Пленум Верховного Суда РФ, состоявшийся 29 мая 2012 дал разъяснения, что предметы обычной домашней обстановки и обихода входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Преимущественное право на предметы обычной домашней обстановки и обихода принадлежит наследнику, проживавшему совместно с наследодателем на день открытия наследства, вне зависимости от продолжительности совместного проживания.
Спор между наследниками по вопросу о включении имущества в состав таких предметов разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела (в частности, их использования, для обычных повседневных бытовых нужд исходя из уровня жизни наследодателя), а также местных обычаев. При этом антикварные предметы, предметы, представляющие художественную, историческую или иную культурную ценность, независимо от их целевого назначения к указанным предметам относиться не могут. Для разрешения вопроса об отнесении предметов, по поводу которых возник спор, к культурным ценностям суд назначает экспертизу (статья 79 ГПК РФ)[1].
По мнению ряда авторов (Барщевский М.Ю.[2], Пронина М.Г.[3] и др.) целесообразно использовать особый порядок наследования предметов обычной домашней обстановки, обихода. Такой порядок существовал до принятия ГК РФ. Предметы обычной домашней обстановки и обихода переходили к наследникам по закону, проживающим совместно с наследодателем не менее 1 года до его смерти, независимо от очереди и наследственной доли.
Согласен с данной точкой зрения Амиров М.С.[4], который считает, что правовое регулирование наследственного правопреемства предметов домашней обстановки и обихода, установленное в ст. 1169 ГК РФ, в которой установлено преимущественное право наследника, на получение предметов обычной домашней обстановки и обихода в счет своей наследственной доли, представляется неудачным. Оно ущемляет права лиц, близких к наследодателю, не соответствует требованиям справедливости, приводит к дальнейшему разрушению семейных связей.
По мнению Садикова О.Н. ст. 1169 ГК РФ определяет порядок наследования определенной особой части имущества наследодателя, и в принципе не было необходимости выделять данные положения в отдельную статью. Выделение правил о наследовании предметов домашней обстановки и обихода в отдельную статью, вызвано тем, что ранее статья с таким названием содержалась в наследственном законодательстве[5]. Мнение
Садикова О.Н. в данном случае представляется обоснованным и соответствующим духу закона.
В настоящее время вопрос о том, что именно следует понимать под предметами обычной домашней обстановки и обихода очень актуален, в силу различного уровня жизни наследодателя и наследников трудно составить какой-либо определенный перечень таких предметов.
Эксперты считают, что отнесение имущества к предметам обихода должно определяться их использованием для обычных повседневных бытовых нужд, причем факт использования имеет важнейшее значение - имущество должно именно использоваться, а не предназначаться для использования.
Нотариальная практика не относит к предметам обычной домашней обстановки и обихода: вещи, применяемые для профессиональной деятельности (библиотека ученого, инструменты врача, инструменты музыканта и др.); предметы роскоши (изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни, дорогостоящая мебель, автомобиль, старинные золотые и серебряные монеты, др.).
В качестве примера можно привести иск Макарова В. к Сёминой К. о признании права наследования предметов обычной домашней обстановки. Истец проживал с Семиным В. В. (отцом ответчицы) с 2007 года до его смерти в июне 2009 года. Все имущество по завещанию перешло к Макарову и Семиной в равных долях. Спор возник из-за мебели и бытовой техники, принадлежавших Семину В. В. Семина К. требовала их раздела поровну. Суд пришел к выводу что вышеуказанные предметы являются предметами обычной домашней обстановки и преимущественное право наследования имеет Макаров В.[6].
[1] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании"// Российская газета. 06.06.2012. № 5800. Федеральный выпуск.
[2] Барщевский М. Ю. Если открылось наследство... М., 1989. С.190.
[3] Пронина М. Г. Право наследования. М., 1989. С.67.
[4] Амиров М.С. Особенности наследования отдельных видов имущества и имущественных прав: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Ростов-Дон, 2003. С.7.
[5] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч.1 / ответ. ред. О.Н. Садиков. М., 2010. С.99.
[6] Архив Ленинского суда города Оренбурга. 2009 год. Дело № 2-984-99 Дело по иску Макарова В. к Семиной о признании права наследования предметов домашней обстановки.
|