Субъекты наследственного правоотношения - это лица, обладающие правами и несущие обязанности в связи с участием в наследственном правоотношении. К ним относятся:
а) наследодатель (завещатель) - это лицо, которое передает имущество.
Под термином наследодатель следует понимать лицо, после смерти которого возникает наследственное правопреемство в отношении принадлежавшего ему имущества.
Наследодателем может выступать только физическое лицо, а именно:
- граждане РФ;
- иностранные граждане, проживающие на территории РФ;
- лица без гражданства, проживающие на территории РФ (апатриды).
Не могут выступать в качестве наследодателя:
- юридические лица, поскольку это особые организации, обладающие обособленным имуществом, принадлежащим им на праве собственности (за некоторыми исключениями, - унитарные предприятия и учреждения).
- публично-правовые образования, которые вправе распоряжаться имуществом только исходя из публичных интересов.
В зависимости от того, идет ли речь о наследовании по закону или по завещанию, к наследодателю закон предъявляет различные требования:
1) при наследовании по закону наследодателем могут быть:
- дееспособные граждане;
- недееспособные граждане;
- граждане, ограниченные судом в дееспособности.
Таким образом, при наследовании по закону (когда отсутствует завещание), наличие или отсутствие у наследодателя дееспособности к моменту открытия наследства не оказывает влияние на содержание наследственного правоотношения, так как основанием для открытия наследства и призвания наследников к наследованию служит такой юридический факт как смерть наследодателя, а не его волевой акт (т.е. наследство может открываться и после смерти душевнобольного, который становится наследодателем);
2) при наследовании по завещанию в роли завещателя могут выступать:
- только дееспособные граждане
Коль скоро, составление завещания является сделкой, поэтому такая сделка может быть совершена волевыми действиями лица, желающего сделать распоряжения по поводу своего имущества на случай смерти. А совершать любые сделки самостоятельно вправе только лица обладающие дееспособностью в полном объеме.
Недееспособные, ограниченные судом в дееспособности, а также частично дееспособные граждане (до 18 лет) завещательной право- и дееспособностью не обладают.
- согласно п. 2 ст. 21 ГК РФ - лица, вступившие в брак до достижения ими брачного возраста в соответствие с особым разрешением (они наделяются дееспособностью в полном объеме, а следовательно могут быть завещателями);
- эмансипированные лица (ст. 27 ГК РФ)
б) к субъектам наследственного правоотношения относят наследников, т.е. тех лиц, которые получают наследственное имущество.
Наследники - это лица, указанные в законе или в завещании в качестве правопреемников наследодателя, т.е. в качестве посмертных приобретателей его имущества.
Право на имущество наследодателя возникает у них только с момента его смерти, после совершения наследниками действий, направленных на принятие наследства. До этого момента, никакими правомочиями ни в отношении наследодателя, ни в отношении его имущества они не наделены.
В ст. 1116 ГК РФ определяется круг лиц, которые могут призываться к наследованию и соответственно при соблюдении определенных условий получить статус наследников.
Наследником по российскому законодательству может быть любое
лицо:
- граждане РФ (они призываются к наследованию независимо от того, являются ли они дееспособными или недееспособными, ограниченными судом в дееспособности или обладающие частичной дееспособностью); иностранные граждане и лица без гражданства (в отношении которых применяются, как это установлено в ст. 2 ГК РФ, правила гражданского законодательства, если иное не установлено федеральным законом). Таким образом, данная категория лиц призывается к наследованию на общих основаниях с гражданами РФ.
При этом физические лица могут призываться к наследованию как по закону, так и по завещанию;
- юридические лица (иностранные юридические лица). Для призвания юридического лица к наследованию не имеет никакого значения какой именно правоспособностью наделено это юридическое лицо: общей или специальной; является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией;
- РФ, субъекты РФ, муниципальные образования; иностранные государства, международные организации.
При этом юридические лица и иные названные выше социальные образования призываются к наследованию только в том случае, если они названы в качестве наследников по завещанию.
Вместе с тем, в соответствие со ст. 1151 ГК РФ, для Российской Федерации допускается возможность наследования по закону (в случае наследования выморочного имущества).
Поскольку, для определения круга наследников важен момент открытия наследства, то законодатель в п. 1 ст. 1116 ГК РФ определяет круг лиц, которые могут быть призваны к наследованию:
- к наследованию могут призываться лишь граждане (физические лица), которые находятся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Что касается зачатого при жизни наследодателя ребенка, именуемого «насцитурусом», то его гражданская правосубъектность возникнет только в том случае, если он родится живым и он будет являться наследником. Если зачатый ребенок рождается мертвым, то сам факт его зачатия утрачивает какое бы то ни было юридическое значение, так как его правосубъектность так и не возникла и он вообще не может считаться призванным к наследованию. Если же в пользу зачатого, но еще не родившегося ребенка было составлено завещание, то если ребенок рождается мертвым, завещание в отношении такого ребенка также утрачивает силу[1]. При этом, закон охраняет интересы и права зачатого, но еще не родившегося наследника (например, ст. 1166 ГК РФ, где речь идет о разделе наследственного имущества с учетом прав зачатого ребенка);
- юридические лица, будучи названными в завещании наследниками, могут быть призваны к наследованию, но только если они существуют как юридические лица на день открытия наследства (т.е. если они зарегистрированы в установленном законом порядке как юридические лица);
в) третьи лица.
Статьей 1117 ГК РФ определен круг граждан, которые не имеют права на получение наследства (недостойные наследники). Лица, упомянутые в п. 1 ст. 1117 ГК РФ, отстраняются от наследования, если обстоятельства, препятствующие призванию их к наследованию, подтверждены в судебном порядке. Противоправные действия должны быть подтверждены приговором суда, вступившим в законную силу.
В нотариальной практике часто возникает вопрос: необходимо ли при наличии соответствующего обвинительного приговора вынесение судом дополнительного решения о признании гражданина недостойным наследником? По мнению многих исследователей какого-либо специального решения суда о признании наследника недостойным не требуется. При наличии приговора суда о признании наследника виновным в совершении умышленного лишения жизни наследодателя, этот вопрос решает нотариус - вряд ли это правильно.
В отношении лиц, осужденных за совершение преступления по неосторожности, данное правило неприменимо. Вместе с тем встречаются решения судов, свидетельствующие об иной практике. Так, Бежицким районным судом г. Брянска 19 мая 2016 г. были удовлетворены исковые требования Поляковой А. В. к Герасину В. В. о признании ответчика недостойным наследником.
Приговором Бежицкого районного суда от 25 октября 2015 г. Герасин В.В. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего - матери, Герасиной А.М. Определением судебной коллегии по уголовным делам от 2 декабря 2015 г. приговор оставлен без изменения.
Наследница Герасиной А.М. Полякова А.В. обратилась в суд с иском о признании сына наследодателя недостойным наследником. Судом был сделан вывод, что, совершив умышленное противоправное действие, направленное против наследодателя, ответчик своими действиями способствовал увеличению причитающейся ему доли наследства и призванию его к наследованию. На основании этого Герасин В.В. признан недостойным наследником. В кассационном порядке решение не обжаловалось и 30 мая 2016 года вступило в законную силу.
Существует спорная точка зрения, что мотив совершения соответствующих действий достаточно четко зафиксирован в п. 1 ст. 1117 ГК РФ. Они совершаются для того, чтобы добиться такой судьбы наследственного имущества, которая отвечала бы интересам совершающих их лиц. Если же умышленные противоправные действия совершаются по иным мотивам (например, из мести, чувства ревности) и не направлены на то, чтобы ускорить открытие наследства, добиться желательного распределения наследуемого имущества и т.д. то, хотя бы объективно они и влекли такие последствия, указанные действия не могут служить основанием для отнесения наследника к недостойным[2].
Полностью с такой позицией нельзя согласиться. Признать право наследования, к примеру, за сыном, из мести убившим свою мать (возможно, с особой жестокостью либо заведомо находящуюся в беспомощном состоянии, а также при иных отягчающих обстоятельствах), было бы, по меньшей мере, безнравственно.
Очевидно лицо, виновное в совершении умышленного преступления, повлекшего смерть наследодателя, должно отстраняться от наследования независимо от того, действовало ли оно в целях получения наследства или его действия были вызваны другими причинами (месть, ревность, хулиганские побуждения и т. п.). Важно лишь, чтобы эти действия прямо или косвенно способствовали призванию лица к наследованию или увеличению его доли в наследстве.
Данное положение полностью поддержано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012: «При разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее: а) указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий».
Вместе с тем в уголовном законодательстве содержатся два уголовно наказуемых деяния, которые действительно нуждаются в дополнительном обсуждении в аспекте признания наследника, совершившего их, недостойным:
- убийство в состоянии аффекта, т.е. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107 УК РФ);
- убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК РФ).
Оба названных преступления отнесены уголовным законодательством к категории умышленных убийств. Однако в обоих случаях действия виновного лица, хотя и являются, противозаконными, были вызваны противоправными действиями самого потерпевшего. Более того, в ряде случаев противоправные действия потерпевшего-наследодателя, возможно, представляли непосредственную угрозу жизни самого наследника.
Противоправные действия, направленные против осуществления воли наследодателя, выраженной в завещании, могут заключаться в составлении фиктивного завещания, сокрытии подлинного завещания, понуждении завещателя к составлению завещания в пользу конкретного лица либо завещания с завещательным отказом, понуждении какого-либо из наследников по завещанию отказаться от наследства, а отказополучателей - от завещательного отказа и т.п.
В данном случае вопрос о признании наследника недостойным решается судом. При этом процессуальным документом для отстранения наследника от наследования в зависимости от характера совершенных им действий может быть как приговор суда по уголовному делу, так и решение суда, если вопрос решался в гражданско-правовом порядке. Если судом вынесен приговор, в соответствии с которым наследник признан виновным в совершении каких-либо из вышеперечисленных действий, дополнительного решения суда об отнесении такого наследника к недостойным не требуется.
Нередки ситуации, когда свои права на наследство заявляют бывшие супруги. Здесь мнение судов однозначное и основанное на законодательных нормах - супруги, чей брак расторгнут, и решение вступило в силу на момент открытия наследства - не могут выступать наследниками по закону.
[1] Подробнее см., напр.: Формы государственной поддержки и обеспечение конкуренции в сфере экономики. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва, 2015; Эрделевский А.М., Курбанов Р.А. Гражданское право как регулятор экономических отношений. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015; Совершенствование законотворческого процесса и механизма правового регулирования условие поступательного развития законодательства. Учеб. пособие / Агамиров К.В. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016; Свечникова Н.В. Соотношение статутного и прецедентного права в правовых системах современности // Право и жизнь. 2001. № 37. С. 5; и др.
[2] Подробнее см., напр.: Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М., Демина А.Н. Аналитический обзор докладов и заключений, принятых на 105-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2 (57). С. 148-155; Новые подходы к развитию экономики и корректировки современных хозяйственных систем. Выпуск 9. Монография. Москва, Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014; Яблочкина И.В. Власть и общество: военно-политическое противостояние в эпоху нэпа. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. (Серия «Научные школы университета»); Laletina A.S. Third EU gas directive: legal models for splitting integrated gas companies // Concise compilation of articles from Representative power - 21 st century: legislation, commentary, problems. 2011. № 5-8; Metelev S.E. Migration as a Threat to National Security // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (14); и др.
|