Четверг, 28.11.2024, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сравнительная характеристика личности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях и осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением св

Вопросы изучения криминологической характеристики личности несовершеннолетних, осуждённых за совершение преступлений и содержащихся по приговору суда в воспитательных колониях, а также тех, кто осуждён к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не теряют своей актуальности и по сей день, несмотря на довольно достаточный уровень их проработки. Это обусловливается рядом объективных факторов.

Во-первых, в настоящее время в уголовно-исполнительной системе России происходят серьёзные преобразования, связанные с естественным социальным, экономическим и политическим развитием нашего государства. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает необходимость более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в частности к несовершеннолетним лицам, виновным в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности[1].

Происходящие в стране экономические и социальные преобразования, а также появление новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, обусловливают изменения по видам назначаемых наказаний несовершеннолетним. Недавно появившиеся в уголовном законодательстве обязательные работы начинают занимать прочное место среди указанных наказаний. В настоящее время, как уже отмечалось, они применяются в среднем к 15-18 % несовершеннолетних преступников, 10 % назначается штраф, а исправительные работы — лишь в 1,5-2 % случаев (табл. 1). По-прежнему, лидирующие позиции занимает такая мера, как условное осуждение к лишению свободы (порядка 50-60 %).

Во-вторых, объектом исследования выступают несовершеннолетние, которые в силу своего возраста являются особой социальной группой. В связи с чем реакция со стороны государства на совершённые ими общественно опасные деяния должна быть такой, чтобы они могли вернуться в общество после отбытия наказания полноценными личностями.

Обращение к характеристике личности предполагает определение качеств и свойств, отличающих несовершеннолетних преступников от правопослушных сверстников.

С одной стороны осуждённые, содержащиеся в воспитательных колониях, образуют единую социальную группу. С другой же стороны, они разделены на определённые категории, основными из которых являются демографические (пол, возраст); уголовно-правовые (тяжесть совершённого преступления, количество судимостей); медицинские (состояние здоровья); исправительные (поведение в процессе отбывания наказания). По тем же признакам можно рассмотреть и криминологическую характеристику несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Конкретно представление о подростках, содержащихся в воспитательных колониях, а также респондентах, являющихся объектом изучения, дают полученные в ходе проведённого исследования результаты. Исследование проводилось в воспитательной колонии Иркутской области, поэтому имеют место некоторые региональные особенности1. Кроме того, интерес представляет их сравнение с общероссийскими показателями, а также данными, полученными в результате исследований, проведённых другими авторами[2] [3]. Отметим, что в настоящее время на территории Российской Федерации действует 32 воспитательные колонии[4].

Начиная криминологическую характеристику личности с социальнодемографических признаков, следует отметить, что сами по себе они не являются криминогенными. Обращение к ним обусловлено тем, что они связаны с условиями формирования личности, её жизнедеятельностью, взаимодействуют с потребностями, мотивацией, социальными ролями личности.

Одними из основных социально-демографических характеристик являются пол и возраст. По данным последней переписи осуждённых, большинство в воспитательных колониях — лица мужского пола, что составляет 92 %, в то время как лиц женского пола всего 8 %. По сравнению с результатами предыдущих переписей осуждённых произошёл рост численности осуждённых женского пола. Ранее доля лиц женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, составляла порядка 4-5 %. Такой рост численности осуждённых женского пола объясняется существующей в стране тенденцией роста женской преступности в течение последних лет.

Следует отметить, что доля несовершеннолетних женского пола, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, чуть выше и составляет 12 %. При организации воспитательно-профилактической работы необходимо учитывать, что девушки, как правило, более скрытны, замкнуты, чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

Среди несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, наиболее криминогенной является группа несовершеннолетних в возрасте

16-17 лет (их доля составляет около 2/3), затем идут лица 18-19 лет и оставшаяся часть — 14-15 лет.

Некоторые виды наказаний, не связанных с изоляцией от общества, к определённым возрастным категориям вообще не применяются. Так, например, младшая возрастная группа 14-15 лет среди осуждённых к такому виду наказания, как исправительные работы, отсутствует.

Важной социальной характеристикой осуждённых является их образование. Данные об образовании несовершеннолетних осуждённых дают возможность судить об уровне их развития, подготовленности к нормальной жизнедеятельности, о необходимости и условиях их обучения в рамках воспитательных колоний. У подростков, совершающих правонарушения, отсутствуют, как правило, планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и какую-нибудь специальность. Образовательный уровень несовершеннолетних преступников в настоящее время всё более отстаёт от этого уровня их сверстников, причём сейчас этот разрыв увеличивается. Коммерциализация не только высшего, но и среднего профессионального образования, закрытие многих профтехучилищ сужают, а в некоторых случаях исключают возможности получения профессионального образования у детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

Образовательные характеристики несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, полученные в ходе проведённого исследования, распределились следующим образом: не имеют образования — 2,4 %, начальное общее (начальное) — 35,8 %, основное общее (неполное среднее) — 55,5 %, среднее (полное) общее — 5,1 %, среднее профессиональное (среднее специальное и незаконченное высшее) — 1,2 % (табл. 6). Отсутствие образования и соответственно низкий уровень знаний, несомненно, способствует совершению ими девиантных поступков и в том числе преступлений, которые и привели их в воспитательную колонию.

Образование несовершеннолетних осуждённых, содержащихся
в воспитательных колониях1

Таблица 6

Образовательный уровень

%

1.

Отсутствие образования

2,4

2.

Начальное общее (начальное)

35,8

3.

Основное общее (неполное среднее)

55,5

4.

Среднее (полное) общее

5,1

5.

Среднее профессиональное (среднее специальное и незаконченное высшее)

1,2

1 В таблице приведены данные, полученные в ходе проведённого совместно с доктором социологических наук М. К. Г айдай исследования в воспитательной колонии Иркутской области в 2013 г.


 

Характеризуя образовательный уровень несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, отметим, что он немного выше. По уровню образования можно разбить исследуемых на следующие группы: больше половины часть подростков, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, имеют неполное среднее образование (60,4 %), четверть — среднее (24,5 %) и каждый шестой — среднее специальное (15,1 %).

Как правило, несовершеннолетние, осуждённые к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, по месту учёбы или работы характеризуются в целом положительно либо удовлетворительно. Тоже можно сказать и о характеристиках с места жительства. Некоторые из несовершеннолетних, осуждённых, например, к исправительным работам, положительно характеризовались по месту учёбы, причём имели похвальные грамоты и дипломы.

Несовершеннолетний А., осуждённый к исправительным работам в 2002 г. за преступление, предусмотренное п. «а» ч. 2 ст. 213 УК РФ (в предыдущей редакции), награждался во время учёбы почётными грамотами и дипломами1.

Важной социально-демографической характеристикой несовершеннолетних осуждённых является семейное положение, в семье или вне её воспитывался осуждённый, каков был состав семьи, в которой он воспитывался, есть ли братья или сестры, работали ли родители, каково социальное положение родителей и т. д. Эти и другие вопросы, связанные с семейным окружением воспитанника колонии, имеют практическое значение для организации жизнедеятельности осуждённого в изоляции, выстраивания взаимоотношений с другими ребятами и сотрудниками учреждения, в работе психологов и воспитателей.

Семья — один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье, её влияние продолжительно и осуществляется с раннего детства. Она выступает малой социальной группой, в которой протекают основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на всё его развитие.

Семья представляет собой неотъемлемую часть современного общества, которая играет достаточно серьёзную роль в процессе приобретения человеком качеств, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Именно в семье индивид впервые сознает себя личностью и готовится, усваивая социальный опыт, к включению в более обширную систему общественных отношений. В ходе этого процесса индивид подвергается воздействию внешних факторов и активно социализирует сам себя. Передача подрастающему поколению требований и ожиданий, с которыми общество обращается к своим членам, осуществляется взрослыми членами семьи, субъективно восприни-

Архив Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга. Дело № 1-1984/02.

мающими и интерпретирующими эти требования. Говоря о семье, нельзя не отметить, что именно этот институт является важнейшим этапом социализации личности несовершеннолетнего1.

Семья — это та социальная группа, которую человек легче всего идентифицирует с собой, своими интересами, своим существованием[5] [6]. Семья как ячейка общества, как часть, его составляющая, не стоит на месте. С изменением в общественной жизни меняется и структура семьи, от общественных реалий нередко зависит её прочность и стабильность. В современной России идёт так называемое перерождение семьи, меняются внутренние ценности относительно некоторых устоявшихся стереотипов. К примеру, по поводу распределения ролей в семье: традиционно считалось: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. Сейчас приоритеты меняются: женщина становится равноправной в зарабатывании денег.

Подобные изменения нередко отрицательной сказываются на состоянии семьи. Растёт число разводов, увеличиваются неполные семьи, распространяется применение насилия (физического и психического) в семье, в том числе по отношению к детям. Всё чаще в средствах массовой информации звучат факты совершения педофилии, о сексуальных развращениях детей (различные виды порнографических материалов с участием детей и т. п.), о сексуальных домогательствах к детям в семье. Результаты интервьюирования сотрудников правоохранительных органов, чья деятельность непосредственно связана с несовершеннолетними правонарушителями, показывают, что почти каждый второй такой подросток из неблагополучной семьи подвергался сексуальному насилию со стороны сожителей своих родителей.

Как отмечается на страницах юридической литературы, одной из основных причин возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе, и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях[7].

В качестве социально отягощённых дефектов психофизического развития и состояния, имеющих более высокую степень распространённости среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, не совершавшими правонарушений, исследователями зафиксированы:

- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрасте (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);

ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость и плаксивость, повышенная обидчивость, лёгкая ранимость, капризность, аффекти- вность, раздражительность, постоянное беспокойство, крайние формы двигательной активности и т. д.);

заболевания алкоголизмом;

явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т. д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками и воспитателями, в учёбе и труде, осложняющий приобретение необходимой информации и социального опыта1.

Следует отметить, что большинство осуждённых, содержащихся в воспитательных колониях — выходцы из неполных семей. Это подтверждают как данные переписи осуждённых, так и проведённые исследования. Так, по имеющимся данным до осуждения в полной семье проживало всего 35,5 % осуждённых, в то время как в неполной — 48,6 %, а также 4,1 % с бабушкой или дедушкой, 3,1 % с опекуном, в детдоме — 8,1 %, в приёмной семье — 0,4 %, без определённого места жительства — 0,2 % (табл. 7).

Таблица 7

Наличие родителей у несовершеннолетних, содержащихся
в воспитательных колониях[8] [9]

Наличие родителей

%

1.

Наличие обоих родителей

35,5

2.

Наличие одного родителя

48,6

3.

Воспитывались с бабушкой или дедушкой

4,1

4.

Воспитывались опекуном

3,1

5.

Воспитывались в детдоме

8,1

6.

Воспитывались в приёмной семье

0,4

 

Таким образом, более половины (64,5 %) всех содержащихся в воспитательных колониях были лишены возможности жить в полноценной семье даже по формальному принципу. Имеется в виду, что неполная семья не является бесспорно криминогенной. Скорее неполнота семьи — предпосылка неблагоприятного формирования детей, членов такой семьи.

В полных семьях также встречаются проявления девиантного поведения — алкоголизм или постоянные пьянства родителей, отсутствие нормальных отношений, создающих благоприятный морально-психологический климат в семье, наличие физического и психического насилия над собственными детьми и т. п.), что может в последующем привести подростков в воспитательную колонию.

Обращает на себя внимание тот факт, что невысоко число, тех, кто воспитывался в детском доме (8,1 %). Это объясняется тем, что большинство детей живёт в семьях, и доля воспитанников госучреждений в воспитательных колониях соотносима с долей детей, живущих и воспитывающихся в детдоме.

Семейное положение несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, несколько отличается. Здесь доля неполных семей ниже, одна треть таких подростков воспитывалось в семье с одним родителем, как правило, матерью.

Несовершеннолетний Ж., осуждённый к исправительным работам за совершение преступления, предусмотренного п.п. «а», «б», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ, воспитывался в неполной семье одной матерью, он младший из восьми братьев и сестёр. Наблюдается социально-педагогическая запущенность. После вынесения приговора к исправительным работам его приняли на работу грузчиком в магазин «Продукты»1.

При рассмотрении семейного положения осуждённых обоснованным является вопрос: есть ли в семье ещё дети? (табл. 8).

Наличие детей в семьях несовершеннолетних, содержащихся
в воспитательных колониях[10] [11]

Таблица 8

Варианты ответа

%

1.

Единственный ребёнок

19,3

2.

Двое детей

23,9

3.

Трое и более

17,0

4.

Затруднились с ответом

39,8


 

У большинства (23,9 %), из тех, кто смог конкретно ответить на данный вопрос, в семье были братья или сестры. При этом велик процент тех, кто затруднился конкретно ответить на данный вопрос, и таких почти 40 % (39,8 %). Полагаем, что часть из тех, кто дали подобный ответ, не имели полноценной семьи и жили и воспитывались либо у родственников, либо в детдоме, а таких в общей сложности 27,3 % (предыдущая таблица). Можно предположить, что некоторые, давшие такой ответ не имеют каких-либо сведений от семьи, из-за того, что в связи с осуждением социальные связи были потеряны или прерваны.

Сегодня из-за сокращения числа воспитательных колоний по причине их малой наполняемости в связи с общей тенденцией уменьшения численности подростков (демографическая проблема 90-х годов прошлого века), в связи с либерализацией уголовного наказания, а также складывающейся тенденцией к назначению наказаний, не связанных с лишением свободы, в некоторых субъектах Российской Федерации нет колоний. В связи с чем несовершеннолетие преступники отбывают наказание в других регионах. Подобное явно отрицательно сказывается на поддержании социальных связей с семьёй, происходит отрыв несовершеннолетнего от семьи.

О благополучии семьи в первую очередь свидетельствует трудовая занятость родителей. У большинства респондентов родители работающие, из них, оба работают у 26,1 % (при этом отметим, что оба родителя есть у 27,3 % респондентов), один родитель работает, а второй нет (или второго просто нет) у 23,9 %. При этом обращает на себя внимание тот факт, что велик процент, семей, в которых родители (единственный родитель) вообще не работают — 15,9, и тех, кто затруднился дать ответ на данный вопрос (табл. 9). Это значит, что, либо отношений нет совсем, либо при общении этот, столь важный вопрос остаётся незамеченным.

Некоторые несовершеннолетние, потеряв связь с семьёй, оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами; при этом многие правонарушения совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма.

Трудовая занятость родителей несовершеннолетних,
содержащихся в воспитательных колониях[12]

Таблица 9

Варианты ответа

%

1.

Работают оба родителя

26,1

2.

Работает один родитель

23,9

3.

Родители не работают

15,9

4.

Затруднились с ответом

34,1


 

Следует отметить, что преступная активность неучащихся и неработающих несовершеннолетних и распространённость преступлений среди студентов, школьников, работающих подростков различна. Конечно, возраст респондентов невелик, и поэтому в соответствии с их возрастом большинство из них не могли работать до осуждения. Из опрошенных респондентов 40,9 % ответили, что работали, 48,9 % — не работали и 10,2 % — затруднились с ответом на данный вопрос. Однако труд несовершеннолетних оплачивается невысоко, а возрастающие потребности нередко толкают молодых людей на совершение преступления. Особенно при условии, что у части респондентов никто из родителей не работал. Велико и число (75 %) тех, кто осуждён за преступления, связанные с хищением или завладением чужим имуществом (ст.ст. 158, 161, 162, 164, 166 УК РФ).

Изучение вопросов трудового состояния воспитанников колоний до осуждения имеет прямое практическое значение при организации начального профессионального образования, профессиональной подготовки и привлечения к труду. К примеру, при привлечении осуждённых, достигших 18 лет, к работам по хозяйственному обслуживанию или к выполнению работ без оплаты труда по благоустройству в свободное от основной работы время, необходимо знать их отношение к работе до осуждения. Кроме того, знание администрации колонии о наличии или отсутствии определённого опыта работы нужно для более рациональной организации трудового процесса.

Трудовая занятость подростков, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, влияет на принятие решения судьёй о назначении наказаний, не связанных с лишением свободы, что обусловлено особенностями их содержания и возможностью исполнения. Именно это в большинстве случаев оказывает решающее значение при назначении таких наказаний как штраф, исправительные работы. Хотя согласно действующему уголовному законодательству штраф назначается как при наличии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, так и при его отсутствии, судьи редко его применяют к тем, у кого его нет (а у большинства подростков его нет), чтобы не ухудшить материальное положение лица. В связи с этим, судьи редко назначают наказание в виде штрафа к несовершеннолетним (10 %). Несмотря на то, что штраф может быть взыскан с родителей или законных представителей с их согласия, доля назначения этого наказания не увеличится. Подростки, совершающие преступления, как правило, воспитываются в тех семьях, где доход невысокий.

На возможность назначения такого наказания, как исправительные работы, влияет формулировка ст. 50 УК РФ, которая за последнее десятилетие, как уже отмечалось, не раз подвергалась изменениям со стороны законодателя. Так, например, в период со дня вступления УК РФ 1996 г. в законную силу до декабря 2003 г., исправительные работы назначались только тем осуждённым, у которых имелось основное место работы. В декабре 2003 г. в УК РФ были внесены изменения, согласно которым исправительные работы стали назначаться только тем, у кого отсутствует основное место работы. В настоящее время ст. 50 УК РФ вновь претерпела изменения, согласно которым исправительные работы назначаются как при наличии основного места работы, так и при отсутствии такового у осуждённого.

Проведённые исследования, свидетельствуют, что 65 % осуждённых к исправительным работам несовершеннолетних нигде не работали и не учились, лишь 35 % — работали. Подростки, в основном, заняты неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. Например, они работали грузчиками (26 %), экспедиторами (13 %), автослесарями (13 %), разнорабочими (8,7 %), слесарями (8,7 %), продавцами-реализаторами (8,7 %). Операторы, монтажники, каменщики, резчики стекла, сварщики, кладовщики, электрики, уборщицы, плотники, расклейщики листовок среди работающих несовершеннолетних составляли около 2 %\

Работа несовершеннолетних носит, как правило, временный, чаще сезонный характер, мало оплачивается. Надо сказать, что у несовершеннолетних потребность в труде как активной деятельности, направленной на создание материальных и духовных благ, не была до конца сформирована; ведущим мотивом трудовой деятельности было желание «заработать», «иметь свои деньги».

Говоря о нравственно-психологической характеристике, следует заметить, что у несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, а также осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, побуждения, интересы, стремления сводятся к потребительству, вытесняя благородные стремления и общественно полезные цели. Они хотят «весёлой жизни», взять от общества всё, ничего не отдавая взамен.

Некоторые несовершеннолетние от своих близких, побывавших в заключении, впервые узнали о криминальной субкультуре и её «романтике», о «лёгких» деньгах и сами преступили закон, чтобы доказать себе и другим, что тоже чего-то значат в жизни, тоже уже «взрослые и лихие парни». Доказать значимость по-другому некоторые из них не могли, т. к. ничего другого не видели в жизни и не знали, что бывают другие отношения, другие ценности, другая культура.

При этом исследование показало, что велик процент (45,5 %) тех, у кого такого примера в лице родственников и друзей не было, но, тем не менее, они пошли на совершение преступления. В данном случае роль играет желание подростка самоутвердиться, его недостаточная зрелость, стечение обстоятельств, а также попадание в группировки несовершеннолетних, ведущих аморальный образ жизни.

Подростки совершают преступления, чтобы улучшить материальное положение, зачастую ими движет желание иметь «престижные» вещи, модную одежду, деньги, либо утвердить превосходство над своими сверстниками (причинение побоев, лёгкого вреда здоровью) и т. п. [13]

Например, несовершеннолетний Я. был осуждён к исправительным работам за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ. Возвращаясь домой ночью, несовершеннолетний Я. увидел возле дома автомобиль и предложил своему другу — несовершеннолетнему С. — покататься на нём. Из машины они ничего не похищали, хотели только покататься1.

Относительно категорий совершаемых преступлений необходимо отметить, что в воспитательные колонии не могут быть помещены несовершеннолетние (т. е. им не может быть назначено наказание в виде лишения свободы), совершившие преступления небольшой или средней тяжести впервые. Таким образом, в колониях в большинстве своём сконцентрированы несовершеннолетние, осуждённые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (преступления небольшой тяжести отбывает наказание 1,0 %, средней тяжести — 11,5 %, тяжкие преступления — 61,9 %, особо тяжкие — 25,6 %).

К наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуждаются несовершеннолетние, совершившие преступления небольшой и средней тяжести (75-80 %), за совершение ими тяжких и особо тяжких преступлений такие наказания назначаются при наличии обстоятельств, признанных судом исключительными.

Исследование показало, что, в целом, основой преступлений, совершаемых несовершеннолетними, содержащимися в воспитательных колониях, являются хищения чужого имущества (кражи, грабежи, разбои). Согласно представленным данным они составляют более половины преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которые отбывают наказание в воспитательных колониях (табл. 10).

Следует отметить, что основу преступлений, за совершение которых подросткам назначаются наказания, не связанные с лишением свободы, также составляют кражи (ч.ч. 1 и 2 ст. 158 и ч. 3 ст. 30 1 и 2 ст. 158 УК РФ), третью часть занимают и посягательства на здоровье (побои, причинение лёгкого вреда здоровью). Кроме того, встречаются такие виды преступлений, как угон, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём, причинение тяжкого вреда по неосторожности, заведомо ложные показания (см. табл. 5 на стр. 45-46.).

Таблица 10

Преступления, совершенные несовершеннолетними, содержащимися

в воспитательных колониях1

Статья УК РФ

Состав преступления

Число

несовершеннолетних, %

1.

158

Кража

22,7

2.

161

Грабёж

20,4

3.

162

Разбой

16,0

4.

111

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

11,8

5.

105

Убийство

6,1

6.

166

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

7,9

7.

132

Насильственные действия сексуального характера

6,2

8.

228

Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и их аналогов

1,3

9.

Иные преступления

7,6


 

Таким образом, самыми распространёнными преступлениями, совершаемыми лицами, не достигшими возраста 18 лет, остаются преступления корыстной направленности, которые занимают первое место в общей структуре преступности несовершеннолетних.

Большинство несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, осуждены впервые (54,8 %), остальные 43,2 % — уже были осуждены, в основном условно. При этом самый высокий процент лиц, ранее судимых к лишению свободы, у осуждённых, отбывающих наказание по ст. 158 УК РФ. Это свидетельствует о том, что данная категория осуждённых нуждается в особом контроле как в период отбывания наказания в виде лишения свободы со стороны администрации исправительных учреждений, так и после освобождения из мест лишения свободы со стороны государственных, правоохранительных органов и общественных организаций. Наказания же, не связанные с лишением свободы, назначаются лицам, впервые совершившим преступления. [14]

Одной из составляющих уголовно-правовой характеристики несовершеннолетнего осуждённого являются сроки назначенного наказания, представленные в таблице 11.

Таблица 11

Распределение осуждённых, в зависимости от срока наказания в виде

лишения свободы1

Срок лишения свободы

%

1.

до 1 года включительно

3,9

2.

свыше 1 года до 2 лет

18,5

3.

свыше 2 лет до 3 лет

28,5

4.

свыше 3 лет до 5 лет

33,9

5.

свыше 5 лет до 8 лет

11,6

6.

свыше 8 лет до 10 лет

3,6


 

По данным переписи большинство осуждённых несовершеннолетних осуждены на срок от 2 до 5 лет, а средний срок содержания в воспитательных колониях составил 3,5 года. Представляется, что это обстоятельство связано с тенденцией не назначать за преступления небольшой и средней тяжести несовершеннолетним наказания, связанные с лишением свободы. Сроки же лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления соответственно выше, даже при условии применения на практике ч. 6.1 ст. 88 УК РФ (при назначении несовершеннолетнему осуждённому наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьёй Особенной части УК РФ сокращается наполовину).

Таким образом, следует отметить, что серьёзных различий в социально-демографической характеристике несовершеннолетних, осуждённых как к лишению свободы, так и к наказаниям, не связанным с лишением свободы, нет. Следует отметить, что уровень образования последних несколько выше, а также наличие у большего их числа определённого рода занятий. Данные факты и учитываются судьями при рассмотрении возможности назначения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Определённые отличия имеются в уголовно-правовой характеристике рассматриваемых категорий несовершеннолетних, что соответствует положениям действующего уголовного законодательства. Эти особенности заключаются в отсутствии в структуре преступлений, за которые несовершеннолетние осуждаются к наказаниям, не связанным с лишением свободы, преступлений с большой степенью общественной опасности. [15]

Проведённое исследование показало, преступления несовершеннолетних рассматриваемых групп совершаются, как правило, с корыстной мотивацией. В основном, несовершеннолетние совершают преступления в составе группы, инстинкт «стаи». При этом, группы осуждённых к наказаниям, не связанных с лишением свободы, как правило, состоят из лиц, не достигших 18 лет, и совершенные ими преступления менее опасны, чем те, которые совершаются группами, в состав которых входят взрослые.

 

[1] Приложение № 4.

[2] Рогова Е. В., Гайдай М. К. Сравнительная характеристика личности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, и осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Сиб. юрид. вестник. — 2013. — № 1. — C. 82-89.

[3] Данилин Е. М., Селеверстов В. И. Осуждённые в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, 1218 ноября 2009 г. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Селиверстова. Вып. № 2. — М., 2011; Федосеев А. А. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых // Электронный журнал. URL: http://novainfo.ru/article/ 2946 (дата обращения 23.02.2016).

[4] По данным ФСИН России по состоянию на 1 февраля 2016 г. в 32 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержалось 1 686 чел. URL: http://фсин.рф/ struc- ture/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 26.02.2016).

[5] Демидова-Петрова Е. В. Семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника (на материалах республики Татарстан) // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2014. — № 1. — С. 37.

[6] Осинский И. И., Гылыкова Э. В. Бурятская городская семья на рубеже XX- XXI веков. Социологический анализ. — Улан-Удэ, 2003. — С. 3.

[7] Рыжаков С. С. Причины и условия преступности несовершеннолетних в фокусе психолого-криминологического интереса // Педагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 1. — С. 37.

[8] Ривман Д. В. Виктимологический аспект аналитической работы в ОВД. — Л., 1977. — С. 3.

[9] В таблице приведены данные, полученные в ходе проведённого совместно с доктором социологических наук М. К. Г айдай исследования в воспитательной колонии Иркутской области в 2013 г.

[10] Архив Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга. Дело № 1-762/02.

[11] В таблице приведены данные, полученные в ходе проведённого совместно с доктором социологических наук М. К. Г айдай исследования в воспитательной колонии Иркутской области в 2013 г.

[12] В таблице приведены данные, полученные в ходе проведённого совместно с доктором социологических наук М. К. Г айдай исследования в воспитательной колонии Иркутской области в 2013 г.

[13] Рогова Е. В. Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним / науч. ред. А. Л. Репецкая. — Иркутск, 2005. — С. 89.

Архив Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга. Дело № 1-1421/97.

[14] Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними, содержащимися в воспитательных колониях, приведён на базе среднестатистических данных Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 2009-2015 гг. URL: http: //www.cdep.ru (дата обращения 25.05.2016), результатов проведённого совместно с доктором социологических наук М. К. Гайдай исследования в воспитательной колонии Иркутской области в 2013 г.

[15] В таблице приведены среднестатистические данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 2009-2015 гг. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения 26.05.2016).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%