Выделение круга участников (субъектов) транспортных правоотношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования. В связи с этим они наделяются правовым статусом, образуемым совокупностью прав (с механизмом, гарантирующим их реализацию), обязанностей и ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение).
Для вступления в конкретное транспортное правоотношение его субъекту необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, т.е. правосубъектностью, которой называется способность субъекта иметь права и обязанности, предусмотренные нормами права. Содержанием правоспособности является совокупность прав и обязанностей, которыми субъекты могут обладать в соответствии с действующим законодательством в транспортных отношениях. По сути, правоспособность выступает мерой, юридически фиксирующей границы, в пределах которых субъект транспортных правоотношений наделяется способностью иметь права и нести обязанности.
Правоспособность субъекта транспортных отношений следует рассматривать с позиции отношения транспортного права к субъекту с учетом взаимосвязи реальности и возможности.
Возможность правоспособности характеризуется тем, что субъект должен обладать соответствующими правами и обязанностями. При этом субъективное право можно представить в виде конкретной, установленной законом меры поведения субъекта транспортных отношений. Субъективная обязанность — это мера необходимого поведения конкретного участника транспортных отношений.
Дееспособность — это предусмотренная нормами транспортного права способность лица (юридического или физического лица) своими действиями создавать и реализовывать права и обязанности. Она выражается в совершении лицом действий, направленных на приобретение прав и создание обязанностей, осуществление прав и обязанностей, на приобретение способности отвечать за правонарушения.
Субъектный состав транспортного правоотношения весьма широк. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, а также государство в лице различных государственных органов: федерального органа исполнительной власти в области транспорта, государственных органов контроля, надзора на транспорте, государственного органа по охране труда (в том числе на транспорте) и др.
Такой состав субъектов транспортного правоотношения предопределен тем, что они включают как властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, так и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.
Физические лица как субъекты транспортных правоотношений представлены несколькими группами.
Наиболее многочисленную группу составляют физические лица — участники транспортных правоотношений — пассажиры. Определение пассажира дается в УАТГНЭТ, УЖТ РФ, КВВТ РФ. Причем если УАТГНЭТ (п. 12 ст. 2) указывает, что им является «физическое лицо», то в соответствии с УЖТ РФ (ст. 2) и КВВТ РФ (ст. 3) — это просто «лицо». Поскольку в гражданском законодательстве понятие «лицо» используется в двух значениях: физическое лицо и юридическое лицо, в данном случае речь может идти только о физическом лице. Для отдельных категорий пассажиров установлены некоторые ограничения. Речь идет о больных пассажирах и пассажирах с ограниченными возможностями. Так, пассажир в кресле-коляске, больной на носилках, пассажиры, лишенные зрения и (или) слуха перевозятся с сопровождающим лицом либо под наблюдением перевозчика.
Грузоотправители, грузополучатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, выступают в этом качестве лишь в случае осуществления перевозки груза для личных (бытовых), семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, могут выступать в качестве перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтовщиков, фрахтователей, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, операторов железнодорожного подвижного состава, операторов морского порта и др. В случаях, определенных законом, деятельность индивидуальных предпринимателей — субъектов транспортных правоотношений лицензируется.
Юридические лица в транспортных правоотношениях выступают, в первую очередь, перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, фрахтовщиками и фрахтователями. При выполнении операций и действий, обеспечивающих транспортный процесс, к которым относятся подготовка грузов к перевозке, их доставка к месту погрузки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, осуществление перевалки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении, использование инфраструктуры железнодорожного транспорта, хранение доставленного груза в пункте назначения и др., юридические лица участвуют в транспортных правоотношениях, в качестве транспортных экспедиторов, владельцев инфраструктур, операторов железнодорожного транспорта, операторов морских портов и др. Отдельные виды деятельности субъектов транспортных правоотношений подлежат обязательному лицензированию. Это относится, в частности, к деятельности перевозчика по перевозкам грузов и пассажиров, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на определенных видах транспорта.
Участие государства и органов государственной власти в транспортных правоотношениях предопределено необходимостью управления транспортом в интересах государства. Соответственно, в круг участников транспортных отношений включаются субъекты, действующие от имени государства и являющиеся носителями полномочий государственно-властного характера.
Органом исполнительной власти, представляющим публичноправовые интересы в области транспорта, является Минтранс России.
Вырабатывая государственную политику в транспортной сфере, Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства.
В ведении Минтранса России находятся Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности указанных органов исполнительной власти.
Федеральные агентства предназначены для оказания государственных услуг и управления государственным имуществом на соответствующем виде транспорта. Их специфика обусловила характер полномочий, которые могут быть подразделены на две группы.
Первую представляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения возложенных на федеральное агентство функций.
Вторая группа полномочий связана с действиями в рамках отдельных элементов государственного управления на транспорте. К полномочиям этой группы относятся, в частности, следующие:
определение маршрутов движения транспорта;
установление ввода в действие графиков движения транспорта;
определение портов, станций, аэропортов, участвующих в смешанном сообщении;
принятие решения о времени прекращения погрузки и перевозки грузов вследствие обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок;
установление сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, вызванных обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными препятствующими осуществлению перевозок обстоятельствами, не зависящими от перевозчиков;
согласование выполнения регулярных и нерегулярных рейсов;
организация использования пространства для транспортных артерий и др.
В целях успешной реализации полномочий федеральные агентства наделены соответствующими правами. Перечень этих прав является типовым для всех федеральных агентств. В соответствии с положениями об этих федеральных органах исполнительной власти они имеют право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в пределах их компетенции;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентств;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых, специалистов;
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространс- надзор) распространяет свою деятельность на все виды транспорта. К ее полномочиям отнесено осуществление контроля и надзора, охватывающих соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих деятельность всех видов транспорта.
В число участников транспортных правоотношений, наделенных властными полномочиями в области транспорта, следует также включить бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте (п. 1 ст. 54 КВВТ РФ), портовые власти в лице капитана морского порта (ст. 74, 75 КТМ РФ), органы единой системы организации воздушного движения (п. 1 ст. 18 Воздушного кодекса РФ), инспекторские службы, осуществляющие контроль за деятельностью в области гражданской авиации (п. 1 ст. 29 Воздушного кодекса), государственные ревизоры на железнодорожном транспорте (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте») и др.
Этот перечень дополняют также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, наделенные компетенцией в других областях, чьи контрольные и надзорные функции распространяются и на транспорт. К ним относятся, например, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области горного и промышленного надзора федерального органа исполнительной власти в области энергетики (п. 2 ст. 56 КВВТ РФ), федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности (п. 2 ст. 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте»), ГИБДД МВД России и др.
|