Под правовым статусом мы понимаем совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством и локальными нормативными актами организации.
Как верно заметил профессор Д.А. Пашенцев, правовой статус личности складывается не только из прав, но и из обязанностей. Права и обязанности образуют в правовом статусе диалектическое единство, взаимно дополняя и обусловливая друг друга[1].
Глава 4 Федерального закона № 273-ФЗ посвящена правовому статусу обучающихся и их родителей (законных представителей).
Определение общеродового понятия «обучающийся» содержится в п. 15 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Обучающийся — это физическое лицо, осваивающее образовательную программу, т.е. учебный план в соответствии с образовательной программой, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ выделены следующие категории обучающихся:
- воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
- учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
- студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
- аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
- адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
- ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
- ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
- слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы; лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;
- экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, имеют специальные названия, предусмотренные уставами этих образовательных организаций. Как правило, для целей военной подготовки обучающихся именуют кадетами или курсантами.
По мнению С.Н. Братановского и С.А. Кочерги, «по факту любое лицо, получающее знания, умения и навыки в рамках реализуемой в установленном Законом порядке образовательной программы, признается обучающимся... неясно административно-правовое положение лиц, занимающихся самообразованием по образовательным материалам, в свободном порядке предоставляемым образовательными орга- низаниями (например, на интернет-сайтах). В ней также не отражена категория граждан, обучающихся в образовательных организациях духовного профиля. Кроме того, постоянно развивающиеся образовательные отношения делают возможным получение знаний в иных не отраженных в Законе формах. Если в данном случае следовать логике законодателя, то с учетом этого обстоятельства в дальнейшем потребуется закрепление в ст. 33 иных категорий, что впоследствии может привести к слишком частому изменению Закона № 273-ФЗ и негативно отразится на его стабильности и устойчивости в отечественной правовой системе...»1.
Следует подчеркнуть, что для целей Федерального закона № 273-ФЗ в ст. 33 перечислены категории именно обучающихся. Фактически те лица, в отношении которых приказ (распоряжение) о приеме не издан, не могут считаться обучающимися. Образовательные
отношения возникают после издания распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (экстерны) (ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучающийся, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. обладает правовым статусом. В этом контексте Федеральный закон № 273-ФЗ регламентирует правовой статус обучающихся исключительно с позиции законодательства об образовании.
Международные стандарты, определяющие общие основы правового статуса обучающихся, базируются на таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенция о правах ребенка (1989), согласно которым:
- каждый обучающийся, являясь человеком, обладает в этом качестве стандартным набором конституционных прав и свобод, а именно: личной неприкосновенностью, неприкосновенностью частной жизни, защитой своей чести и доброго имени, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому гарантируется свобода мысли и слова;
- никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
- каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В рамках образовательного процесса реализация отдельных прав и свобод человека и гражданина имеет свои особенности. Например, право исповедовать религию и выполнять обряды (ритуалы) не всегда реализуемо с учетом требований правил внутреннего распорядка образовательной организации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ нормы о правовом статусе обучающегося можно подразделить на следующие группы, регламентирующие:
- академические права обучающихся — права и обязанности обучающихся, сопутствующие процессам воспитания и обучения;
- меры социальной поддержки обучающихся — комплекс мероприятий, направленный на обеспечение материальной и имущественной поддержки отдельных категорий обучающихся со стороны образовательной организации;
140
- меры стимулирования обучающихся — комплекс мероприятий, направленный на побуждение обучающихся к достижению качественного результата обучения, а также поощрение за наличие названного результата1.
Права и обязанности обучающихся и их родителей указаны в гл. 4 Федерального закона № 273-ФЗ.
В первом-четвертом классах родители (законные представители) выбирают за своих детей один из предлагаемых модулей основ религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики) (п. 12.6 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).
Родители, являясь первыми воспитателями и педагогами для своих детей, вправе выбирать образовательную организацию и организацию, осуществляющую обучение, а также формы получения образования и формы обучения до момента получения несовершеннолетним ребенком аттестата об основном общем образовании (до девятого класса включительно). Выбор осуществляется с учетом мнения ребенка и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 2 ч. 2 ст. 63 СК РФ[2] [3]).
При получении основного общего образования (аттестата за девять классов) или по достижении 18 лет обучающийся осуществляет выбор образовательной организации и форму получения образования без учета мнения родителей (законных представителей) (ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (п. 12 и 18.3) учащиеся 10 и 11 классов вправе самостоятельно выбрать:
- уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена;
- дополнительные учебные предметы или курсы по выбору (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края»).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся, образовательные программы могут ими осваиваться: в образовательной организации — в очной, очно-заочной или заочной форме; в семье (семейное образование); путем самообразование; по индивидуальному учебному плану.
Предусмотрен общий принцип о допустимости сочетания различных форм получения образования. При этом для всех форм получения образования действуют ФГОС или федеральные государственные требования.
Отсутствие легальных дефиниций форм получения образования, семейного образования и самообразования не позволяет образовательным организациям в полной мере обеспечивать выбор родителей и (или) обучающихся на получение образования в разнообразных формах. При выборе родителей, например, очно-заочной формы получения образования в восьмом классе по индивидуальному учебному плану образовательной организации необходимо создать условия для освоения образовательной программы в полном объеме. Не во всех организациях имеются возможности для обеспечения выбора родителей, в том числе локальными нормативными актами не разграничены очная, очно-заочная и заочная формы получения образования.
Основным критерием разграничения этих трех форм получения образования в образовательной организации является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т.д.
При очной форме получения образования на аудиторную работу должно приходится, как правило, не менее 50% общего объема часов, предусмотренных для освоения образовательной программы, при очно-заочной (вечерней) форме — не менее 20%, а при заочной — не менее 10%.
Особо следует отметить обозначившуюся в последнее время тенденцию активизации такой разновидности организации образовательного процесса, как дистанционное обучение. Быстрое распространение дистанционного образования, стимулируемое развитием информационных технологий и Интернета, представляет собой дополнительную гарантию реализации права на образование, содействуя получению образования инвалидами, лицами, проживающими в отдаленных, трудно доступных или мало населенных районах, отбывающих наказания в местах лишения свободы и т.д.
Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации[4].
Трудно согласиться с приведенной точной зрения экспертов Федерального центра образовательного законодательства, поскольку нормативных правовых актов, определяющих критерии, основания и (или) условия разграничения разнообразных форм получения образования, в настоящее время нет.
Как правило, семейное образование характеризуется изучением и освоением образовательных программ в семье, а самообразование означает получение образования самостоятельно.
Родители (законные представители) могут принять решение и обучать ребенка в семье, создав для этого необходимые условия. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ).
Родители ребенка, решившие обучать его в семье, должны написать на имя руководителя образовательной организации заявление об отчислении из образовательной организации в связи с переходом на обучение в форме семейного образования.
При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»1).
Пунктом 11 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400[5] [6], предусмотрена подача заявления в образовательную организацию для проведения итоговой аттестации, но не оформления договора (соглашения).
С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, полагаем заключение договора (соглашения) между родителями (законными представителями), дети которых получают образование в семье, и образовательной организацией в целях проведения промежуточной и итоговой аттестации ребенка, необоснованным. При отсутствии договора и при прохождении ребенком промежуточной аттестации, образовательная организация не имеет законных оснований не допустить ученика до итоговой аттестации.
Таким образом, прохождение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую ребенок зачислен экстерном, осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и распорядительного акта образовательной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Обращаем внимание, что после издания распорядительного акта образовательной организацией лицо приобретает статус обучающегося-экстерна (ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ), пользуется всеми академическими правами, льготами и мерами социальной поддержки.
Правовая позиция Европейского Суда по правам человека относительно семейного образования сформулирована в ходе рассмотрения возможности его законодательного запрета через призму права на образование, закрепленного в ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейский Суд по правам человека, принимая решение по поводу законодательного запрета на семейное образование в Германии, напомнил, что родителям не может быть отказано в праве дать детям образование, соответствующее их убеждениям. Вместе с тем «право на образование по своей природе нуждается в государственном регулировании, при этом государство пользуется определенной свободой усмотрения в установлении и толковании правил для своей образовательной системы».
Подводя итог по вопросу правового положения семейного образования, следует сделать вывод о том, что в международно-правовой системе координат семейное обучение не является фундаментальным правом, но квалифицируется как допустимая форма обучения .
Ребенок может обучаться по ускоренной образовательной программе при наличии у него способностей, а также фактических возможностей образовательной организации.
Под индивидуальным учебным планом понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучение по индивидуальному учебному плану предполагает, в том числе самостоятельность в изучении учебных предметов (дисциплин). При этом обучающийся обязан добросовестно выполнять индивидуальный учебный план, посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ).
На обучение по индивидуальному учебному плану могут перейти по усмотрению их родителей (законных представителей) обучающиеся в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность (ч. 9 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Возможны иные варианты составления индивидуального учебного плана. Например, образовательная организация работает в режиме «учебных погружений», предоставляя ученику возможность некоторые курсы 11 класса завершить в 10 классе либо практикует ускоренные курсы обучения.
При разработке учебного плана не допускаются увеличение общего объема нагрузки и максимального объема аудиторной нагрузки (академических часов) в неделю для обучающихся, а также изменение состава и структуры обязательных предметных областей по классам (годам обучения) или на базовую (обязательную) часть.
Реализация образовательных программ невозможна без обеспечения участников образовательных отношений учебной, методической и иной литературой, которую во время учебного процесса дети получают в библиотеках.
Согласно Федеральному закону от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ, в частности, свободно выбрать библиотеку в соответствии со своими потребностями и интересами; стать пользователями общедоступных библиотек, специализированных государственных детских и юношеских библиотек, а также библиотек образовательных организаций. Обучающийся может стать пользователь общедоступной библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет — документа, удостоверяющего личность их родителей (законных представителей).
Обучающийся как пользователь библиотеки вправе:
- бесплатно получать в любой общедоступной библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;
- бесплатно получать полную информацию о составе общедоступных библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе печати и других источников информации;
- бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
- продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
- принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать практическую помощь библиотеке;
- требовать соблюдение конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой;
- получать документы на специальных носителях информации в специальных общедоступных государственных библиотеках (если ребенок является слепым или слабовидящим);
- получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания (если ребенок не может посещать библиотеку в силу физических недостатков);
- обжаловать в суд действия сотрудника библиотеки. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах ФГОС, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ).
Буквальное толкование ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов РФ (п.3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ).
В образовательном процессе наряду с учебниками могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Рабочая тетрадь — учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Учебное издание ( в том числе и рабочая тетрадь) должно соответствовать ГОСТу 7.60-2003.
Решение о приобретении учебных изданий принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.
Минобрнауки России обращает внимание на тот факт, что педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения обучающимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей (письмо Минобрнауки России от 25.09.2014 № 08-ПГ-МОН-30770 «О рассмотрении обращения»).
Таким образом, образовательная организация, получающая из бюджета субсидии на реализацию образовательных программ, не вправе требовать от родителей обучающихся приобретать учебники и (или) рабочие тетради за свой счет. Родители и (или) обучающиеся вправе воспользоваться дополнительными образовательными услугами, которые предлагают образовательные организации и на платной основе, и за счет средств бюджета.
Дополнительное образование детей является неотъемлемым элементом системы образования РФ. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача по увеличению к 2020 г. до 70-75% доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014 особо отмечается недопустимость свертывания системы организаций дополнительного образования детей.
Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспор- том России разработало Концепцию развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. Концепция направлена на признание особого статуса дополнительного образования детей.
Механизмом реализации Концепции является план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р[7] [8]). Целью Плана мероприятий является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.
Дополнительное образование создает условия, благоприятные для удовлетворения интересов личности, и обеспечивает тем самым реальность освоения человеком определенной культуры. В то же время специфика дополнительного образования детей, которая состоит в добровольности обучения и свободе выбора образовательной программы и места ее освоения, в возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, обусловливает высокий потенциал учреждений дополнительного образования детей в решении задач российского образования.
Именно дополнительное образование должно дать ребенку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Интенсивное внедрение новых технологий требует умения применять все новые навыки на стыке различных видов деятельности (письмо Минобрнауки России от 11.06.2015 № ВК-1545/09 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями о недопустимости свертывания системы организаций дополнительного образования детей»).
В случаях когда родители и (или) дети решили воспользоваться дополнительными платными образовательными услугами образовательная организация:
- в своем уставе предусматривает перечень платных, в том числе образовательных, услуг;
- устанавливает правила (порядок) предоставления платных услуг;
- размещает на своем официальном сайте документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образцы договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
- получает в случае необходимости соответствующие разрешения (лицензию);
- предоставляет обучающимся, их родителям (законным представителям) достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах на русском языке;
- оформляет с родителями (законными представителями) и (или) обучающимися договор об оказании платных образовательных услуг;
- оказывает платные образовательные услуги за рамками образовательной программы, ФГОС и федеральных государственных требований, финансируемых за счет средств бюджета;
- обеспечивает оказание таких услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а при наличии свидетельства о государственной аккредитации — в соответствии с ФГОС или федеральными государственными требованиями.
Незаконным является проведение конкурсного отбора обучающихся до заключения договора об оказании платных образовательных услуг государственными или муниципальными образовательными организациями, поскольку запрещено оказывать предпочтение одному «потребителю» перед другим.
Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании[9].
Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (ч. 6 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ).
Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в образовательной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ).
Образовательным организациям разрешено уменьшать стоимость платных образовательных услуг за счет собственных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются исключительно локальным нормативным актом образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ). Учредитель или органы власти, в том числе органы прокуратуры, не наделены полномочиями требовать от образовательной организации предоставлять скидки или иные меры материальной поддержки семьям или обучающимся, которые пользуются на платной основе дополнительными услугами в образовательной организации.
В целях защиты своих прав обучающиеся самостоятельно или через своих представителей вправе:
- направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся;
- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника (ч.1 ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ).
Нередко возникают разногласия между образовательной организацией и родителями (законными представителями) и обучающимися по вопросам промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. По завершению изучения всех дисциплин (предметов) учебного плана и при отсутствии академической задолженности обучающиеся допускаются образовательной организацией до итоговой аттестации.
Академическая задолженность возникает при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или при непрохождении промежуточной аттестации и при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 273-ФЗ и локальными нормативными актами образовательной организации.
Обучающиеся в ОООД, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в ОООД.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Таким образом, наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утв. приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»1.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а прошедшим государственную итоговую аттестацию — документы об образовании и (или) о квалификации по формам, утвержденным приказами Минобрнауки России[10] [11].
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:
- основное общее образование — аттестат об основном общем образовании;
- среднее общее образование — аттестат о среднем общем образовании.
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
- среднее профессиональное образование — диплом о среднем профессиональном образовании;
- высшее образование — бакалавриат — диплом бакалавра);
- высшее образование — специалитет — диплом специалиста);
- высшее образование — магистратура — диплом магистра;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки — диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки.
Документ о квалификации подтверждает:
- повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
- присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдаются свидетельства по форме, установленной Минобрнауки России приказом от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается ни при каких условиях.
Медицинское обслуживание обучающихся (первичную медикосанитарную помощь) осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации. При оказании первичной 152
медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Проведение профилактических осмотров обучающихся образовательных организаций осуществляется в соответствии с Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов (утв. приказом Минздрава России от 14.03.1995 № 60) и Порядком прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них (утв. приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н).
Образовательная организация совместно с медицинским работником, работающим в медицинском кабинете образовательной организации, разрабатывает план мероприятий по прохождению обучающимися ежегодного профилактического осмотра.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовой формы должны:
- осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе меры по организации их питания;
- проводиться гигиеническое воспитание и обучение детей
- выполняться требования санитарного законодательства в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
Минобрнауки России (письмо от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»[12] [13]) сообщает о необходимости введения третьего часа физической культуры в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных организаций всех видов и типов.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных организаций продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Права обучающихся на отдых реализуются путем установления перерывов между уроками (перемены) и каникул. Время перемены — это личное время каждого обучающегося. Он может его проводить по своему разумению, но при этом не должен мешать другим детям и педагогам. Во время перемены обучающиеся могут свободно перемещаться по образовательной организации, за исключением тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории, спортивные залы, иное).
Федеральный закон № 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Согласно ст. 5 и 16 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий указанных организаций следующая информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
С письменного согласия обучающихся, достигших возраста 15 лет, либо одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста 15 лет, образовательная организация осуществляет раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которое включает в себя:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
- профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
В случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии письменного согласия обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо одного из родителей (законного представителя) обучающегося, не достигшего возраста 15 лет) (ст. 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» .
Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, по правилам, установленным Минобрнауки России.
В случае прекращения деятельности образовательной организации, аннулирования лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.
В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности (ч. 9 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). [14]
Дети с ограниченными возможностями здоровья переводятся в специальные (коррекционные) образовательные организации (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество, органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» .
Приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443[15] [16] утвержден Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное внутри образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования.
Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе (вакантные бюджетные места).
Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, по одному из следующих оснований:
- сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;
- утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).
- отнесения к следующим категориям граждан:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения представителя студенческого совета образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ обучающимся гарантированы следующие права:
- получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;
- участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения ФГОС среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
- выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
- освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
- зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
- перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
- восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы;
- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
- обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством РФ порядке;
- пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
- участие в соответствии с законодательством РФ в научноисследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
- направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
- опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
- поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
- совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
- получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки.
Создавая благоприятные социально-экономические условия для получения образования, государство устанавливает контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований, предоставляет поддержку образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным програм- мам[17].
В целях реализации права на образование в случаях, предусмотренных законодательством, обучающимся предоставляются различные меры социальной поддержки и стимулирования:
- полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, инвентарем;
- обеспечение питанием;
- обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
- транспортное обеспечение;
- получение стипендий, материальной помощи, других денежных выплат.
Образовательное законодательство предусматривает ряд специальных социально-экономических гарантий:
- для инклюзивного образования государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- для образования особо одаренных лиц — государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом;
- для получения образования на родном языке государство гарантирует право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; всем народам, независимо от их численности, гарантируется равноправие языков и т.д.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются следующие меры стимулирования:
- полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
- обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
- обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
- транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ;
- получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
- предоставление в установленном в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и законодательством РФ порядке образовательного кредита;
- иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Как и в случае с перечнем академических прав обучающихся, законодатель оставил перечни мер социальной поддержки и стимулирования открытыми, предоставив возможность установить иные меры социальной поддержки и стимулирования в нормативных правовых актах РФ и нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, локальных нормативных актах.
Помимо прав на обучающихся возлагаются обязанности. В частности, обучающиеся и их родители (законные представители) обязаны выполнять требования устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
За невыполнение или ненадлежащее исполнение требований устава и иных локальных нормативных актов образовательной организации к обучающимся могут применяться меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор или отчисление.
Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания определены приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся:
- по образовательным программам дошкольного, начального общего образования;
- с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);
- во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из образовательной организации как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществля- 160
ющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
|