Жанр |
Боевик-приключение
|
Разработчик |
Santa Monica Studio (США)
|
Издатель |
Sony Interactive Entertainment (Япония)
|
Платформа дистрибуции |
PlayStation Network
|
Локализация |
Текст + озвучка
|
Дата выхода |
20 апреля 2018 года
|
Вступление
Издавна люди почитали богов, считая, что те способны силой мысли в одночасье избавить их от всех невзгод. Но возможности всевышних не безграничны — это доказал спартанец Кратос, сын Зевса, искоренив чуть ли не весь греческий пантеон с папашкой в придачу ради мести за своих близких. Шли годы, бог войны остепенился, переехал и отрастил бороду, но дела семейные вновь вынудили его вспомнить старые привычки.
Как живётся богам и смертным во владениях Одина, и не хочет ли кто-нибудь из местных властителей получить по морде? Ответы на самые животрепещущие вопросы узнаете из нашего обзора God of War.
— Нет смысла молиться богам в наши дни. Да и времени на это нет.
«Bastion» (2011)
Отцы и дети
Прежний Кратос не отличался особым обаянием. Как герою, ему можно было симпатизировать, но не сопереживать, ведь когда слышишь пафосную речь, а затем схлёстываешься в поединке отнюдь не на жизнь с исполином на пол-экрана, всё затмевает само действо, а личные мотивы, причинно-следственная связь… просто скажем, что мало кому вообще нужно оправдание, чтобы поколотить десяток-другой существ из мифов.
Но у людей есть дурацкое свойство взрослеть, а значит и игры должны взрослеть вместе с ними — так посчитали разработчики из Santa Monica, переосмыслив и саму серию, и её главное действующее лицо. На смену чрезмерной жестокости и развязному поведению пришло наставничество: теперь богу надо воспитывать малолетнего отпрыска и учить того выживанию в суровых северных землях.
В игре уйма непрямых отсылок к прошлогодней Hellblade. Вплоть до того, что здесь тоже всё начинается с лодки.
Игра не поясняет, когда и как герой успел перебраться в Мидгард и нагулять наследника, оставляя задел для ещё одной необязательной истории в духе «Восхождения». Мы поставлены перед фактом: есть сыночек — Атрей, и есть жена, правда, ныне покойная. Как раз последнюю её волю и предстоит исполнить необычной и ещё далеко не сплочённой парочке — отнести и развеять прах на самой высокой вершине.
Заботливый отец предпочёл бы отложить путешествие, пока малец не закончит подготовку, но карты спутал визит странного чужака. И поскольку Кратос не силён в красноречии, беседа с гостем переросла в потасовку. Тут же стало ясно, что сражения с боссами не утратили былого размаха, хотя сами боссы порядком измельчали. Что ж, оставаться в родной избушке в лесу небезопасно, пора начинать странствие.
Паренёк образован не по годам. Мало того, что понимает большинство рунных надписей, так ещё и переписывает всё в дневник.
Новая God of War куда сильнее предшественниц ориентирована на сюжет, да и по длительности почти как вся классическая трилогия. Но и настрой здесь совсем иной — это как The Last of Us, только с большим упором на ближний бой, а не скрытность. Что до Кратоса, то он постепенно отходит на второй план, даже не удивлюсь, если в следующих частях играть будем уже не за него.
Всё потому, что с точки зрения повествования главный герой новой саги — Атрей, и его становлению посвящено нынешнее приключение бога войны. Охота на крупного зверя, первое убийство человека, укрощение эмоций, принятие… скрытого потенциала и разгадка тайны прошлого — по мере прохождения образ пацанёнка будет меняться, причём не все перемены будут такими уж однозначными и приятными.
Этапы взросления этого мальчика здесь показаны правдоподобнее, чем одной девочки из другой приключенческой игры.
При этом не стоит ждать от рассказа излишней глубины или искромётного юмора, чем привыкли баловать игры Nighty Dog. Кроме бесподобной парочки братьев гномов и мудреца Мимира, среди персонажей выделить решительно некого, да и диалоги, особенно между отцом и сыном, работают скорее на образы: старик вечно угрюм и немногословен, мелкий в силу возраста наивен, излишне болтлив и любознателен.
Несмотря на обилие роликов и сцен, от которых захватывает дух, сюжет не очень содержателен: всю его суть легко пересказать двумя строчками. Это как «Братство Кольца», где герои, объединённые общей целью, отправились в опасный путь (и тоже вглубь горы), и вроде как история в God of War заканчивается логично, не покидает ощущение эдакого затишья перед бурей, того, что это был лишь обширный пролог.
Кратос, громадный змей, отрубленная голова. Давайте вы просто не будете спрашивать, что здесь происходит.
О локализации: как и большинство эксклюзивов Sony, игра полностью переведена на русский язык. Приятно, что прямо в меню можно выбрать любое сочетание текста и звука, и не надо морочиться со сменой языка системы, как это часто бывает на консолях. Перевод в целом неплох, хотя встречаются досадные ошибки вроде путаницы с именами богов; одних и тех же врагов называют то путниками, то скитальцами.
На удивление приятен дубляж: в русской версии главные герои как будто более очеловечены и звучат естественнее. Возможно, это дело привычки, но англоговорящие Кратос и Атрей мне напоминали дуэт типичного архидемона и какой-нибудь лесной феи, что сказывалось на погружении. Да, речь о вымышленной вселенной с драконами и великанами, но хоть какое-то сходство с речью простых людей должно быть.
Скандинавская метроидвания
Авторы перезапуска решить сесть на двух зайцев и примирить как любителей открытого мира, так и приверженцев старой схемы, когда надо было бежать по извилистому коридору с редкими ответвлениями. Вся сюжетная часть строго линейна, с единственной правильной тропой, но где-то на шестом часу вы попадёте на озеро Девяти, откуда можно по протокам заплывать в места, не связанные с основной историей.
Поначалу почти вся исследуемая зона затоплена, но по ходу игры из-за движения Йормунганда (Мирового Змея) уровень воды спадает, открывая ранее недоступные земли и их ярусы. Это изобретательнее, чем если бы свободу ограничивали магическими печатями и замками без ключа, впрочем, здесь есть и такие: нередко встречаются области и тайники, куда нельзя попасть до взятия квеста или без нужного инструмента.
Неупокоенные духи с внешностью Волан-де-Морта иногда дают задания. Просьбы их незамысловатые: зажги жаровни, разрушь статую. В общем, не «Ведьмак».
Раньше в серии God of War мы преимущественно дрались и решали нехитрые загадки. Теперь акценты сместились на… поиск пути. Не менее 50% игрового времени вы проведёте за ходьбой, лазаньем по скалам, сбором ресурсов и обшариванием всяческих ниш ради собирашек или по принципу «надо убедиться, не пропустил ли чего ценного». Делать это необязательно, но уверяю, играть будете именно так.
Игра часто дразнит временно недоступными тайниками и проходами: сундуками, оплетёнными дьявольской колючкой или дырами, залепленными непрошибаемой смолой. Чуть ли не в каждую область можно вернуться позже, и не только по сюжету. Но стоит отдать должное геймдизайнерам: если в какую-то глушь не предусмотрено обязательное возвращение, все местные секреты позволят открыть сразу.
Дружественных живых существ здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. В плане социума мир на удивление пустой.
Самая спорная часть обновлённого «Бога войны» — головоломки. Спасибо на том, что они не такие мудрёные, как в Darksiders, но лично мне больше по душе подход из перезапуска Tomb Raider, где их сделали необязательным развлечением в гробницах. И ещё досаднее от того, что решение чуть ли не всегда очевидно, а значит, нужно лишь потратить время, чтобы осмотреть местность и выполнить некую цепочку действий.
Теперь у Кратоса есть топор Левиафан: его можно бросать, а затем по команде возвращать в руку. И именно на этом действии завязано большинство загадок: метнуть, чтобы заблокировать механизм или разрушить препятствие, пробежать вперёд, выдернуть. Особенно раздражают места с рунными сундуками, где надо очень быстро поразить три колокола. И ведь такие механики встречаются далеко не однократно.
Поскольку мы путешествуем в местах, где покровительствует Один, наверное, и не стоит дивиться количеству ОДИНаковых загадок.
С помощью путевых рун и Мирового древа Кратос с потомком посетит и другие миры, тесно связанные с Мидгардом: Альвхейм, Хельхейм и ещё один — по сюжету, Муспельхейм и Нифльхейм — по желанию. Необязательные измерения манят аренами с различными боевыми испытаниями и ценными наградами — нагрянуть туда можно и после финала, так как покорением желанной вершины действо не закончится.
Другое дело, есть ли вообще смысл продолжать, когда враги побеждены, а цель достигнута? Игра предложит добить оставшиеся просьбы и поохотиться на осквернённых валькирий: всего их девять, и это одни из самых сложных битв — ими стоит заняться если не ради продвинутого снаряжения (на кого в нём идти, если все важные битвы позади?), то хотя бы чтобы «закрепить» приобретённые навыки.
Мир огненных великанов предложит череду интересных состязаний. Где-то нельзя получать урон, где-то нужно убивать на время или в пределах подсвеченной области.
Вот с видами собирательства разработчики перестарались: искать сокровища по изображению и решать задачки с рунами порой интересно, а закрывать разрывы и отпирать легендарные сундуки есть смысл ради награды, но от убийств воронов Одина и сбора артефактов (не брони, а бесполезного мусора) за версту разит недостатком фантазии. Уж требовать этим заниматься для «платины» — явный перебор.
Есть тут и так называемые труды. Убили десяток драугров или троллей, отразили столько-то атак, нашли все тайные комнаты — получили пачку опыта. Необязательно их отслеживать — к концу игры большую часть и так закроете. Ещё отмечу, что неплохо поданы интерпретации известных скандинавских мифов и легенд — особенно приятно слушать истории Мимира во время путешествия на лодке.
Сварить кашу из топора?
Кратос сменил не только облик, но и орудия труда — теперь спартанец идёт на врагов с топором и щитом. Позже он вновь вооружится знакомыми и знаковыми клинками Хаоса, и бои станут ещё вариативнее за счёт переключения между оружием на лету, но случится это ближе к последней трети, когда успеете пережить с рубящим другом все тяготы и невзгоды, а значит, и привыкнуть к изменённой механике боя.
По темпу драки теперь больше походят на Dark Souls: прыжков и счётчика комбо больше нет (на радость тем, кому в третьей части ради «платины» приходилось делать серию из 1000 ударов), движения стали медленнее и инертнее — вы прям чувствуете тяжесть каждого замаха и силу, с которой острие врезается в плоть неприятелей. Это уже далеко не аркада на манер старых Devil May Cry, как было в серии прежде — из старых приёмов тут разве что спартанская ярость.
Когда дерётесь клинками, игра выглядит почти как в старину. Всё вокруг крошится, а на экране куча ярких спецэффектов.
Большой упор сделан на разнообразие поведения в битвах. Можно играть от щита, и наносить разительные удары после удачного парирования, когда враг уязвим; или вложиться в восстановление и силу рун, полагаясь на сокрушительные боевые приёмы (слабые и сильные рунические атаки). Никто не запрещает пустить в ход кулаки, чтобы быстрее заполнить шкалу оглушения, а затем проводить красочные добивания, или держаться на расстоянии, изводя оппонентов бросками топора и с помощью сынишки.
Ещё большую гибкость обеспечивают различное снаряжение, талисманы и чары (пассивные усиления). Часто умираете? Повышайте защиту и живучесть, держите при себе камень воскрешения и парочку исцеляющих приблуд. Играете от рунических атак? Ищите камешек с мгновенным откатом всех умений.
Типов рунических атак больше двух десятков. Есть как точечные, так и с воздействием по площади.
Не бесполезен в бою и Артей. Он по команде выпускает стрелы в выбранного недруга, тем самым прерывая его движение или удар, периодически сбивает с ног щитовиков, набрасывается на гадов сверху. Урон его лук тоже наносит, но уже на третьей сложности влияние мальчонки не так заметно даже при прокачке до упора. В мирное же время он читает рунные надписи и просто не даёт Кратосу заскучать.
О сложности: режим «Бог войны» — прямая дорога в Мазохизмхейм, мир боли и страданий. В нём противники прямо в пылу сражения перерождаются в более опасные формы, а вышеописанные достоинства игры сводятся на нет, поскольку многие тактики перестают работать. Самая сбалансированная сложность — третья. На второй поначалу тоже дают прикурить, но ближе к середине пути игра сильно упрощается.
Карта мира не такая уж большая, но если решитесь заглянуть под каждый камешек, мало вам точно не покажется.
Вот где боевая часть God of War проседает, так это на боссах. По-настоящему запоминающихся схваток с яркой постановкой всего… три. Ну ладно, четыре. А всякие тролли, огры, древние, путники, властители тёмных эльфов, воспринимаются как рядовые враги на стероидах, не более. Да и в те редкие моменты, когда на экране «эпик», само сражение отходит на второй план из-за обилия скриптов. И самое забавное, что если умереть не на первой стадии боя, игра воскресит Кратоса с полным здоровьем, а вот босса не подлечит.
Частичное отсутствие контроля в бою сказывается и на сложности. Финальная битва с, казалось, самым опасным противником на деле проще обычного столкновения с парой вёльв и драуграми с кувалдами. Не то, чтобы это сильно расстраивало, но всё же логика игрового мира от этого страдает.
Под конец в бестиарии набралось свыше шестидесяти наименований, но многие враги лишь перекрашены, а битва с ними проходит по одной тактике.
Попутно хотелось бы пожурить экономику. Первое время опыт и деньги, необходимые для покупки навыков и создания/улучшения вещей в дефиците, но к десятому часу этого добра вообще девать некуда. Да и сильно уж запутана система с материалами для «крафта»: больше сотни видов, на часть нужных ресурсов наткнуться можно лишь случайно, да и не всегда ясна ценность находки, попадутся ли такие ещё.
Зато по части созерцательных красот перезапуску нечего предъявить. Тут не настолько живописные пейзажи, как в Horizon Zero Dawn, где можно было с помощью фоторежима каждый второй кадр превратить в эффектную обоину для рабочего стола, но некоторые сцены и ракурсы захватывают дух. Техническая часть тоже в порядке: серьёзных багов не замечено, а заплатки с мелкими доработками выходят чуть ли не ежедневно.
Заключение
Красивое и увлекательное приключение на двадцать с лишним часов. Достойное продолжение славной серии, где современные технологии прекрасно сочетаются со старомодными механиками, повествование держит до самого конца, а боевая система впечатлит даже тех, кто закалён проектами From Software. Если уже владеете консолью, лучшего повода потратить деньги у вас наверняка не будет до конца октября.
Остальным, впрочем, нет смысла завидовать или расстраиваться. Игра обычная, просто выполнена на заоблачном уровне качества и отполирована до блеска. Для чего-то большего ей не хватает разнообразия, особенно ближе к концу, когда ни в загадках, ни в драках не предлагается чего-то принципиально нового. Но путь развития выбран верный, не исключено, что вторую часть смогу с чистой совестью назвать шедевром.
Оценка: 8.6 («Отлично»).
Виталий Красновид aka Dezintegration
|