Жанр |
Стратегия
|
Разработчик |
11 bit studios
|
Издатель |
11 bit studios
|
Платформа |
PC (STEAM)
|
Локализация |
Субтитры и текст
|
Дата выхода |
24 апреля 2018
|
Вступление
11 bit studios – польская студия по разработке игр, расположенная в Варшаве. Она была основана в 2010 году бывшими сотрудниками CD Projekt и Metropolis Software.
За время своего существования поляки выпустили много небольших проектов, а в 2014 году их игру This War of Mine тепло приняли критики и игроки. В апреле 2018 года свет увидела крайне неординарная стратегия Frostpunk, с которой мы и ознакомимся в данном обзоре.
Игровой процесс
Действие Frostpunk происходит в альтернативной вселенной во второй половине девятнадцатого века. В этот период во всем мире наступил новый ледниковый период, и человечество встало перед угрозой полного вымирания. Ученые Британской империи предвидели этот апокалипсис и заблаговременно разместили в северных землях генераторы, способные обогревать новые поселения. К одному такому сооружению и отправилась экспедиция главного героя. По пути корабль протагониста потерпел крушение и до заветного генератора добрались не все колонисты. Часть из них затерялась во льдах.
По прибытии к генератору главный герой обнаружил, что спасительное устройство не работает. На улице мороз минус двадцать. У восьмидесяти выживших участников экспедиции сохранилось немного еды, древесины и стали. В этих адовых условиях и предстоит выживать игроку.
Первой важнейшей целью является сохранить жизнь всех участников экспедиции. Для этого необходимо возвести вокруг генератора палатки - пусть и хлипкое, но все же жилье, защищающее от непогоды. В каждую палатку вмещается десять человек. Однако появилась на первый взгляд непреодолимая проблема: запасов древесины оказалось недостаточно для строительства восьми палаток.
На самом деле ситуация сложилась не безвыходная. Дело в том, что вокруг генератора разбросаны запасы древесины, стали и угля. Их можно собирать, благо у игрока есть возможность строить посты добычи. Однако не все так гладко. В Frostpunk происходит смена времени суток, вдобавок в начале сюжетной кампании все рабочие постройки функционируют с восьми утра до шести вечера. То есть скорость сбора ресурсов сильно ограничена.
Чтобы спасти всех участников экспедиции необходимо произвести следующие действия. Построить пост добычи у ближайших запасов древесины, причем постараться поместить это сооружение как можно ближе к генератору. Дело в том, что на данном этапе игры дерево является очень ценным ресурсом и его надо очень грамотно вкладывать в строительство. После того как заработает пост добычи, нужно подождать накопления необходимого запаса древесины и построить второй пост неподалеку от залежей угля. Эти действия позволят собрать ресурсы для строительства палаток и запуска генератора. Если все действия сделаны в правильной последовательности, то к вечеру можно успеть построить еще четыре палатки.
Возникает логичный вопрос: а как быть еще с сорока колонистами, которым не хватило жилья? Ответ очень прост: надо запустить генератор, который согреет людей, оставшихся без крыши над головой. Правда есть важный нюанс - запас угля минимальный и генератор необходимо активировать только ночью. Иначе есть опасность того, что из-за нехватки топлива спасительный агрегат остановится посреди ночи и люди замерзнут насмерть.
После того как экспедиция пережила свою первую ночь на новой родине, проблемы начали увеличиваться как снежный ком:
- Чтобы люди не умерли с голоду, необходимо начать добывать еду.
- Из-за холодных условий работы и быта многие колонисты неминуемо заболеют. Чтобы предотвратить фатальный исход нужно организовать медицинское обслуживание.
- Запасы древесины, стали и угля, разбросанные по округе, ограничены. Для развития и выживания поселения необходимо найти альтернативные источники ресурсов.
Все строительство в Frostpunk сосредоточено вокруг генератора. Жилые дома, медицинские и исследовательские постройки в начале сюжетной кампании лучше всего размещать как можно ближе к генератору, который их дополнительно обогревает. Производственные сооружения по естественным причинам располагаются на удалении от основного поселения. Для функционирования всех построек их необходимо соединять с генератором при помощи дорог.
Управление производственными постройками и прочими сооружениями осуществляется в ручном режиме. Трудовые ресурсы в Frostpunk представлены рабочими и инженерами. Эти люди могут работать как в специализированных, предназначенных исключительно для них, сооружениях, так и универсальных предприятиях, в которых сосуществуют обе профессии. Рабочая смена длится десять часов, после завершения, которой работяги отправляются отдыхать.
Важную роль в Frostpunk играют законы. Это своеобразное дерево технологий, изучая которые главный герой получает в свое распоряжение эффективные инструменты влияния на общество и новые здания, также воздействующие на поселенцев. Например, приняв закон "продлённая смена" главный герой увеличивает время работы предприятий с десяти до четырнадцати часов. Правда, эту опцию необходимо вручную активировать на каждом производстве. Закон "пищевые добавки" позволяет добавлять опилки в еду колонистов. Да, это не лучшим образом сказывается на их здоровье, однако производство пищевых пайков возрастает в полтора раза, что критически важно для выживания всего поселения.
В Frostpunk присутствуют две шкалы настроения людей, сильно влияющих на прохождение сюжетной кампании:
- Недовольство - это настроение возникает из-за некомфортных условий работы и проживания, непопулярных законов, событий, происходящих во внешнем мире, и множества других факторов.
- Надежда - это настроение повышает мотивацию поселенцев. Её можно поднять, улучшая условия быта и работы людей, принимая популярные законы, строя социальные, агитационные и сторожевые здания.
Если надежда упадет до нуля, а недовольство перевалит критическую массу, в колонии неминуемо возникнет бунт, который приведет к гибели всех людей.
Для дальнейшего развития и выживания поселения главному герою необходимо построить два сооружения: кухню и охотничью хижину. На кухне из еды готовятся продуктовые пайки. В хижине обитают охотники, которые выходят на промысел исключительно ночью. Этих сооружений должно быть достаточно для выживания колонии на начальном этапе игры. Правда, не стоит затягивать с их постройкой, иначе для людей все может плохо закончиться.
Даже при наличии палаток и дополнительного обогрева генератора, поселенцы неминуемо начинают болеть. Это негативно сказывается на работе всех производств, так как им не хватает рабочих рук. Если пустить ситуацию на самотек, то в течение нескольких дней в поселении некому будет работать, и оно неминуемо погибнет. Поэтому нужно строить санитарные пункты, в которых медики смогут лечить колонистов.
Вехой, открывающей новые горизонты в развитии поселения, является строительство мастерской. Данное сооружение дает возможность изучать технологии для развития основных направлений существования колонии: отопления, изучения мира и промышленности, добычи ресурсов, еды, здоровья и убежищ. Благодаря исследованию новых технологий у игрока появляется возможность строить новые типы зданий и усовершенствовать уже созданные постройки.
Для функционирования мастерской необходимы инженеры, которые работают посменно, то есть не круглосуточно, а ограниченное количество времени. Со временем, когда снизится дефицит ресурсов, можно построить вторую мастерскую, благодаря чему заметно ускорится исследование новых технологий.
Важными сооружениями, заметно улучшившими жизнь поселения, стали детское убежище, дом опеки, кладбище и теплица. Благодаря им был организованы присмотр за детьми, пока их родители работали, уход за тяжелобольными, похороны умерших, выращивание достаточного количества еды. В результате в колонии заметно снизилось недовольство, и выросла надежда, а также отступила угроз голода.
Следующим этапом в развитии поселения стало строительство лесопилки, сталелитейного завода и угледобытчика. Лесопилка добывает древесину из замерзших деревьев, количество которых ограничено, однако в разы больше, чем в кучах мусора. Сталелитейный завод добывает железо из шахты и переплавляет его в сталь. Угледобытчик при помощи мощного напора воды вымывает уголь на поверхность. Для сбора данного ресурса необходимо строить неподалеку посты добычи.
Благодаря выше перечисленным сооружениям в колонии стало производиться достаточное для ее выживания количество ресурсов. И даже образовываться небольшие излишки. Однако возникла другая проблема: нехватка рабочих рук. Для ее решения был изучен и построен маяк, а также набрана команда разведчиков. После этого главному игроку стала доступна карта окружающих территорий, на которой разбросаны точки местности, доступные для исследования.
Путешествуя по разным уголкам замороженного мира, разведчики узнавали его историю. Благодаря их нелегкому труду поселение периодически получало ресурсы, необходимые для его выживания. Также были найдены потерянные участники экспедиции, которые присоединились к колонии. Позже были обнаружены следы других экспедиций, к сожалению неудачных.
Кульминацией этих поисков стало обнаружение погибшего города, что стало толчком к ряду трагических событий. В первую очередь, люди потеряли надежду на выживание, и резко выросло число недовольных. Из-за этого в колонии образовалась фракция людей, желающих вернуться в Лондон (который уже погиб). Данные деятели стали настоящими смутьянами, сеющими ростки раздора по всему поселению. Мало того, со временем они стали воровать продуктовые пайки и нападать на блюстителей порядка.
Для того чтобы колония не погибла, игроку на выбор были предложены две новые ветки законов: вера и порядок. Вера делала упор на храмы и церковное воздействие на народные массы. Порядок специализировался на жандармских силах правопорядка, агитации и силовом подавлении всех инакомыслящих. Мой выбор пал на законы, поддерживающие порядок. Благодаря ему были построены сторожевые посты, в которых на службу заступили жандармы. Эти люди наводили порядок в контролируемых ими районах, что приводило к росту надежды и снижению недовольства.
Тем временем окружающая среда становилась все более суровой, из-за чего температура упала с минус двадцати до пятидесяти градусов. Ребром встал вопрос об обогреве всех жилых, медицинских и производственных построек. Благодаря мастерским были изучены обогреватели зданий, серьезно модифицирован генератор и освоены паровые центры, обогревающие большие площади за пределами генератора.
Когда был побежден холод, неминуемо встал вопрос об увеличении добычи угля, так как его потребление резко возросло. Ситуацию спасли все те же мастерские, в которых прошло изучение улучшений для производственных зданий, а также появилась новая постройка: угольная печь. В ней за счет сжигания древесины производился уголь. Для увеличения добычи древесины были изучены и построены стенные буры, которые добывали в окружающих скалах вмороженные деревья.
Дальнейшим развитием колонии стало строительство лазаретов и промышленных теплиц. Эти строения позволили значительно увеличить уровень медицины и производство еды для пищевых пайков. Правда, для постройки этих зданий потребовался специальный ресурс "паровые ядра", которые невозможно произвести в самой колонии. Их могут найти и доставить в поселение только разведчики. Поэтому при планировании расширения города необходимо тщательно планировать количество специализированных производств.
Тем временем ледниковый период мощными тисками стал сжимать поселение главного героя. Чтобы колонисты выжили, пришлось исследовать и дальше улучшать генератор, жилье, лазареты и производственные здания. Температура, упавшая ниже минус шестидесяти градусов, породила новую волну недовольство. Это в свою очередь привело к принятию новых непопулярных законов, которые в итоге создали в городе настоящее тоталитарное государство. Дальше произошло множество событий. Одним из самых ярких стало падение температуры окружающей среды до минус… ста пятидесяти градусов.
Я же завершаю описание геймплейных элементов игры и оставляю наших читателей наедине с Frostpunk.
Заключение
Игра произвела сильное впечатление. Больше всего в ней поражает внимание к деталям. Для того чтобы обеспечить выживание колонистов в ледяной пустыне, игроку придется переиграть Frostpunk пару десятков раз. Необходимо не только участвовать в процессе строительства зданий и сооружений, но и изучать новые технологии, порой издавать непопулярные законы, без которых поселение захлестнет волна хаоса или оно просто замерзнет. Главному герою придется участвовать во многих аспектах жизни общества и в ручном режиме тщательно контролировать все производственные и гуманитарные процессы.
Большими плюсами Frostpunk стали нетривиальный сюжет, разветвленные «деревья» технологий и законов, большое количество построек разного назначения, а также возможность их улучшения.
Дамокловым мечем над городом висит постоянно ухудшающаяся погода. В результате игрок вынужден участвовать в постоянной гонке за выживание, строя новые здания, наращивая добычу ресурсов, увеличивая скорость исследования новых ресурсов. При этом перестраивая государственную структуру колонии. Все усилия преследуют одну-единственную цель: выжить любой ценой в умирающем мире.
Графика в игре выполнена на самом высоком уровне и заслуживает всяческой похвалы. Видно, что дизайнеры и художники потрудились над Frostpunk на славу. Казалось бы, что можно увидеть в ледяной пустыне? Однако все здания, сооружения и люди проработаны с большим вниманием к деталям. Как следствие, поселение выглядит живым и реалистичным.
Frostpunk получилась по-настоящему самобытной стратегией, что выгодно отличает ее от конкурентов. Настоятельно рекомендую нашим читателям ознакомиться с этой игрой.
Итоговые оценки:
- Оценка игры – 9.
- Оценка графики – 9.
Дмитрий Прилепских aka Phoenix
|