Управление в самом общем виде представляет собой деятельность субъектов по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Системообразующими элементами управления являются субъект, объект управления, порядок взаимодействия между ними.
Субъектом управления в социальных системах является участник управленческого процесса, наделенный властными полномочиями, используемыми им для целенаправленного воздействия на объект управления с целью приведения его в упорядоченное состояние в соответствии с заданными параметрами.
Объектом управления в социальных системах выступает участник управленческого процесса, подвергающийся упорядочивающему воздействию с целью придания ему определенной внутренней структуры.
Транспортные отношения в силу своей специфики, характеризующейся различной природой возникающих на транспорте отношений, множественностью субъектного состава и пр., являются объектом управленского воздействия. Управленческие отношения на транспорте регулируются частным и публичным правом.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ переставляет собой разновидность управления в публичном праве. Оно осуществляется в целях удовлетворения потребностей государства и общества в перевозках посредством реализации государственной политики в транспортной сфере.
Государственное воздействие на транспортные отношения в целом осуществляется посредством:
— государственного регулирования на основе транспортного законодательства и проявления нормотворческой власти государства;
— государственного управления, осуществляемого через деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти.
В Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года[1] отмечается, что основными механизмами государственного регулирования в естественно-монопольном сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта являются: установление фиксированных тарифов на основании экономически обоснованных затрат субъектов регулирования и нормативной прибыли с учетом обеспечения нормативной рентабельности собственного (инвестированного) капитала; установление предельных уровней тарифов; регулирование недискриминационного доступа; досудебное урегулирование споров в части применения тарифов; ведение реестра регулируемых сегментов естественно-монопольных рынков, субъектов естественных монополий, работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии и пр.
Субъектами государственного управления на транспорте являются органы исполнительной власти, реализующие свои полномочия в указанной сфере от имени государства. Последние имеют статус юридических лиц — некоммерческих унитарных организаций, обладающих властными полномочиями в сфере государственного управления транспортной отраслью (публичные юридические лица).
[1] Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
|