Четверг, 28.11.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Система профилактических мер, применяемых к несовершеннолетним, осуждённым к наказаниям, не связанным с лишением свободы

В разработке и осуществлении мер предупредительного воздействия необходимо исходить из того, что формирование преступного поведения не является единовременным актом, а происходит постепенно; что на различных этапах жизнедеятельности индивида его антиобщественная деятельность выражается в различных формах и протекает с неодинаковой степенью интенсивности. Чем раньше в отношении него будет предпринято предупредительное воздействие, тем больше вероятность получить ожидаемый результат.

Выявленные особенности преступлений и личности несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, позволяют говорить о мерах ранней профилактики, а также о мерах предупредительного воздействия, осуществляемого уголовно-исполнительными инспекциями в период исполнения наказания.

Перед тем как перейти к рассмотрению указанных предупредительных мер, представляется необходимым отметить, что несовершеннолетние нуждаются в особой организации профилактической работы в силу их возрастных особенностей. Наличие особенностей системы предупреждения определяется своеобразием причинного комплекса, провоцирующего преступное поведение несовершеннолетних, а также спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы, находящейся в стадии интенсивного развития и формирования1.

Правомерно предполагать, что при организации профилактической работы возраст осуждённого должен являться одним из общих ориентиров. Профилактическая работа, проводимая с несовершеннолетними, не может совпадать с такой же работой, проводимой в отношении взрослых. В этой связи возникает вопрос: в чём же заключается специфика воспитательно-профи- [1] лактической работы с несовершеннолетними, осуждёнными к наказаниям, не связанным с лишением свободы?

Во-первых, она должна осуществляется на различных уровнях и направлениях, т. е. носит многоступенчатый характер; в отношении различных контингентов подростков.

Во-вторых, необходим многоцелевой характер, отличаясь значительным диапазоном применяемых мер, в том числе и общевоспитательных педагогических, которые используются в сочетании с мерами по оздоровлению условий жизни и воспитания несовершеннолетних, если эти условия оказывают отрицательное влияние.

В-третьих, она имеет свою информационно-аналитическую базу, не ограничивающуюся только данными уголовной статистики.

В-четвёртых, она должна быть многосубъектна и полифункциональна (в качестве субъектов профилактики выступают не только правоохранительные органы, но также специальные органы и службы: комиссии по делам несовершеннолетних; специальные учебно-воспитательные учреждения и др. Также органы, занимающиеся и воспитанием обучением лиц, не достигших 18-летнего возраста: общеобразовательные школы, ПТУ, техникумы, спортивные секции и др.).

В-пятых, она имеет собственную правовую основу.

Особое внимание необходимо обратить на раннее предупреждение, осуществляемое в отношении подростков, осуждаемых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Меры раннего предупреждения применяются тогда, когда криминогенность поступков только начинает проявляться, но ещё не достигла большой интенсивности.

Нельзя не заметить, что в литературе оправданно придаётся особое значение ранней профилактике1.

Именно ранняя профилактика — ядро всей системы предупреждения. Ведущая роль этой формы профилактики объясняется тем, что она, во- первых, наиболее эффективна, поскольку направлена на устранение и нейтрализацию источников криминогенных влияний, ещё не успевших пагубно воздействовать на подростка, либо на снятие относительно слабых дефектов его личности, ещё не превратившихся в стойкую позицию. Во-вторых, ранняя профилактика наиболее экономична, поскольку осуществляется в основном в рамках общевоспитательной работы. В-третьих, она оставляет резерв времени для дальнейшего предупредительного воздействия, если в нём будет необходимость[2] [3].

Думается, что разработка системы ранней профилактики в отношении несовершеннолетних, осуждаемых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в значительной степени будет способствовать повышению эффективности профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних в целом.

Важное место в ранней профилактике должны занимать меры, способствующие улучшению жизни и воспитания несовершеннолетних.

Итак, ранняя профилактика, осуществляемая в отношении подростков, осуждаемых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, должна содержать следующие элементы:

Педагогические меры.

Субъекты: учебно-образовательные учреждения: школы, колледжи

и т. п.

Мероприятия: проведение воспитательной работы, коррекция дефектов в волевой сфере, организация положительной деятельности, организация индивидуальной помощи отстающим в учёбе, привитие интереса к творческой деятельности, формирование у подростка уверенности в своих силах, оказание помощи родителям трудных подростков в их воспитании.

Медицинские меры.

Субъекты: органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.

Мероприятия:

- распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей;

- пропаганда здорового образа жизни; пропаганда отрицательного влияния табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Социально-психологические меры.

Субъекты: социально-психологические центры, службы, телефоны доверия.

Мероприятия: психологическая помощь несовершеннолетним, попавшим в трудные конфликтные ситуации.

Правовые меры.

Субъекты: органы внутренних дел.

Мероприятия:

- выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке внесение предложений о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

- принятие участия в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью;

- осуществление мер, противодействующих участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применение к ним мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ[4].

Организационные меры.

Субъекты: органы власти, органы социальной защиты населения, центры занятости.

Мероприятия: разработка мер по повышению уровня материальной базы сиротских, коррекционных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования; создание центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; организация летнего отдых детей в лагерях; организация досуга (кружки, спортивные секции); трудоустройство, устройство на учёбу.

Далее необходимо определить особенности предупредительной работы уголовно-исполнительных инспекций в отношении подростков, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

Организация профилактической работы с несовершеннолетними, осуждёнными к таким наказаниям, проводимая уголовно-исполнительными инспекциями, должна основываться на следующих принципах:

- незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина;

- гуманизма;

- законности;

- приоритета цели исправления при исполнении наказания;

- включения осуждённых несовершеннолетних в активную общественно полезную деятельность;

- опоры на положительные качества личности;

- широкого участия представителей благотворительных, общественных религиозных организаций (объединений), а также родственников осуждённых.

Выбор форм и методов профилактической работы зависит от интересов осуждённых несовершеннолетних, степени их нравственной запущенности.

При рассмотрении криминологической характеристики личности несовершеннолетних, осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы, было отмечено, что среди них 12 % составляют девушки. В связи с этим, представляется, что при организации профилактической работы с ними надо учитывать особенности склада характера и психики девушек, возраст, социальную роль, выполняемую в семье, коллективе, обществе. На первом этапе профилактической работы, во время которого происходит всестороннее изучение личности осуждённого, оценка степени нравственной деформации и определение на этой основе путей его исправления, работа по установлению доверительных отношений с осуждённым, необходимо воспользоваться специальными знаниями психолога. Также, при проведении воспитательно-профилактической работы необходимо иметь информацию о проблемах в семье, коллективе, где она работает или учится, тем самым оказывая помощь в их разрешении.

Наказания в виде обязательных и исправительных работ связаны с осуществлением несовершеннолетним трудовой деятельности, поэтому необходимо:

- формирование у них трудолюбия, психической готовности к трудовой деятельности;

- совершенствование имеющихся трудовых навыков; воспитание бережного отношения к результатам труда;

- укрепление самодисциплины и оказание взаимопомощи в процессе трудовой деятельности.

Исходя из уровня образования подростков изучаемой группы, при организации профилактической работы с ними, важно обращать внимание на совершенствование полученных несовершеннолетними знаний, умений, навыков. Необходимо развивать у них стремление к получению новых специальностей, повышению квалификации и производительности труда (например, организация заочного обучения в колледжах, училищах и т. п., организация курсов по различным специальностям).

Характеризуя профилактическую роль такого наказания, не связанного с привлечением к труду, как ограничение свободы следует отметить, что его назначение несовершеннолетним, поможет избежать попадания их в среду преступников, осуждённых к лишению свободы за более тяжкие преступления, препятствуя тем самым передачи негативного опыта и стиля жизни лиц, не стремящихся к исправлению. Несовершеннолетние, как уже отмечалось, легче поддаются воздействию и убеждению, как со стороны взрослых, так и со стороны своих сверстников, их достаточно легко вовлечь в преступный образ жизни.

Наказание в виде ограничения свободы позволяет несовершеннолетнему, преступившему закон и осуждённому за совершенное преступление, оставаться неизолированным от общества, своей семьи, учёбы или работы содержит в себе огромный потенциал исправления осуждённых без нанесения им психических травм от смены привычной среды обитания, привычного образа жизни. Это может положительно сказаться на морально-психическом состоянии подростка[5].

Следует отметить, что при формировании ценностных ориентаций особое значение приобретает нравственно-эстетическое воспитание. Оно должно включать в себя:

- разъяснение основных понятий и требований морали;

- формирование нравственных привычек и убеждений, веры в духовные идеалы;

- приобщение к духовным и культурным ценностям;

- приучение к самоконтролю и самодисциплине.

Представляется целесообразным приобщение несовершеннолетних к религии. Это может оказать позитивное влияние на осуждённых. Необходимо организовывать встречи со священнослужителями, которые будут проводить беседы на религиозные темы.

Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций, как представляется, необходимо проводить профилактическую работу по таким направлениям, как закрепление имеющихся положительных качеств, воспитание культуры поведения и общения, выработка способностей преодолевать аморальные влечения и привычки, подавлять в себе проявления негативных черт и свойств характера.

Следует отметить, что профилактическая работа должна строиться на правовом воспитании. Оно должно заключаться в первую очередь в формировании установки на законопослушное поведение осуждённых несовершеннолетних, а также осознание неотвратимости и справедливости назначения наказания за совершенное преступление, формирование готовности к неукоснительному выполнению требований законов. Для этого сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций необходимо проводить индивидуальные беседы с несовершеннолетними, выступления по правовым вопросам в трудовых коллективах, где они работают, и в средствах массовой информации, оформлять помещения уголовно-исполнительных инспекций с помощью стендов и плакатов, содержащих правовую информацию.

При организации профилактической работы с несовершеннолетними, осуждёнными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, особое внимание сотрудники уголовно-исполнительных инспекций должны уделять пропаганде спорта. Для этого можно организовывать спортивные соревнования, доводить информацию о достижениях российских спортсменов.

В свободное от работы время несовершеннолетние могут посещать кружки по интересам. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций по возможности должны оказывать содействие в устройстве подростков

в кружки и спортивные секции.

Для предотвращения распространения наркомании среди осуждённых несовершеннолетних сотрудники уголовно-исполнительных инспекций целесообразно приглашать сотрудников медицинских учреждений. Сотрудники медицинских учреждений должны проводить беседы, лекции о вреде наркотиков.

Особое значение в борьбе с употреблением несовершеннолетними алкоголя приобретают запретительные меры. Акцент должен быть сделан на осуществление контроля за выполнением запрета на продажу алкогольных напитков несовершеннолетним.

Исходя из того, что большинство преступлений, совершаемых подростками, осуждёнными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, имеют корыстную направленность, то меры воспитательно-профилактической работы должны быть направлены на устранение корыстной мотивации несовершеннолетних. В данном случае основными должны стать меры, направленные на улучшение условий жизни несовершеннолетних (например, трудоустройство).

В данном случае уместно привести два примера, свидетельствующие о том, что трудоустройство несовершеннолетних имеет значение для определённых категорий подростков, виновных в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности и за совершение которых им были назначены наказания, не связанные с лишением свободы.

Так, несовершеннолетний Г., осуждённый к исправительным работам, рос в семье с одной матерью. Кроме него было ещё четыре брата и сестра. Мать не уделяла должного внимания воспитанию сына, он подолгу проживал вне дома, находился у друзей. Образование — 7 классов средней школы. Доход семьи составляла только пенсия матери. После вынесения приговора несовершеннолетний был устроен на работу экспедитором1.

Аналогичный пример с несовершеннолетним Ж., которому судом были назначены исправительные работы. Он рос в семье с одной матерью. Кроме него было ещё восемь братьев и сестёр. Вся семья проживала в общежитии. Образования подросток не имел, неграмотный. После вынесения приговора трудоустроен на работу грузчиком[6] [7].

Если несовершеннолетний, осуждённый к наказаниям, не связанным с лишением свободы, совершил преступление в группе, сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций, необходимо иметь информацию обо всех членах группы, где они находятся в период отбывания несовершеннолетним наказания, имеют ли они связи с несовершеннолетним, правомерно ли их поведение. При неправомерном поведении сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций следует предотвращать встречи подростка с указан-

ными лицами. Только в случае прекращения отрицательного влияния на несовершеннолетнего, осуждённого к исправительным работам, можно добиться положительных результатов воспитательно-профилактической работы с ними.

Все направления профилактической работы, проводимой с несовершеннолетними, осуждёнными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, должны реализовываться на практике в рамках единого процесса, препятствующего дальнейшей криминализации личности.

Особую роль в профилактической работе с несовершеннолетними играют специализированные суды (ювенальные суды). Указанные суды, рассматривая уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, акцентируют внимание на обеспечении воспитательного значения судебного процесса, на вторичной профилактике, т. е. недопущении рецидива. В ходе применения ювенальных технологий осуществляется помощь несовершеннолетнему осуждённому в его социальной реабилитации.

Данные о состоянии повторной преступности среди несовершеннолетних, осуждённых судебным составом специализированного суда по делам несовершеннолетних, свидетельствуют о целесообразности применения ювенальных технологий и комплексного профилактического воздействия по отношению к несовершеннолетним лицам, осуждённым без изоляции от общества.

Так, например, за время функционирования специализированного суда по делам несовершеннолетних повторно на территории действия указанного суда (г. Ангарск Иркутской области) было осуждено порядка 9,3 % подростков, а в настоящее время данный показатель составляет 5,1 %о1, тогда как общероссийский показатель несовершеннолетних осуждённых, имеющих непогашенные или неснятые судимости, составляет порядка 17 % .

Таким образом, выявленные особенности преступлений и личности несовершеннолетнего преступника, осуждённого к наказаниям, не связанным с лишением свободы, определили основные особенности предупредительного воздействия, осуществляемого органами, исполняющими наказания а также иными правоохранительными органами и государственными и общественными организациями.

 

[1] Рыбальская В. Я. Проблема борьбы с преступностью несовершеннолетних: учебное пособие. — Иркутск, 1994. — С. 164-165.

[2] Сухов А. Нужна ранняя профилактика // Милиция. — 1997. — № 6. — С. 4-5.

[3] Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений. — Минск, 1986. — С. 176.

[4] Статьи 20-23 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120- ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (СЗ РФ. 1999 г. № 26. Ст. 3177).

[5] Ольшанский А. В. Ограничение свободы как вид уголовного наказания // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2013. — № 3. — С. 139-143.

[6] Архив Центрального районного суда г. Тюмени. Дело № 1-797/01.

[7] Архив Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга. Дело № 1-762/02.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%