Различие функций государственных органов власти и функций уголовно - исполнительной системы в условиях ЧС криминального характера происходит по субъекту воздействия, средствам реализации и по характеру влияния. Если функции государственной власти оказывают воздействие на всю территорию страны или ее отдельные местности, обеспечиваются всей силой и мощью государства, то функции уголовно - исполнительной системы осуществляются учреждениями исполнения наказания в рамках тех полномочий, которые строго определены действующим законодательством.
Среди задач, для выполнения которых привлекаются силы и средства уголовно - исполнительной системы в условиях ЧС криминального характера, условно можно выделить внешние и внутренние. Если внутренние определяются уголовно - исполнительным законодательством и предусматривают введение режима особых условий при ЧС криминального характера, то внешними задачами, стоящими перед уголовно - исполнительной системой являются:
- поддержание особого режима въезда на территорию в условиях чрезвычайной ситуации криминального характера, и выезда из нее;
- охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
- разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
- участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций криминального характера и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В случае возникновения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайной ситуации криминального характера, ФСИН Минюста России, согласно Федерального конституционного закона, участвуют в обеспечении данного правового режима, однако ни в Положении о Министерстве Юстиции, ни в Положении о ФСИН Минюста России не закреплены нормы, которые бы регулировали или детализировали бы эти отношения. Необходимо отметить. что обеспечение данного правового режима может осуществляться и за пределами мест постоянной дислокации подразделений ФСИН. В этом случае Минюст России через ФСИН осуществляет оперативное руководство силами и средствами ФСИН, организует разработку мобилизационных заданий, планов по материально-техническому обеспечению подразделений, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций криминального характера. При этом сохраняются задачи по обеспечению исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде ареста.
Проводя анализ деятельности сил и средств ФСИН при ликвидации ЧС криминального характера на примере их использования в контр террористической операции в Чеченской Республике, можно увидеть, что в этом участвуют практически все структурные подразделения, существующие в ФСИН. Это и оперативно-розыскные подразделения, и подразделения охраны и надзора в учреждениях ФСИН, подразделения специального назначения, материально-технического и тылового обеспечения и т.д. Таким образом, условия ликвидации ЧС криминального характера складываются из деятельности практически всех служб уголовно - исполнительной системы. Однако для ФСИН основной деятельностью все же остается обеспечение исполнения наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу.
Деятельность учреждений ФСИН при ЧС криминального характера имеет ряд особенностей. Во-первых, их деятельность направлена на обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в условиях режима чрезвычайной ситуации криминального характера. Во-вторых, ФСИН в своем составе имеет подразделения, которые могут обеспечить правопорядок в охраняемых учреждениях в условиях данного режима. При этом необходимо точно просчитывать количественный и качественный состав сил и средств ФСИН, привлекаемых для обеспечения данного режима, не связанного с исполнением пенитенциарных функций. В-третьих, обеспечение данного режима, введенного по основаниям криминального характера, может негативным образом сказаться на качестве охраны, надзора, оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Это способно вызвать напряженность внутри учреждений ФСИН, привести к конфликтной ситуации и возможно к открытому противодействию администрации.
При ЧС криминального характера, когда частично или полностью дезорганизована деятельность органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в учреждениях ФСИН могут быть установлены следующие меры:
- введение режима особых условий;
- ограничение доступа на охраняемые объекты ФСИН, установление особого порядка въезда и выезда, ограничение передвижения осужденным и персоналу;
- усиление охраны учреждений ФСИН и их объектов, возможный перевод личного состава на казарменное положение;
- ограничение некоторых прав осужденных, предусмотренных нормами УИК РФ;
- временное приостановление следственных мероприятий с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений;
- продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с УПК РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период ликвидации ЧС криминального характера, но не более чем на три месяца. Однако данная норма, установленная конституционным законом, не определяет процедуру этого продления и круг должностных лиц, имеющих право на подобное продление. Закон четко не определяет правовое положение задержанных и не определяет органы и учреждения, обеспечивающих эту процедуру (МВД, ФСБ, ФСКН, органов прокуратуры или ФСИН, а также ИВС или СИЗО соответственно).
Для выполнения задач, возложенных на уголовно
исполнительную систему в процессе обеспечения режима чрезвычайного положения и соответственно режима особых условий, могут быть введены следующие меры:
- ограничения доступа на охраняемые объекты ФСИН, установление особого порядка въезда и выезда, ограничение передвижения осужденным и персоналу;
- усиление охраны учреждений ФСИН и их объектов, возможный перевод личного состава на казарменное положение;
- ограничение некоторых прав осужденных, предусмотренных нормами УИК РФ;
- временное приостановление следственных мероприятий с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений;
- продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с УПК РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения;
- организация патрулирования на прилегающей к учреждениям ФСИН территории;
- введение запрета на проведение вблизи учреждений ФСИН митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий.
Применение данных мер на определенной территории Российской Федерации не должно повлечь за собой изменений в полномочиях должностных лиц всей уголовно-исполнительной системы, правах и обязанностях осужденных и заключенных в других местностях. При ЧС криминального характера для ФСИН осложняется выполнение оперативно-служебных задач и увеличивается объем функций. Условно эти функции можно разделить на три группы:
1- я группа: исполнение уголовного наказания и мер пресечения в виде заключения под стражу в условиях чрезвычайного положения при ЧС криминального характера посредством введения в учреждениях ФСИН режима особых условий. Обеспечение безопасности не только осужденных и заключенных, но и сотрудников ФСИН и членов их семей.
2- я группа: обеспечение режима чрезвычайного положения посредством:
- ликвидации и пресечения массовых беспорядков в учреждениях ФСИН;
- пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований;
- охраны и обороны учреждений и объектов уголовно - исполнительной системы, представителей органов государственной власти;
- пресечение и ликвидация захвата заложников и иных террористических актов;
- проведение специальных операций, в том числе с участием подразделений других правоохранительных органов за пределами мест постоянной дислокации.
3- я группа: организация аварийно-спасательных мероприятий не только на территории расположения учреждений и органов ФСИН, но и вне ее;
- эвакуация осужденных, заключенных, членов семей
сотрудников ФСИН в безопасные места, организация охраны оставшегося имущества; учет потерь; ликвидация негативных последствий.
Все эти функции для уголовно - исполнительной системы при введении режима особых условий при ЧС криминального характера являются общими, в случае необходимости они могут быть уточнены, расширены и дополнены.
Таким образом, деятельность учреждений ФСИН при ЧС криминального характера (в случае введения чрезвычайного положения) характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, ФСИН является специальным органом государства, функционирование которой направлено на исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде ареста.
Во-вторых, по своей структуре учреждения и органы ФСИН имеют как штатные (функционально-специализированные), так и временные (ситуационно-ориентированные) подразделения для выполнения задач в режиме особых условий.
В-третьих, обеспечение режима особых условий (чрезвычайного положения) в учреждениях ФСИН в первую очередь затрагивает интересы осужденных и заключенных, содержащихся в них, а также личного состава и членов их семей.
В-четвертых, исполняя уголовные наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в режиме особых условий (чрезвычайного положения) уголовно - исполнительная система способствует обеспечению национальной безопасности страны.
В целом, для успешного функционирования учреждений и органов ФСИН при ЧС криминального характера, обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу уголовно - исполнительная система наделяется правомочиями,
предусматривающими введение ограничений на некоторые права осужденных и заключенных, но не имеет механизма реагирования на нарушения этими лицами правового режима особых условий. Автор диссертационного исследования считает целесообразным в уголовно - исполнительное право ввести нормы, которые бы давали возможность начальнику учреждения ФСИН изолировать от основной массы осужденных или заключенных, на период действия режима особых условий, тех лиц, которые бы могли негативно повлиять на обстановку внутри учреждения, например, воров в «законе», «авторитетов», склонных к побегу и т.п.
На взгляд автора диссертационного проекта реализация подобных мер позволит наиболее эффективно выполнить задачи по обеспечению режима чрезвычайного положения и соответственно режима особых условий при ЧС криминального характера.
Содержанием подобного положения является чрезвычайная обстановка (ситуация), вызываемая противоправными действиями осужденных, которая нарушает нормальное функционирование учреждения ФСИН, угрожает личным имущественным и неимущественным интересам физических и юридических лиц, создает угрозу общественной безопасности. При этом Президентом страны чрезвычайное положение ни в стране, ни в отдельной местности не вводится, а органами государственной власти или местного самоуправления могут вводиться режим чрезвычайных ситуаций или режим чрезвычайного положения. Этим режимам характерны некоторые признаки:
- формирование и деятельность специальных органов (комиссии по чрезвычайным ситуациям, оперативные штабы и т.п.);
- введение ограничений на некоторые общественные правоотношения;
- проведение аварийно-спасательных работ;
- введение усиленного варианта несения службы;
- введение особого положения производится нормативным актом.
Чрезвычайные ситуации криминального характера, являющиеся основанием для введения режима особых условий в учреждениях ФСИН, характеризуются опасностью для жизнедеятельности этих заведений, нарушением обычного порядка исполнения уголовных наказаний, в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу. В условиях экстремальной обстановки администрация учреждений и органов исполнения наказаний не может нормально функционировать без дополнительных полномочий. Однако действия администрации учреждений исполнения наказания в чрезвычайных ситуациях при ЧС криминального характера нормативными актами не определены. Место и роль учреждений ФСИН в государственной системе реагирования на ЧС криминального характера должны определяться характером и содержанием выполняемых при этом функций. Их деятельность в условиях ЧС криминального характера состоит из двух основных блоков: профилактика чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий. В связи с этим администрация учреждений ФСИН при ЧС криминального характера могла бы осуществлять:
- противопожарные и аварийно-спасательные работы;
- обеспечение пропускного режима;
- усиление охраны учреждений, предприятий, зданий и объектов жизнеобеспечения ФСИН;
- обеспечение охраны имущества, оборудования, ценностей и документов;
- проведение разъяснительной работы среди осужденных в целях пресечения паники и ложных слухов;
- осуществление надзора за соблюдением должностными лицами и осужденными установленного в данном учреждении правового режима, в зависимости от вида чрезвычайной ситуации;
- проведение опознания, а также установление личностей погибших и пострадавших;
- обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы;
- обеспечение мер пресечения в виде заключения под стражу;
- оказание помощи медицинским работникам в вывозе погибших и пострадавших людей в медицинские и другие пункты, сопровождение медицинского транспорта;
- содействие правоохранительным и следственным органам;
- осуществление профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, отвечающих сложившейся обстановке;
- обеспечение быстрой эвакуации осужденных из опасных зон и их этапирование в другие учреждения ФСИН.
К поддержанию порядка и спасению имущества могут привлекаться члены самодеятельных организаций осужденных. Сотрудники ФСИН и дежурных смен закрепляются за каждым жилым помещением и производственным объектом, осуществляют наблюдение за поведением находящихся там осужденных в соответствии с указаниями оперативного дежурного, начальника учреждения ФСИН и его заместителей. Все чрезвычайные ситуации криминального характера требуют самого пристального изучения и внимания. Каждая подобная ситуация резко увеличивает потребность в жестком, а порой и в жестко определенном поведении, направленном на ее преодолении и ликвидацию. Для этого необходимо точно представлять кто, что, когда, в каком порядке и в каком объеме должен предпринимать на том или ином этапе развития экстремальной ситуации.
В условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера учреждения и органы уголовно-исполнительной системы решают задачи и осуществляют свою деятельность по трем основным направлениям:
- обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в условиях чрезвычайной ситуации;
- непосредственное участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание необходимых условий для эффективной работы других формирований (спасателей, медицинских и санитарных работников, пожарных и др.).
Следует отметить, что организация деятельности учреждений и органов ФСИН, при ЧС криминального характера, имеет некоторые особенности, среди которых можно выделить:
- осуществление деятельности в необычных, особых условиях;
- создание нештатных органов управления и формирование группировки сил и средств (оперативные штабы, сводные отряды, аварийно-спасательные группы и др.) для обеспечения функционирования учреждений и органов ФСИН;
- введение в районе дислокации учреждений ФСИН особого режима (режима чрезвычайной ситуации);
- введение в учреждениях ФСИН режима особых условий;
- появление новых несвойственных функций;
- изменение распорядка дня в учреждениях ФСИН;
- перевод сотрудников на усиленный вариант несения службы или казарменное положение;
- составление специальных планов действий учреждений и органов ФСИН;
- обучение личного состава действиям в условиях чрезвычайной ситуации;
- материально-техническое, тыловое, медицинское и др. обеспечение.
Опыт деятельности учреждений ФСИН показывает, что эффективность оперативно-служебной деятельности нередко снижается, а в ряде случаев даже проявляется растерянность, медлительность и недостаточная организованность действий личного состава.
В результате противоправной деятельности осужденных в учреждениях ФСИН могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства (некоторые ученые - Н.П. Барабанов, В.Ф. Лозовицкий и другие - предлагают другое название данным явлениям - чрезвычайные ситуации криминального характера), для пресечения и ликвидации последствий которых в данном учреждении требуется введение особого правового положения.
По мнению Н.П. Барабанова «чрезвычайная ситуация криминального характера в учреждениях ФСИН - это такая ситуация, когда криминогенные процессы и явления, происходящие среди осужденных обусловили создание сложной оперативной обстановки, вызвали панические настроения, распространение слухов, причинение тяжкого вреда здоровью осужденных или персоналу, совершение осужденными убийств, нападений на персонал, захват заложников, побеги, групповые хулиганства, неповиновения, массовые беспорядки, возникновение угрозы жизни осужденных и персонала, нарушение устойчивого
функционирования исправительного учреждения»[1].
Отличительными характеристиками этих ситуаций являются физическое и психическое насилие, демонстрация силы и дерзости, причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба. Немаловажным аспектом этой проблемы является криминальная
агрессивность осужденных, подтверждением чего являются нападения осужденных на сотрудников ФСИН при исполнении ими служебных обязанностей. Например: нападение осужденного на начальника отряда одного из учреждений ФСИН по ХМАО-Югре в 2006 году при исполнении последним служебных обязанностей. Массовые отказы от приема пищи, невыходы на работы, объявление голодовки, проведение сходок, митингов, групповые неповиновения не всегда являются событиями криминального характера, они могут перерасти в чрезвычайные обстоятельства вследствие нарушения осужденными установленного порядка отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы и заключенными - порядка исполнения мер пресечения в виде заключения под стражу. А массовые беспорядки, захваты заложников, побеги, совершение убийств, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие разбирательства в среде осужденных Н.П. Барабанов относит к чрезвычайным ситуациям криминального характера повышенной опасности[2]. Криминогенные и криминальные процессы,
происходящие в учреждениях ФСИН РФ могут быть обусловлены не только наличием в учреждении неформальных группировок осужденных, но и наличием одного «воровского авторитета» или «вора в законе», а также внутренними и внешними факторами. Особой группой факторов, вызывающих криминальные события, является нарушение персоналом учреждений ФСИН правил несения службы и мер безопасности. К ним можно отнести:
неудовлетворительную подготовку сотрудников, их низкую квалификацию, халатность и безалаберность, установление доверительных отношений с осужденными, вступление в запрещенные связи, недооценку персоналом криминогенной направленности контингента, мотивации их поступков, не обеспечение безопасности женщин и вольнонаемного персонала учреждений ФСИН, недостаточное ресурсное обеспечение и др. В обстановке, вызванной криминальными событиями и угрожающей безопасности учреждения ФСИН, должен заработать механизм, предусматривающий комплекс правовых и организационных мероприятий.
Так, например, при возникновении угрозы массовых беспорядков в учреждении ФСИН происходит усиление охраны и надзора за осужденными, при этом производится увеличение численности личного состава дежурных смен и караулов. Активизируется оперативно-режимная работа с лицами, состоящими на
профилактических учетах, в целях предупреждения противоправных действий с их стороны. Производится тщательный обыск жилых и производственных зон, единого помещения камерного типа (ЕПКТ) и помещения камерного типа (ПКТ), штрафных изоляторов, одиночных камер и запираемых помещений в целях обнаружения и изъятия запрещенных предметов, которые могут быть использованы для противоправных действий. При этом могут использоваться оперативные группы, прибывшие из других учреждений и территориального органа ФСИН, органов внутренних дел в целях оказания помощи в нормализации оперативной обстановки. Уточняются мероприятия по повышению готовности личного состава к действиям на случай обострения оперативно- служебной обстановки в учреждении или районе его дислокации. Прорабатывается вопрос о целесообразности введения в учреждении ФСИН режима особых условий. При этом в учреждениях ФСИН производится корректировка планов действий при ЧС криминального характера исходя из складывающейся обстановки. Должны проводиться мероприятия по повышению бдительности и готовности личного состава учреждений ФСИН к действиям в условиях чрезвычайной ситуации и режима особых условий. Сотрудникам учреждения необходимо непрерывно наблюдать за обстановкой в учреждении ФСИН и за его пределами. На территории, прилегающей к учреждению и на которой установлены режимные требования, усиливается патрулирование, если таковое есть, или вводится, если оно отсутствует. Проверяется наличие и состояние противопожарных средств и приводится в повышенную готовность состав ведомственных пожарных подразделений учреждений ФСИН, а также подразделений ГПС МЧС России. Дежурные службы и руководители взаимодействующих правоохранительных органов и силовых структур информируются о происходящих событиях, организуется постоянная связь в целях своевременного и адекватного реагирования на изменяющуюся обстановку.
Совместно с органами прокуратуры и внутренних дел формируется оперативно-следственная группа для проведения первоначальных следственных действий противоправной деятельности осужденных, выявления и закрепления следов преступлений, что позволит создать документальную основу для последующего доказывания виновности лиц в совершенных преступлениях. Существующая практика деятельности учреждений ФСИН показывает, что чаще всего расследование в условиях пресечения чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций криминального характера) состоится по «авральной» методике, когда следователи собираются не только из разных регионов, но и из разных ведомств (прокуратуры, МВД, ФСБ). Существенными недостатками подобного формирования следственной группы являются проблемы финансового и материально - технического обеспечения, недостаточно высокий уровень квалификации следователей и низкая степень их готовности к работе в условиях чрезвычайной ситуации криминального характера.
При необходимости решением начальника территориального органа ФСИН для оказания практической помощи на период введения режима особых условий в учреждения ФСИН могут командироваться: отдел специального назначения, сотрудники отделов и служб управления (отдела) исполнения наказания, подразделений конвоирования и материально-технического обеспечения. В отдельных случаях, в зависимости от обстановки, приказом министра юстиции, начальника ФСИН РФ, территориального органа ФСИН часть личного состава может быть переведена на казарменное положение.
Оповещение личного состава учреждений и органов ФСИН при ЧС криминального характера может производиться с применением специальных сигналов. Единые сигналы устанавливаются для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, учебных заведений Минюста и МВД России, соединений и частей внутренних войск МВД России, а также взаимодействующих органов, соединений (воинских частей), привлекаемых к выполнению задач при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, влекущих введение в учреждении ФСИН режима особых условий.
Для передачи сигналов должна создаваться система оповещения, которая включает:
- схему оповещения, маршруты движения транспорта для сбора личного состава;
- карточки оповещения для посыльных;
- памятки оповещаемому личному составу с указанием его действий после получения сигнала.
Оповещение должна производить дежурная служба учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Схема оповещения должна показывать все имеющиеся каналы связи.
Оповещается только личный состав, привлекаемый к выполнению задач. Оповещение может производиться с использованием систем циркулярной связи, автоматических систем оповещения (АСО), а также телефонной связи.
При отсутствии телефонной и радиосвязи в целях оповещения личного состава могут направляться посыльные. В качестве посыльных может использоваться личный состав, оповещенный по средствам связи, для передачи сигнала вблизи живущим сотрудникам. Корректировка системы оповещения может осуществляться по мере увеличения технических возможностей систем связи и оповещения учреждений и органов уголовноисполнительной системы.
При возникновении чрезвычайных ситуаций криминального характера или угрозе их возникновения в учреждении ФСИН сотрудники обязаны немедленно доложить об этом оперативному дежурному или старшему оперативному начальнику и принять меры к пресечению противоправных действий в их начальной стадии. Для этого сотрудники учреждения должны потребовать от осужденных (заключенных) прекратить противоправные действия, а при необходимости - провести их задержание и препроводить в служебное помещение оперативного дежурного. В необходимых случаях допускается применение оружия, физической силы и специальных средств в соответствии с нормами уголовноисполнительного и уголовного законодательства. В целях локализации групповых неповиновений или массовых беспорядков на небольшой территории целесообразно эвакуировать других осужденных и заключенных, не участвующих в противоправных деяниях и обеспечить их изоляцию от бесчинствующих преступников. Если противоправные действия осужденных (заключенных) не были пресечены на начальной стадии, начальник учреждения ФСИН самостоятельно или по согласованию с начальником территориального органа ФСИН принимает меры, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством при введении режима особых условий. Приводит в готовность имеющиеся силы и средства согласно плану действий при «ЧС криминального характера», а также резервы из числа сотрудников, экипированных специальными средствами, специалистов со служебными собаками, пожарные машины и другую необходимую технику.
При отсутствии начальника учреждения и других непосредственных начальников оперативный дежурный должен немедленно доложить о происшествии дежурным УФСИН (ОФСИН), МВД, РУВД, УВД, горрайлиноргана внутренних дел по месту дислокации учреждения, проинформировать начальника караула (дежурной смены), усилить охрану периметра учреждения и организовать обеспечение надзора. Сбор личного состава учреждения ФСИН должен осуществляться согласно схем оповещения. Вместе с этим обеспечивается усиление надзора за поведением осужденных с привлечением всех сотрудников, находящихся на территории учреждения. Прекращается движение осужденных между жилой и производственной зонами и изолированными участками. В случае если противоправное деяние происходит в одном из изолированных участков сотрудники учреждения ФСИН принимают все допустимые уголовноисполнительным законодательством меры к локализации конфликта, обеспечивают контроль за передвижением транспорта, находящегося внутри учреждения (по возможности принимают меры по его выводу за пределы учреждения). Исходя из сложившейся обстановки принимаются меры к устранению причин
и условий, вызвавших противоправные деяния осужденных (заключенных). Обязательно должны быть предприняты все меры по выводу вольнонаемного персонала и женщин за пределы учреждения ФСИН. Из числа представителей администрации, а также положительно зарекомендовавших себя осужденных (заключенных) возможно формирование отрядов и нарядов по охране подступов к единому помещению камерного типа (ЕПКТ), помещению камерного типа (ПКТ), штрафному изолятору (ШИЗО), запираемым помещениям, штабу, медицинской части, столовой и другим объектам.
При резком обострении обстановки должны быть приняты меры по обеспечению сохранности материальных средств и служебной документации, а при необходимости - их эвакуация в караульное или иное помещение. Личный состав учреждения и органа ФСИН приводится в состояние готовности №2. Организуется оказание медицинской помощи пострадавшим силами ведомственной медицинской службы, спасателей и медицины катастроф.
Начальник учреждения ФСИН, оценив обстановку и возможные последствия противоправной деятельности осужденных (заключенных), докладывает начальнику территориального органа ФСИН и прокурору о происшествии. По возможности силами сотрудников учреждения обеспечивает локализацию изолированного участка (производственного или иного объекта), где происходят противоправные действия. Принимает решение о введении ограничений на некоторые права осужденных (заключенных), приостановление работы магазинов, клуба, комнат свиданий, приема передач, посылок, писем. Вводятся ограничения на передвижение расконвоированных осужденных за пределы учреждения ФСИН. Осуществляется вывод за пределы учреждения всех лиц, прибывших на свидания с осужденными (заключенными), сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих следственные действия, адвокатов, врачей и др. Переговоры с осужденными (заключенными), совершающими противоправные деяния необходимо вести спокойно, выдержанно и терпеливо. Необходимо выслушать требования и условия осужденных (заключенных), обязательно удовлетворить обоснованные и законные. Разъяснить осужденным (заключенным) всю ответственность и последствия их противоправных деяний, попытаться убедить их в целесообразности отказа от преступных намерений. Если отдельные осужденные не выполняют этого требования и продолжают совершать противоправные действия, целесообразно предпринять решительные меры по пресечению этих действий путем ввода на объект сотрудников учреждения, а при необходимости - личного состава сводного отряда или отдела специального назначения. При этом данным формированиям придаются кинологи со служебными собаками. При пресечении противоправных действий осужденных (заключенных), по решению старшего оперативного начальника, могут применяться меры безопасности, предусмотренные законом. Об обстановке и своих действиях начальник учреждения докладывает непосредственному начальнику.
В процессе пресечения противоправных действий со стороны осужденных (заключенных) сотрудники учреждения ФСИН принимают меры по рассредоточению осужденных (заключенных), обеспечивают изъятие и изоляцию организаторов и активных участников противоправных действий. Если указанные меры оказались безрезультатными по решению старшего оперативного начальника проводится специальная операция.
Как правило, пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера происходит посредством проведения специальных мероприятий, в т.ч. специальной операции. Для ее проведения создается оперативный штаб, формируются группы: блокирования, штурмовые, рассредоточения, применения спецсредств, прикрытия, оцепления, оперативно-следственная, экспертно
криминалистическая, тыловая и др. Главной задачей оперативного штаба в этой ситуации является обеспечение безопасности, сохранности жизни и здоровья сотрудников, а также осужденных (заключенных), не участвующих в противоправных действиях, предотвращение уничтожения имущества и материальных
ценностей, недопущения разрушений зданий и объектов ФСИН. С этой целью оперативные штабы должны постоянно оценивать состояние оперативной обстановки, контролировать действия лиц, совершающих противоправные деяния, организовывать и проводить комплекс оперативно-розыскных и иных мер по установлению их личности. Территория, граничащая с учреждением ФСИН и по возможности внутри учреждения, блокируется, разрабатываются варианты ненасильственного и силового разрешения ситуации.
Следует отметить, что в организации следственного
сопровождения специальной операции решающее значение имеет оперативно-следственная группа, сформированная из оперативных работников ФСИН, следователей и криминалистов органов прокуратуры, МВД или ФСБ. В целях точного и своевременного расследования противоправной деятельности, выявления и закрепления следов преступления необходимо урегулировать взаимодействие оперативно-следственной группы с оперативным штабом, подразделениями сводного отряда и группами, задействованными в специальной операции. Основными направлениями такого взаимодействия являются: организация обмена информацией, оказание помощи следственной группе в сборе доказательств преступной деятельности, охрана следов преступления, организация совместных мероприятий группы и сводного отряда и т.д. Конкретные формы взаимодействия определяются действующим законодательством и для каждой ситуации они индивидуальны.
Специальная операция, проводимая с участием оперативноследственной группы представляет собой комплекс
разведывательных, оперативных и следственных действий, предупредительных и силовых мероприятий, осуществляемых сотрудниками ФСИН и привлеченных правоохранительных органов под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в целях пресечения чрезвычайных обстоятельств (ситуаций криминального характера), пресечения насилия над людьми, недопущения уничтожения имущества, погромов и поджогов, задержания организовавших или совершивших эти преступления лиц с целью привлечения их к уголовной ответственности. Организацию и тактику действий структурных подразделений сводного отряда, привлекаемого для пресечения чрезвычайных ситуаций криминального характера, определяют замысел и общий порядок проведения специальной операции. Это касается в частности создания в системе боевого порядка специальной операции соответствующих групп и подразделений, определение их задач и функций, конкретных форм выполнения и т.д. Решая вопрос о создании конкретных подразделений в структуре сводного отряда, руководитель оперативного штаба должен исходить из общей подготовленности специальной операции, плана и места ее проведения, количественных и качественных характеристик привлеченных сил и средств, организации взаимодействия, ожидаемые результаты и возможные ошибки, неудачи.
В решении на проведение специальной операции руководитель оперативного штаба определяет замысел действий (район, задачи, последовательность их выполнения, способы действий,
привлекаемые силы и средства, построение боевого порядка, место сосредоточения подразделений и групп сводного отряда); время готовности кооперации; порядок применения физической силы, специальных средств и оружия; организацию связи между подразделениями и группами, участвующими в специальной операции; сигналы взаимодействия и взаимного опознания и др.
В чрезвычайных ситуациях криминального характера,
на территориях учреждений ФСИН любые акции, связанные с применением силы, должны по возможности фиксироваться и тщательно документироваться с помощью оперативно-следственных групп. Это позволит сохранить
доказательства, а в случае предъявления претензий или обвинений - продемонстрировать доказательства и обосновать правомерность предпринятых действий.
[1] Барабанов Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Автореферат...докт. юридических наук. - М; 2001. С.15-16.
[2] Барабанов Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Автореферат...докт. юридических наук. - М. 2001. С.17.
|