изготовления продукции с браком или при постоянных жалобах покупателей на поведение продавца, а также при подаче руководителем подразделения в аттестационную комиссию служебной записки о несоответствии работника требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности. Помимо указанных случаев досрочная аттестация может проводиться при необходимости внести изменения в штатное расписание организации или систему оплаты труда, а также при проведении мероприятий по сокращению численности или штата организации для определения уровня производительности или квалификации работников, подлежащих увольнению, и в иных случаях. В Положении о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утв. Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11), определено, что досрочная аттестация проводится при выявлении грубых нарушений норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или в случае транспортных происшествий с тяжелыми последствиями.
В этом же разделе Положения могут устанавливаться сроки проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком, по окончании курсов повышения квалификации и т.д.), а также длительность ее проведения.
При переводе работника на другую должность, если эта процедура требует проведения аттестации, необходимо предусмотреть возможность изменения сроков проведения аттестации.
5. Аттестационная комиссия. В этом разделе Положения устанавливается состав комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь (ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, п. 5 Порядка работы аттестационной комиссии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Приказом Росгидромета от 14.04.2008 N 139).
В состав комиссии в соответствии с ч. 3 ст. 82 ТК РФ необходимо включить представителя профсоюзной организации (при ее наличии). Помимо указанных лиц в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации, а также руководители соответствующих подразделений, что может благотворно повлиять на эмоциональную атмосферу при проведении процедуры. Нормативными актами предусмотрена возможность участия в комиссии независимых экспертов - не работников данной организации (Порядок работы аттестационной комиссии центрального аппарата ФСТЭК России, утвержденный Приказом ФСТЭК от 26.05.2009 N 183, Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости, утвержденное Приказом Роструда от 14.04.2009 N 81-к).
Полномочия членов комиссии могут распределяться следующим образом:
- председатель - возглавляет и организует работу комиссии, формирует ее состав, определяет сроки проведения, порядок организации работы и функции каждого из членов комиссии, запрашивает дополнительные данные для всестороннего рассмотрения представленных материалов. Можно предусмотреть право председателя вносить изменения в график аттестации;
- заместитель председателя комиссии - в периоды отсутствия председателя осуществляет руководство и выполняет возложенные на председателя аттестационной комиссии функции;
- члены комиссии - участвуют в непосредственной проверке квалификации работников, голосовании, принимают коллегиальное решение о результатах прохождения аттестации;
- секретарь - комплектует поступившие в комиссию документы на аттестуемых работников, уведомляет членов комиссии о месте и времени проведения аттестации (желательно указать срок, в который секретарь обязан это сделать), ведет протокол заседания, учет работников, прошедших аттестацию. Можно предусмотреть, что секретарь не участвует в голосовании, поскольку оформляет большое количество документов (протокол, дополнительные справки, итоговые материалы).
В Положении также желательно указать количество членов комиссии (включая экспертов, присутствие которых обязательно для признания результатов аттестации правомерными).
Если в организации есть филиалы, представительства, а также иные обособленные структурные подразделения, то комиссии могут создаваться по месту их нахождения. В противном случае придется направлять членов комиссии в командировки, что может отрицательно сказаться на производственном процессе (например, если головная организация находится в Санкт-Петербурге, а филиал - в Омске). В такой ситуации в Положении необходимо установить условия, при которых в филиале (представительстве) создается комиссия, предусмотреть права должностных лиц по формированию такой комиссии, порядок передачи итоговых сведений, а также урегулировать иные вопросы.
Члены аттестационной комиссии, как и иные работники, могут подлежать аттестации. В этом случае в Положение можно включить условие о том, что данный работник освобождается от членства в комиссии на срок проведения его аттестации или отстраняется от участия в голосовании по своей кандидатуре. Подобные условия установлены, в частности, в отношении гражданских служащих и педагогических работников, которые являются членами аттестационной комиссии (ч. 13 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, абз. 2 п. 16 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276).
Помимо перечисленных положений в данный раздел можно включить следующие условия:
- о порядке подписания протокола (устанавливается, что его подписывают все члены комиссии, или указываются те, кто не подписывает этот документ, например секретарь);
- сроках представления протокола заседания аттестационной комиссии руководителю организации для принятия окончательного решения;
- виде голосования (открытое, в присутствии аттестуемого, или закрытое, без участия работника);
- количестве голосов членов комиссии, при котором работник считается успешно прошедшим аттестацию и соответствующим должности (например, 2/3 или половина членов комиссии);
- порядке перенесения сроков аттестации конкретного работника в связи с представлением новых характеризующих его документов и т.п.
6. Подразделение, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию. Здесь могут быть указаны конкретные работники (секретарь, юрисконсульт) или подразделение организации (отдел персонала, юридический отдел), в должностные обязанности которых входит участие в проведении аттестации. В этом разделе отражаются этапы подготовки к проведению аттестации. Например:
- формирование списков работников, подлежащих аттестации;
- информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников. При этом необходимо указать, какие сведения должны содержаться в них (по пунктам). Следует установить срок подачи характеристик до начала аттестации. В этом разделе может быть приведена форма документа, в котором будет содержаться основная информация о работнике, подлежащем аттестации, а также предусмотрен порядок подписания характеристик (указан уровень руководителя, подписывающего ее), например:
"Характеристика работника, подлежащего аттестации, подписывается руководителем подразделения в следующем порядке:
начальник сектора, отдела, управления подписывает характеристику работников, занимающих должности специалистов, рабочих;
начальник управления - начальников отделов, секторов;
заместитель директора по направлению - начальников управлений, департаментов".
В целях уменьшения документооборота в форме характеристики можно предусмотреть графы, которые заполняются в ходе аттестации (решение аттестационной комиссии, ее рекомендации о дальнейших действиях в отношении работника и т.д.).
См. образец заполнения характеристики;
- сбор для передачи в аттестационную комиссию материалов, касающихся трудовой деятельности работников, подлежащих аттестации (отзывы, характеристики, иные документы: копия книги отзывов и предложений, где отражены мнение покупателей, жалобы или положительные отзывы клиентов, отчеты о проделанной работе, акты о браке, копии приказов о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и др.). Необходимо предусмотреть сроки передачи данных материалов в аттестационную комиссию;
- составление графика проведения аттестации (в том числе по отдельным структурным подразделениям или блокам). Например, отдельно в филиале по Оренбургу, в финансовом управлении (включающем в себя бухгалтерию, казначейство и планово-экономическое управление) и остальных подразделениях предприятия;
- подготовка проекта приказа о формировании состава аттестационной комиссии;
- установление сроков ознакомления работников, подлежащих аттестации, с графиком аттестации, извещение их о дате ее проведения, составе комиссии, материалах, характеризующих трудовую деятельность работников, их правах и обязанностях;
- утверждение порядка предоставления работником дополнительной информации, которой нет в материалах, поданных в аттестационную комиссию, и др.
7. Порядок составления графиков проведения аттестации. В этот раздел необходимо включить информацию о лицах, ответственных за составление графиков. Кроме того, здесь следует описать порядок доведения информации о сроках проведения аттестации до членов аттестационной комиссии и работников, подлежащих аттестации. Графики могут составляться как по всей организации в целом, так и по отдельным подразделениям, а также по категориям должностей (руководящий состав, специалисты, рабочие, технические исполнители). В приложении к Положению о проведении аттестации можно утвердить форму графика ее проведения, которая будет применяться во всех подразделениях (филиалах, представительствах) организации.
См. образец заполнения графика.
Помимо этого необходимо определить сроки утверждения такого графика и возможность его согласования с должностными лицами организации (например, с заместителями директора, начальниками департаментов), а также порядок внесения в него изменений при наличии определенных обстоятельств (болезнь, командировка и т.д.). График может утверждаться руководителем организации (уполномоченным лицом) или отдельным документом (приказом, распоряжением). Способ утверждения графика целесообразно отразить в данном разделе Положения.
После утверждения графика проведения аттестации на практике возникают ситуации, когда сроки проведения аттестации необходимо перенести, например в случае аварии или иного бедствия, массового заболевания работников и в иных незапланированных ситуациях. В таком случае Положение следует дополнить пунктом о переносе аттестации, новые сроки которой определяются приказом работодателя или иным распорядительным документом, с которым работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены под подпись.
Например, нормативным актом в отношении муниципальных служащих г. Москвы установлено, что аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на другой день в следующих случаях (п. 12 разд. 2 "Организация проведения аттестации" Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления, муниципальных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, утвержденного Законом г. Москвы от 22.10.2008 N 50):
- представление дополнительных сведений о профессиональной деятельности за аттестационный период;
- наличие письменного заявления о несогласии с отзывом, представленным руководителем;
- отсутствие аттестуемого на заседании аттестационной комиссии по уважительной причине.
Данные основания переноса сроков аттестации можно отразить в Положении о проведении аттестации.
8. Критерии оценки. Одним из главных разделов Положения о проведении аттестации или иного документа является тот, где определены критерии оценки уровня квалификации работников, что позволит объективно оценить сложность и качество выполняемой работы в ходе аттестации.
Критерии устанавливаются в первую очередь исходя из сложности выполняемой работы, а также возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой работе можно, только если в трудовом договоре функции, выполняемые работником, описаны максимально четко, поскольку, если работник признан несоответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности при этом документально не закреплены, могут возникнуть споры.
В нормативных правовых актах, регламентирующих порядок прохождения аттестации определенными категориями работников, установлены следующие основные критерии оценки деятельности гражданского служащего (Положение о порядке проведения аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Федеральной службы по тарифам, утвержденное Приказом ФСТ России от 04.06.2009 N 196-к, Положение о порядке проведения аттестации и о порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и руководителями территориальных органов, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Приказом МЧС России от 28.03.2007 N 168):
- соответствие квалификационным требованиям по замещаемой гражданской должности, утвержденным в установленном порядке;
- определение участия работника в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением задач, сложности выполняемой им работы;
- результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента;
- прохождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В качестве образца для разработки критериев оценки и их документального оформления может послужить Положение о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правления ПФР от 15.01.2007 N 5п, в котором представлена шкала оценки профессиональных, деловых, морально-психологических качеств работника и качеств, характеризующих руководителя, аттестуемого в баллах, таблица критериев оценки аттестуемого, а также описание критериев оценки аттестуемого по четырем уровням шкалы оценок.
Оценка может также складываться исходя из сложности работ, разнообразия задач, поручаемых работнику, степени самостоятельности и ответственности за порученное дело, результативности при выполнении определенных функций (безошибочность, соответствие результата труда поставленной задаче, соблюдение сроков), уровня компетенции.
Критерии, помимо указанных, могут устанавливаться в соответствии с требованиями единых квалификационных справочников по отраслям и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37). То есть приведенные в них характеристики принимаются за стандарт, и работник при выполнении должностных обязанностей оценивается исходя из него.
Если для разных категорий работников в организации установлены различные критерии оценки (отдельно для рабочих, руководителей, специалистов), желательно оформить это в виде приложения. Работники, подлежащие аттестации, обязательно должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации.
Исходя из установленных критериев могут быть разработаны формы тестов, опросных листов, списки вопросов и т.д.
9. Порядок проведения аттестации. В локальном нормативном акте работодателя целесообразно расписать порядок действий работодателя и работника в ходе аттестации.
В первом пункте данного раздела может быть описан порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указано на обязательность заполнения такого документа, который является основанием для подтверждения объективности результатов аттестации. Также здесь может быть представлена форма протокола, установлен порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Целесообразно заполнять один протокол по каждому заседанию комиссии. Однако данные по каждому работнику желательно вносить в него отдельно, иначе оформление ответов работников в виде сплошного текста (без разбивки по лицам) не позволит определить, кто из работников как ответил на тот или иной вопрос, а в случае спора протокол не будет являться доказательством несоответствия квалификации работника занимаемой должности.
См. образец заполнения протокола.
Далее можно описать порядок приглашения работника для прохождения аттестации, указав должностное лицо, которое рассылает соответствующую информацию по корпоративной почте или лично приглашает аттестуемого на заседание аттестационной комиссии.
Таким образом, необходимо заранее ознакомить работника, подлежащего аттестации, с графиком ее проведения, уведомить его о месте ее проведения, а также ознакомить с материалами, на основании которых будет принято решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности или выполняемой работе.
Желательно регламентировать действия комиссии в случае неявки работника на аттестацию, указать перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация переносится на другой срок, а также определить неуважительные, влекущие за собой либо наложение взыскания, либо проведение аттестации в отсутствие работника. Такое возможно, например, при проведении внеочередной аттестации сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения федеральной противопожарной службы на право самостоятельного производства судебных экспертиз, если аттестуемый не явился на заседание комиссии без уважительных причин (п. 36 Положения о порядке проведения аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы на право самостоятельного производства судебных экспертиз, утвержденного Приказом МЧС России от 09.06.2006 N 351).
Обязанность работника проходить аттестацию желательно закрепить в его трудовом договоре, что позволит при неявке в срок, установленный графиком проведения аттестации, применить дисциплинарное взыскание в связи с невыполнением трудовых обязанностей. Эту же обязанность следует отразить и в локальном нормативном акте.
В данном разделе можно также указать срок, в который аттестуемый работник или член комиссии при наличии уважительных причин для неявки на заседание аттестационной комиссии должен в письменной форме сообщить об этом либо членам аттестационной комиссии, либо в подразделение, ответственное за подготовку материалов и составление графиков проведения аттестации.
Соответственно, после получения уведомления о невозможности присутствия на заседании комиссии работодатель должен внести изменения в приказ о составе комиссии (либо в график проведения аттестации). В локальном нормативном акте желательно зафиксировать порядок назначения конкретного работника, предусмотрев его возможную замену, который обязан будет вносить изменения в указанные документы. Такая обязанность может быть установлена и в разделе, где определены полномочия подразделения, ответственного за сбор характеристик работников, составление графиков аттестации.
После явки работника на заседание аттестационной комиссии ее члены знакомятся с представленными материалами, обсуждают их. Работники заполняют формы, опросники, тесты, может проводиться также устный опрос работников, беседа с членами аттестационной комиссии. Форму проведения аттестации желательно закрепить в Положении (устная, письменная, смешанная). В ходе аттестации при формулировке вопросов в первую очередь следует исходить из квалификационных характеристик, которые установлены для занимаемой опрашиваемым работником должности. Иными словами, неправильные ответы на вопросы, которые заданы работнику и не имеют отношения к выполняемой им работе, не являются подтверждением несоответствия работника занимаемой должности.
Порядок обсуждения материалов, представленных в аттестационную комиссию, результатов тестов также закрепляется в локальном нормативном акте работодателя. Как правило, такое обсуждение происходит в отсутствие аттестуемого (п. 19 Положения о проведении аттестации госслужащих, абз. 9 п. 7 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного Постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973).
По результатам аттестации члены аттестационной комиссии выносят решение. Формулировки таких решений желательно закрепить в Положении, они могут быть следующими (Порядок работы аттестационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации, утвержденный Приказом Минспорта России от 13.09.2012 N 211):
- соответствует замещаемой должности гражданской службы;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
При закреплении формулировок решений комиссии организациям, которые не относятся к учреждениям государственной гражданской службы, следует удалить указание на таковую.
При вынесении решения о повторной аттестации работника желательно указать причины ее назначения с предложением, например, направить его на курсы повышения квалификации.
Помимо установления соответствия или несоответствия квалификации работника занимаемой им должности, в ходе аттестации могут быть выявлены достижения в трудовой деятельности. Соответствующую формулировку необходимо внести в перечень возможных решений комиссии (например, "Достоин поощрения"). На основании подобного решения работодатель издает приказ о награждении или ином поощрении работника.
Решение, принятое комиссией, заносится в протокол. В разделе о порядке проведения аттестации желательно предусмотреть возможность в случае несогласия работника с принятым решением занести доводы работника в протокол.
Сроки ознакомления работника с результатами аттестации и вынесенным комиссией решением можно установить в разделе Положения о сроках или же в данном разделе.
Как правило, результаты аттестации объявляются работникам непосредственно после подведения итогов голосования (Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов федеральных государственных учреждений бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства, утвержденное Приказом Росрыболовства от 16.03.2007 N 110, Положение о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденное Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175).
Следующим важным моментом, который необходимо закрепить в локальном нормативном акте работодателя, является срок, в который работодателю необходимо последовать рекомендациям аттестационной комиссии. В Положении желательно определить конкретный промежуток времени для принятия окончательного решения работодателем.
В отношении отдельных категорий работников нормативными актами установлены различные сроки принятия решений руководителем после подведения итогов аттестации (соответственно, в этот срок работник также должен принять решение):
- не более двух месяцев после проведения аттестации (Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утв. Постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973));
- в течение одного месяца после подведения итогов (п. 23 Положения о проведении аттестации госслужащих, Положение о порядке проведения аттестации федеральных государственных служащих центрального аппарата Федеральной таможенной службы (утв. Приказом ФТС России от 21.02.2008 N 166)).
Например, если комиссией принято решение о несоответствии квалификации работника занимаемой должности, то Положением могут предусматриваться следующие действия работодателя:
- предоставление работнику возможности повысить квалификацию;
- предложение работнику другой работы (как вакантной должности или работы, соответствующей его квалификации, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья);
- издание приказа о расторжении трудового договора (при отсутствии других должностей или несогласии работника на перевод).
Окончательное решение работодателя может быть реализовано в установленный локальным нормативным актом срок.
Помимо мер, которые могут быть приняты в соответствии с решением комиссии, в Положении следует указать право работника обжаловать ее итоги в соответствии с законодательством РФ
|