Познанию сущности транспортных правоотношений способствует их классификация по различным основаниям, поскольку ее результаты позволяют наиболее детально представить себе полную картину развертывания на практике этого правового явления.
Представляется целесообразным выделить несколько оснований классификации транспортных правоотношений.
Во-первых, в зависимости от функций, выполняемых нормами права. Поскольку транспортные правоотношения представляют собой форму воздействия права на общественные отношения, постольку, исходя из регулятивной и охранительной функций норм права, представляется возможным выделять регулятивные и охранительные транспортные правоотношения. Основную массу транспортных правоотношений составляют регулятивные отношения, устанавливающие субъективные права и юридические обязанности субъектов транспортного правоотношения, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы.
Во-вторых, по характеру правовых норм возможно выделение материальных и процессуальных транспортных отношений. Понятие процесса в практическом понимании состоит в совокупности упорядоченных юридически значимых действий, совершаемых субъектами права, направленных на нормативное урегулирование общественного отношения или разрешение на основе норм материального права конкретного жизненного случая. Соответственно, взаимосвязь материальных и процессуальных транспортных отношений заключается в том, что предметом регулирования процессуальных норм являются организационно-процедурные отношения, складывающиеся в сфере деятельности по реализации норм материального права. Эти нормы всегда содержат в себе решение вопроса, каким образом должна применяться материальная норма, что влечет возникновение процедурнопроцессуальных отношений. В частности, значительную процессуальную ориентацию имеют нормы транспортного права, регламентирующие порядок осуществления тех или иных видов транспортной деятельности, контроля и надзора в сфере транспорта и т.п.
В-третьих, по структуре юридического содержания выделяются простые и сложные правоотношения. Простые правоотношения состоят из одного права и соответствующей ей одной обязанности. Среди транспортных правоотношений подавляющее большинство составляют сложные отношения, включающие в себя несколько юридических прав и обязанностей.
В рамках той же классификации возможна дифференциация транспортных правоотношений в зависимости от их юридического объекта, что позволяет выделить основные (обязанность перевезти груз) и производные (вытекающие из основных) транспортные отношения.
В-четвертых, по субъектному составу транспортные отношения можно разделить на две основные группы. Во-первых, отношения, возникающие между государством в лице его органов (муниципальными образованиями), с одной стороны, и иными участниками транспортных отношений, — с другой, по поводу управления транспортом, осуществления налогового контроля и надзора, лицензирования, привлечения к ответственности за правонарушения на транспорте. Во- вторых, отношения, возникающие между заинтересованными в получении услуги на транспорте лицами (пассажиры, грузоотправители, грузополучатели) и лицами, оказывающими эту услугу (перевозчики, фрахтовщики, фрахтователи и т.п.).
И, наконец, в зависимости от содержания транспортные отношения подразделяются на:
а) имущественные транспортные правоотношения — это частноправовые отношения имущественного характера, которые устанавливаются по воле участвующих в них субъектов. Основанием их возникновения являются транспортные договоры и, прежде всего, договоры перевозки.
Для имущественных транспортных правоотношений характерно равенство их субъектов. Например, перевозчик и грузоотправитель связаны друг с другом корреспондирующими субъективными правами и обязанностями. При этом обязанный субъект находится в равном положении с управомоченным субъектом. Свобода волеизъявления участников отношений такого вида проявляется в том, что основным юридическим фактом, который порождает, изменяет и прекращает имущественные транспортные правоотношения, является транспортный договор (договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры и др.). Стороны, реализуя свободное волеизъявление, заключают такие договоры, изменяют и прекращают их в установленном порядке. Юридическая независимость сторон означает, что ни одна из них не может диктовать другой стороне свои условия, давать ей обязательные для исполнения указания. Имущественным транспортным правоотношениям присущи соответствующие способы защиты нарушенных прав их участников, а именно, применение мер имущественного характера в виде возмещения убытков и взыскания неустойки. Они применяются при несохранности груза, багажа, просрочки их доставки, задержке отправления транспорта и опоздании прибытия при перевозке пассажира и других нарушениях обязательств;
б) транспортные правоотношения административно-правового характера — это общественные отношения между уполномоченными органами исполнительной власти и другими субъектами, характерной чертой которых является то, что они складываются преимущественно в сфере государственного управления транспортом.
Для этого вида транспортных правоотношений характерно следующее: во-первых, они возникают в процессе государственного управления транспортом; во-вторых, имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления в области транспорта; в-третьих, это отношения власти-подчинения, которым присуще юридическое неравенство сторон. В качестве обязанной стороны транспортных административных правоотношений выступают юридические лица и граждане, в том числе перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель (п. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», ст. 78 КТМ РФ), судовладелец (п. 4 ст. 36 КВВТ РФ), собственник судна (ст. 41 КТМ РФ), владелец причала порта (п. 1 ст. 56 КВВТ РФ), авиационное предприятие (ст. 65 Воздушного кодекса РФ) и т.д. Содержание административно-правовых транспортных отношений составляют права и обязанности их субъектов, запреты и ограничения в связи с их реализацией;
в) транспортные правоотношения трудового характера — эти отношения урегулированы не только законодательством РФ о труде, но и транспортным законодательством, уставами службы на транспорте, уставами и положениями о дисциплине на транспорте, закрепляющими особенности трудовых отношений на транспорте.
Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, работники транспорта, а с другой — работодатели — транспортные организации. Работниками могут быть члены экипажа, состоящего: 1) из лиц командного состава (капитана, помощника, механиков, электромехаников, радиоспециалистов, врачей); 2) судовой команды; 3) работников, обслуживающих пассажиров (п. 1 ст. 26 КВВТ РФ, ст. 52 КТМ РФ). На воздушном транспорте — это летный экипаж (командир, другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ). На железнодорожном транспорте к ним относятся начальник (механик- бригадир) пассажирского поезда и проводники, на автомобильном транспорте — водитель, кондуктор. К работникам предъявляются специальные требования, касающиеся состояния здоровья, квалификации, а в отдельных случаях и гражданства. На характер прав и обязанностей сторон трудового отношения, составляющих его содержание, оказывают влияние особенности труда на транспорте, безопасность его эксплуатации. С учетом специфики труда на транспорте права и обязанности работников регулируются соответствующими нормативными правовыми документами. На работодателя транспортным законодательством также возлагаются особые обязанности, обусловленные характером эксплуатации транспорта, в том числе по обеспечению безопасности условий труда, наличия спасательных средств, по охране здоровья членов экипажа, бесперебойному снабжению продовольствием и водой.
Предложенная классификация не является окончательной: возможно выделение в зависимости от их содержания также и иных видов транспортных правоотношений, однако данный вариант дает возможность представить себе все их многообразие, основания возникновения, изменения и прекращения, а также состав участников.
|