В современных демократических государствах сложилась определенная система мер по борьбе с коррупцией, основанная на признании права гражданина на четкое исполнение государственными служащими своих обязанностей. В интересах борьбы с коррупцией разрабатываются как меры предупредительного характера, направленные на ее предотвращение, так и меры уголовно-правового воздействия на лиц, нарушивших соответствующие запреты.
Публичная служба рассматривается как особый вид деятельности со своими четко очерченными границами, а корпус государственных и муниципальных служащих обязан подчиняться жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. В ряде стран приняты специальные законы, содержащие подобные нормы, своеобразные этические кодексы или кодексы чести чиновников.
Например, в США такими нормативными актами являются Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих (Principles of Ethical Conduct for Government officers and employers), введенные в действие 17 октября 1990 г., Закон об этике в правительственных учреждениях 1978 г. (The Ethics in Government Act); в Великобритании - Статус гражданской службы (The Civil Service order in Council), Кодекс условий службы и оплаты государственных чиновников (The Civil Service Pay and Conditions Code), Общие принципы поведения государственных служащих (General Principles of Conduct); в ФРГ - Федеральный закон о государственных служащих (Bundesbeamtengezetz - BBG), Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы (Bundesdiszplina-rordnung - BDG) и Закон о федеральных кадрах (Beamten- rechtsprahmengeretz - BRRG); во Франции - Генеральный статус государственной службы 1946 г.[1]
В этих нормативных актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность лиц, стоящих на службе, перед обществом. «Федеральный служащий,- указано в Принципах этичного поведения США,- должен уважать и соблюдать фундаментальные принципы этичного поведения, с тем, чтобы каждый гражданин мог быть полностью уверенным в моральной чистоте и честности своего правительства. Служба обществу предполагает доверие со стороны общества и требует, чтобы служащий ставил преданность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды». В силу этого названные нормативные акты говорят о необходимости добровольного ограничения чиновника, отказа от некоторых прав и преимуществ по сравнению с рядовым гражданином. Положение государственного служащего обязывает его «согласиться на определенные ограничения и особые правила поведения не только в рабочее время, но и вне его», - сказано в английских Общих принципах поведения.
В нормативных документах, регламентирующих статус государственных служащих в США, Великобритании, Франции, ФРГ, ряде других стран, закреплены такие обязательства и ограничения, определены органы контроля за их соблюдением. Задача этих требований и ограничений - предупредить проявление коррупции как бы на «дальних рубежах».
Суть этических требований, сформулированных в законодательстве США, сводится к тому, что публичный служащий должен избегать любых действий, которые могут привести к использованию государственной службы в личных интересах, оказанию кому- либо предпочтения при принятии решений, помехам эффективной работе правительства или к дополнительным затратам, утрате полной независимости и внепартийности, принятию правительственных решений вне официальных каналов, негативному воздействию на общественное восприятие честности правительства. Публичные служащие должны избегать действий (поведения), которые могут создать даже видимость злоупотреблений, поскольку это может отразиться на доверии государственному аппарату и правительству.
В праве США сформулировано понятие «конфликт интересов», имея в виду возможный конфликт частного интереса чиновника с интересом государственным. Работники публичного аппарата управления должны быть убеждены, что их частные интересы и действия не вступают в конфликт с обязанностями по службе.
В связи с этим названные выше нормативные акты США и других стран запрещают чиновникам занимать какую-либо оплачиваемую должность вне государственной службы, проявлять какие-либо политические и личные предпочтения при исполнении служебных обязанностей, использовать служебную информацию в целях получения личной выгоды, иметь финансовые интересы в кампаниях, с которыми чиновник связан по службе, получать всякого рода подарки и подношения. Нарушение этих запретов влечет дисциплинарную, а в ряде случаев и уголовную ответственность.
В ведомственных инструкциях предусмотрены различные ситуации, чтобы в рамках строгого соблюдения правил поведения, установленных для служащих, при условии “потенциального конфликта интересов” можно было найти решение, которое в максимальной степени отвечало бы законным интересам служащего.
В английских правилах поведения для служащих важен раздел, регламентирующий отношения государственных служащих с частным сектором, где оговорены нормы поведения при заключении правительственных контрактов с частными компаниями. Если служащий ведет дело с фирмой, добивающейся заключения правительственного контракта или уже имеющей такой контракт, ему запрещается покупать товары и пользоваться услугами этой фирмы на льготных условиях, принимать предложения об “оказании ему в различных формах гостеприимства”, кроме приглашений на обычные протокольные мероприятия, но при условии, что “его присутствие на этих мероприятиях будет способствовать деятельности его учреждения”.
Очень детально регламентируется вопрос о получении служащими подарков, услуг, имеющих денежную стоимость, или других выплат. Согласно Принципам этичного поведения США, служащий не может требовать или принимать, кроме случаев, предусмотренных инструкциями, что-либо ценное (подарки, гонорары, проявления предпочтения, приглашения к развлечению, займы) от любого лица или группы лиц, на чьи интересы может быть оказано существенное влияние тем, как служащий выполняет или не выполняет свои официальные обязанности. Нарушение этого правила означает нарушение относящегося к коррупции 201 раздела 18 Свода законов США и влечет за собой уголовное наказание. Это ограничение касается подарков любой ценности, однако, ведомство может устанавливать исключения из правил, например, изъять из ограничений проявления предпочтения, приглашения к развлечению, займы, происходящие от семейных или личных, а не деловых, отношений, снять ограничения на предметы рекламы символической ценности типа авторучек, календарей, бумаг для заметок, если они получены не в результате просьб, на еду и прохладительные напитки незначительной стоимости, предоставленные в обычном порядке во время приемов, ланчей, если их получение не приобретает регулярного характера и только в том случае, если служащий не имеет реальной возможности заплатить за них (например, еда предлагается всем участникам совещания). Большинство ведомств допускает добровольные подарки символической стоимости или пожертвования в особых случаях, таких как свадьба, болезнь, отставка.
По правилам, принятым в Великобритании, все подарки, предлагаемые служащему в связи с исполнением официальных обязанностей, должны им отвергаться. Исключение делается для рождественских подарков, если они “представляют собой календари, записные книжки, предметы канцелярского обихода скромной стоимости и имеют на себе название или знак кампании, что делает возможным рассматривать их в качестве рекламных материалов”. Поскольку, не рискуя быть невежливым, трудно отказаться принять подарок от иностранного представителя, государственный служащий может оставить его у себя с разрешения руководителя ведомства.
Сохраняется контроль в течение определенного времени за пенсионерами и лицами, оставившими государственную службу по другим причинам. Общим правилом является запрещение служащим переходить на работу в частные компании, с которыми непосредственно ведет дела их бывшее ведомство.
Указанные выше коррупционные правонарушения, как правило, влекут за собой применение мер дисциплинарного характера. Наиболее детально эти меры перечислены в Федеральном законе о государственных служащих ФРГ: выговор, штраф, снижение жалованья на определенный период, понижение в должности, означающее уменьшение жалованья, увольнение, снижение размера пенсии, лишение пенсии.
Наиболее серьезные коррупционные правонарушения влекут уголовную ответственность. К числу таковых, в первую очередь, относится взяточничество в его различных разновидностях.
Нередко в качестве самостоятельных преступлений выделяется активный подкуп и пассивный подкуп. Имеет значение также характер действий, совершаемых должностным лицом (публичным служащим) за вознаграждение, с точки зрения их правомерности и наличия предварительной договоренности о получении субъектом вознаграждения за свое служебное поведение.
В Италии действует Уголовный кодекс 1930 г., который подвергся многочисленным изменениям; в частности, в 1990 г. был принят Закон № 86, внесший значительные изменения в регламентацию ответственности за должностные преступления. Итальянское законодательство предусматривает ответственность за вымогательство взятки (ст. 317), коррупцию, связанную с выполнением служебных обязанностей (ст. 318), коррупцию, связанную с невыполнением служебных обязанностей (ст. 319), коррупцию, связанную с вынесением неправомерных решений судом (ст. 319-3), коррупцию среди работников служб местного самоуправления (ст. 320), склонение к коррупции (ст. 321) и подстрекательство к подкупу (ст. 322).
Вымогательство взятки имеет место, когда государственный служащий либо исполняющий обязанности государственного служащего, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему не полагающееся денежное вознаграждение или иную услугу.
Коррупция, связанная с выполнением служебных обязанностей, заключается в получении или даче согласия на получение государственным служащим лично или через посредников не причитающегося ему вознаграждения в денежной форме или в виде иной услуги за выполнение в будущем какого-либо действия, входящего в круг его служебных обязанностей (ч. 1 ст. 318). Наказание значительно снижается в случае получения незаконного вознаграждения за уже совершенное государственным служащим действие (ч. 2 ст. 318).
Коррупция, связанная с невыполнением служебных обязанностей, состоит в получении государственным служащим вознаграждения за бездействие или задержку с выполнением какого-либо действия, входящего в круг его обязанностей, либо же за совершение деяния, противоречащего служебным обязанностям.
Самое тяжелое наказание коррупционеру назначается в случаях получения им взятки за оказание какого-либо воздействия на гражданский, административный или уголовный процесс, особенно если это повлекло незаконное осуждение.
Работники служб местного самоуправления также несут ответственность за вышеуказанные действия (ст.ст. 318 и 319 УК), но наказание им должно быть уменьшено не более чем на одну треть.
Согласно итальянскому законодательству лица, осуществляющие подкуп государственных служащих, несут такую же ответственность, что и коррупционеры, однако, если частное лицо дает вознаграждение за уже совершенные действия, оно не подлежит уголовной ответственности. Особо оговорена ответственность за неудавшееся подстрекательство к подкупу. К числу коррупционных преступлений служащих по УК Италии можно также отнести присвоение служебного имущества (ст.ст. 314 и 316), злоупотребление вла-
275
стью (ст. 323) и ряд других.
См.: Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. / Отв. ред. Ф. М. Решетников. М., 1994. С. 11-17.
Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии различает составы получения выгоды (331) и взяточничества (332). И в том и в другом случае субъектами преступления названы должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, а в квалифицированных составах этих преступлений - судья или третейский судья. Однако в 331 речь идет о принятии обещания предоставить выгоду, требовании или получении этой выгоды в качестве вознаграждения за то, что уже совершено или за совершение в будущем законного служебного действия, а в 332 - за служебное действие, нарушающее служебные обязанности субъекта. Соответственно предусмотрена ответственность тех, кто предоставляет выгоду должностному лицу и иным указанным в законе лицам (333) или осуществляет их подкуп (334).
Получение выгоды уголовно не наказуемо, если лицо принимает выгоду, ранее (т. е. до совершения деяния) им не требуемую, а также, если компетентные органы в рамках своих полномочий заранее одобряют ее получение или лицо, совершившее деяние, незамедлительно сообщает о готовящемся правонарушении и получает официальное разрешение на принятие какого-либо вознаграждения.
В Великобритании действует закон о предотвращении коррупции (The Prevention of Corruption Act), который был принят еще в 1889 г., а затем дополнялся и изменялся в 1906 и 1916 гг. Кроме того, ряд вопросов ответственности за коррупционное поведение решен на уровне прецедентного права.
Согласно этим источникам, совершает коррупционное преступление публичный служащий (а также юридическое лицо), который сам или совместно с другим лицом вымогает или получает либо соглашается получить для себя или другого лица подарок, ссуду, гонорар, вознаграждение или преимущество как средство побуждения публичного служащего сделать что-либо или воздержаться от действия в отношении какого-либо вопроса или сделки, относящихся к компетенции публичной организации. Если лицо получает подарок, понимая, что это взятка, оно таким образом заключает сделку о коррупции, даже если оно не имело намерения выполнить условия этой сделки (прецедент 1956 г., дело Короны против Карра). В деле Короны против Паркера в 1985 г. суд постановил, что понятие коррупции охватывает и случаи получения денег за проявленную в прошлом благосклонность, даже при отсутствии какого-либо предварительного соглашения. Ответст-
277
венности подлежит и тот, кто осуществляет подкуп.
Наиболее строгое наказание влечет акт коррупции при заключении государственного контракта с частной компанией. Государственный чиновник, получивший подарок, любую услугу или преимущество от частной компании, которая заинтересована в заключении правительственного контракта, автоматически считается виновным в коррупции, если только он не сможет доказать обратное.
По Закону о внутрибиржевых сделках (Insider Dealing Act) предусмотрена ответственность за использование в личных целях сотрудниками биржи служебной информации, не доступной обычному держателю ценных бумаг, влияющей на формирование цен. По этому Закону отвечают и правительственные чиновники, осуществляющие через биржи мероприятия по приватизации государственного имущества, в случаях проведения ими лично или через посредников каких-либо сделок с ценными бумагами на это имущество в делах, по которым они располагают служебной информацией.
Новый Уголовный кодекс Франции, принятый в 1992 г. и вступивший в действие в 1994 г., в главе “О посягательствах на государственные органы управления, совершаемых лицами, находящимися на государственной службе” содержит отдел “О нарушении долга честности” со следующими параграфами: о взимании должностным лицом не причитающихся сумм под видом предусмотренных законом (ст. 432-10), о получении взятки и о торговле влиянием лицами, находящимися на государственной службе (ст. 432-11), о не- 276Уголовный кодекс ФРГ / Науч. ред. Н. Ф. Кузнецова и Ф. М. Решетников. М., 1996. С. 183-191.
См.: Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. / Отв. ред. Ф. М. Решетников. М., 1994. С. 54-57.
законном получении выгод (ст.ст. 432-12 и 432-13), о посягательствах на свободу доступа и на равноправие кандидатов на рынках товаров и услуг для государственных организаций (ст. 432-14), об изъятии и хищении имущества (ст. 432-15).
Получение взятки будет в случаях, когда лицо, являющееся представителем власти, выполняющее задание органов государственного аппарата или облеченное общественным избирательным мандатом, вымогает или принимает без законных оснований предложения, обещания, дары, подарки или какие-либо льготы для того, чтобы совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия, предусмотренного или облегчаемого его функциями, его заданием или мандатом. Торговля влиянием состоит в том, что названные лица вымогают или принимают без законных оснований вознаграждения, “чтобы путем злоупотребления своим влиянием, действительным или предполагаемым, добиться получения от государственной или административной власти наград, должностей, подрядов или любого другого благоприятного решения”. Ответственность за дачу взятки и торговлю влиянием частными лицами предусмотрена в ст.ст. 433-1 и 433-2. За эти деяния могут привлекаться к ответственности и юридические лица.
Французский законодатель обстоятельно регламентирует ответственность за различные виды коррупционного поведения публичных служащих и лиц, облеченных общественным избирательным мандатом. Так, предусмотрена ответственность этих лиц вплоть до тюремного заключения, за какое бы то ни было участие в предприятии или в операции, за которыми они должны наблюдать или обеспечивать хотя бы частично руководство ими, их ликвидацию или платеж. Подлежит ответственности публичное должностное лицо, представитель или служащий государственного учреждения, который, будучи обязанным по службе обеспечивать наблюдение или контроль за частным предприятием, заключать с таким предприятием контракты либо давать оценку операциям этого предприятия, работает на данном предприятии, контролирует его или вкладывает в него капитал до истечения пятилетнего срока после прекращения выполнения своих обязанностей. К частному предприятию в смысле данного положения приравнивается любое государственное предприятие, осуществляющее свою деятельность в секторе, в котором существует конкуренция.
Наконец, публичные служащие несут уголовную ответственность, если они обеспечивают или пытаются обеспечить другому лицу необоснованное преимущество путем какого-либо акта, противоречащего положениям законов или подзаконных актов, призванных обеспечить свободу доступа и равноправие кандидатов на рынках сделок, заклю-
278
чаемых государством, органами местного самоуправления и организациями.
Уголовное законодательство Нидерландов также дифференцирует ответственность коррупционеров и в зависимости от того, принимает публичный служащий дар или обещание дара за действие (бездействие), не противоречащее его обязанностям (ст. 362 УК) или противоречащее его служебным обязанностям (ст. 363). И в том и в другом случае должно быть доказано осознание служащим, принимающим подарок или обещание последующего вознаграждения, что это вознаграждение вынудило его совершить или не совершать что-то, что связано с его служебными полномочиями. Принятие подарка за какую-то служебную услугу в прошлом считается преступлением лишь тогда, когда эта услуга была связана с нарушением служебных обязанностей. Во всех указанных выше случаях несет ответственность и лицо, давшее взятку (ст. 1777 УК). Не является преступлением получение и вручение подарка, если публичный служащий сделал то, что он был вправе сделать.
УК Нидерландов особо выделяет ответственность судей-коррупционеров, принимающих подарок или обещание подарка, зная, что вознаграждение преследует цель повлиять на решения по рассматриваемым ими делам. Самому строгому наказанию, до 12
Новый Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Н. Ф. Кузнецова, Э. Ф. Побегайло. М., 1993. С. 166 - 171.
лет тюремного заключения, подлежит судья, принимающий вознаграждение, данное ему, чтобы добиться осуждения кого-либо по уголовному делу (ст. 364).
Специальная статья в УК Нидерландов (ст. 328) предусматривает ответственность за коррупцию в частном секторе.
Пожалуй, наиболее развернутая система норм, направленных на борьбу с коррупцией, содержится в уголовном законодательстве Соединенных Штатов Америки, как на федеральном уровне (гл. 11 и 93 раздела 18 Свода законов США, Закон об этике в правительстве 1928 г., Закон о крупном мошенничестве 1988 г., Закон о борьбе с коррупцией 1989г.), так и в уголовных кодексах отдельных штатов. Помимо взяточничества федеральное законодательство и УК штатов содержат общие и специальные нормы о различных злоупотреблениях служебным положением (например, занятиях, не совместимых с основными должностными обязанностями).
Согласно ст. 205 гл. 11 раздела 18 Свода законов США государственный служащий или лицо, работающее по найму в органах законодательной, исполнительной или судебной власти, не может выступать, если это не входит в его обязанности, в качестве представителя или обвинителя в каком-либо требовании, предъявляемом Соединенным Штатам, а также получать вознаграждение, проценты, долю и т. п. за оказание помощи в предъявлении такого требования. Они же не могут представлять чьи-либо интересы в гражданских, административных и уголовных делах, где стороной являются Соединенные Штаты либо в которых государство имеет прямую и существенную материальную заинтересованность. Указанные лица также отвечают в уголовном порядке, если они принимают участие в качестве государственных служащих в каких-либо делах, где они, их супруги, несовершеннолетние дети, партнеры, организации, в которых они служат, являются доверительными собственниками либо партнерами (ст.208). Согласно ст. 209-210, если чиновник получает жалованье или другие дополнительные выплаты за свои услуги “из любого другого источника, кроме правительства Соединенных Штатов, он подлежит штрафу не свыше 5 тыс. долларов, или тюремному заключению сроком не свыше 1 года, либо тому и другому вместе”. Особую группу злоупотреблений составляет деятельность чиновников, направленная на обогащение за счет государственных средств, использования информа-
279
ции и спекуляции (гл. 93 раздела 18 Свода законов США).
В американской уголовно-правовой доктрине и законодательстве обычно различают: 1) собственно взяточничество как посягательство на деятельность публичной администрации, 2) так называемое коммерческое взяточничество, 3) взяточничество, связанное
280
с деятельностью профсоюзов, и 4) взяточничество в области спорта.
Так, Уголовный кодекс штата Нью-Йорк применительно к деятельности публичной администрации различает: 1) получение взятки публичным служащим “по договоренности или при условии, что это окажет влияние на голосование, мнение, решение, действие или осуществление усмотрения такого публичного служащего, действующего в этом качестве” (200.10). При этом особо выделяются публичные служащие, решающие вопросы расследования, ареста, задержания, преследования или заключения в тюрьму (200.12); 2) получение публичным служащим вознаграждения за нарушение им своих обязанностей (200.25); 3) получение публичным служащим вознаграждения, “чаевых” за выполнение действий, входящих в круг его обязанностей (200.35); 4) получение публичным служащим или партийным должностным лицом взятки за назначение на публичную должность или за выдвижение кандидатом на такую должность (200.50). Кроме того, в разделе о преступлениях, относящихся к судопроизводству, предусмотрена ответственность за получение взятки свидетелем или присяжным(44). Следовательно, закон признает ответственность за взятку - подкуп должностного лица (фелония класса Д), взятку - благодарность за совершенное должностным лицом в прошлом нарушение служебных обязанностей (фелония
См.: Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. / Отв. ред. Ф. М. Решетников. М., 1994. С. 65-68.
Никифоров Б. С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. М., 1990. С. 156.
класса Е) и благодарность за совершение законных действий публичным служащим, входящих в круг его обязанностей (мисдиминор класса А). Американские ученые, обосновывая необходимость уголовного преследования получения публичными служащими “чаевых”, обычно ссылаются на решение одного из федеральных судов по делу Ирвина (1965 г.), где подчеркивались разрушительные последствия таких действий для системы управления государством, поскольку “чаевые”, полученные от одного гражданина, имеют своим результатом стремление получать их со всех, кто вынужден обращаться к этому пуб-
281
личному служащему.
В Примерном уголовном кодексе США, подготовленном Институтом американского права и имеющим сугубо рекомендательный характер, предлагалось установить ответственность публичных служащих за принятие подарков со стороны лиц, находящихся в их юрисдикции (ст. 240.5). При этом выделяются несколько категорий публичных служащих: должностные лица, осуществляющие распорядительные функции, или проводящие инспектирование или расследование, или осуществляющие судопроизводство от имени государства или охрану заключенных. Им запрещается принимать имущественные блага от лиц, заведомо для них находящихся в сфере действия таких распорядительных функций, инспектирования, расследования или охраны, а равно от лица, против которого заведомо для них предстоит или предполагается производство;
должностные лица, имеющие отношение к государственным контрактам и имущественным сделкам. Они не должны принимать имущественные блага от лица, которое заведомо для них заинтересовано или может быть заинтересовано в контракте или имущественной сделке;
должностные лица, осуществляющие судебные или административные функции. Эти лица не могут принимать имущественные блага от лица, которое заведомо для них заинтересовано или может стать заинтересованным в разрешении вопроса, находящегося на рассмотрении публичного служащего или в трибунале, с которым он связан;
должностные лица законодательных учреждений. Им воспрещается получение имущественных благ от лиц, заведомо для них заинтересованных в каком-либо законопроекте, соглашении или производстве, относящемся к компетенции законодательного учреждения, его комиссий или органа.
В то же время в Примерном УК предлагался ряд исключений, когда получение публичным служащим имущественного блага не считается правонарушением. Сюда были отнесены получения: а) вознаграждений, предписанных законом, или иного другого блага, за которое получатель предоставляет законное встречное удовлетворение или на которое он иным образом уполномочен; б) подарков или иных благ, предоставленных в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаимоотношениями; в) малозначительных благ, связанных с личными, профессиональными или деловыми контактами и не создающих серьезной опасности ущерба беспристрастности должностных 282
лиц.
Таким образом, многолетний опыт борьбы с продажностью публичных служащих в разных странах позволяет определить несколько форм этой разновидности коррупции, а именно:
получение вознаграждения, подарка за уже совершенное без предварительной договоренности о вознаграждении правомерное действие (бездействие) с использованием служебного положения;
получение вознаграждения при тех же условиях за действие (бездействие), связанное с нарушением служебных обязанностей;
См.: Уголовное право Соединенных Штатов Америки: Сборник нормативных актов. М., 1986. С. 150-
281
151.
282 См.: Примерный уголовный кодекс США. Официальный проект Института американского права. М., 1969. С. 169-171.
получение материальных ценностей до совершения правомерных действий (бездействия) с использованием служебного положения. Разновидностью этой ситуации является вымогательство взятки, когда публичный служащий требует взятку, угрожая совершить действие, нарушающее законные интересы взяткодателя, или не совершить законные действие, претендовать на которые взяткодатель имеет основания;
получение материальных ценностей до совершения незаконных действий, в которых заинтересован взяткодатель;
получение публичным служащим подарков от лиц, так или иначе, от него зависящих, находящихся в сфере его юрисдикции, заинтересованных в благорасположении, покровительстве, попустительстве и т. п. без какой-либо договоренности о конкретном служебном действии;
поборы, “дань”, накладываемые публичным служащим на подчиненных и других лиц, зависящих от его благорасположения.
Подводя некоторые итоги изложенному в данном параграфе отметим, что зарубежные специалисты важными мерами в предупреждении и выявлении коррупции считают установление обязательного правила для государственных служащих о предоставлении всесторонней информации (о всех финансовых активах, обязательствах и связях данного лица при занятии им государственной должности), периодичной отчетности о доходах и деловых операциях, информировании о получении доходов со стороны, продаже и покупке какого-либо актива, превышающего определенную стоимость. Речь, таким образом, идет об установлении строгого финансового контроля. Особое значение придается также изъятию средств и имущества, полученных в результате коррупции, с тем, чтобы устранить все экономические преимущества, приобретенные преступным путем.
Общеизвестно, что коррупция давно выходит за рамки национальных границ и российская коррупция в этом плане не исключение. Доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Это обстоятельство диктует необходимость активного включения России в транснациональную борьбу с коррупцией в мире. В этом случае может быть как раз уместным заимствование того положительного опыта, который накоплен зарубежным законодательством в деле борьбы с коррупцией.
[1] Цит. по: Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., Юридический институт Генеральной прокуратуры РФ.1998. С. 8
|