В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда.
Законодательством установлены требования к лицам, занимающим педагогические должности. Первое из них — образовательный ценз. Педагогические работники должны иметь среднее профессиональное или высшее образование, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, и (или) профессиональным стандартам[1]. Данная норма корреспондирует со ст. 331 ТК РФ, которая предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.
Уровень образования и квалификация работников образовательных организаций определяются на основании документов об образовании и (или) квалификации.
Не допускаются к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области здравоохранения.
До заключения трудового договора лицо (кандидат на педагогическую должность) в силу ст. 65 ТК РФ обязано предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в установленном порядке и по утвержденной форме[2].
Согласно ст. 351.1 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Законодатель связывает отстранение работника от работы с фактом уголовного преследования и моментом осведомленности об этом работодателя[3] [4].
Медицинские противопоказания выявляются в ходе предварительных или периодических медицинских осмотров, которые проводятся за счет средств работодателя (ст. 69, 212, 213 ТК РФ)[5].
Педагогические работники имеют определенные права и обязанности, привлекаются к ответственности, что в совокупности с гарантиями и льготами, предусмотренными законодательством, определяет их правовой статус.
Важной составляющей правового статуса педагогических работников являются их академические права и свободы. Концепция академических свобод широко распространена в европейских государствах и США и предполагает прежде всего право профессорскопреподавательского состава, научно-исследовательских работников и студентов свободно проводить научные исследования и по своему усмотрению распоряжаться информацией, получаемой в ходе этих исследований. Международное объединение «Академия за академические свободы» сформулировало два основных принципа таких свобод:
как внутри, так и за пределами учебного заведения или научноисследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает кого-либо та или иная точка зрения или нет;
учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения .
В Российской Федерации педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
- свободой преподавания, выражения своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность;
- свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
- правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
- правом на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
- правом на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
- правом на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также на доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 1
- правом на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами;
- правом на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
- правом на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
- правом на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
- правом на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- правом на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Наряду с академическими правами, педагогические работники имеют также трудовые права и социальные гарантии:
- право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
- право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Научные работники образовательных организаций дополнительно имеют право:
- входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;
- участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;
- выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;
- бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами образовательной организации.
Академические права и свободы должны осуществляться педагогами с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый педагогический работник обязан проходить аттестацию либо на квалификационную категорию, либо на соответствие занимаемой должности. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности при отсутствии действующей квалификационной категории.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Аттестационные комиссии в образовательных организациях создаются соответствии с положениями ч. 2 ст. 81 ТК РФ, ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 273-ФЗ.
Для реализации организацией своих полномочий по проведению аттестации и формированию аттестационной комиссии принятие таких локальных нормативных актов, как положение об аттестации педагогических работников или об аттестационной комиссии организации, не требуется, поскольку Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, определены правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также определены правила функционирования аттестационных комиссий организаций и их полномочия.
В соответствии с Порядком аттестации организацией принимается распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии, распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
Локальные нормативные акты организаций, связанные с формированием аттестационной комиссии организации, ее составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), т.е. выборного органа первичной профсоюзной организации (письмо Минобрнауки России № 08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 505 от 03.12.2014 «О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276»).
Кроме двух указанных видов аттестации педагогических работников (на квалификационную категорию либо на соответствие занимаемой должности) законодательством предусматривается еще один самостоятельный вид. Т ак, в соответствии с п. 9 разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Согласно письму Рособрнадзора от 11.08.2014 № 01-58-420/05-5589 «О приеме на работу в субъектах Российской Федерации педагогических работников при отсутствии документов о необходимой квалификации» руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности.
Таким образом, процедуры аттестации педагогических работников направлены на достижение следующих целей:
- подтверждение соответствия квалификационной категории (квалификационным требованиям) либо занимаемой должности (уровня квалификации);
- назначения на должность лица, не имеющего необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки и квалификации (п. 9 разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
По итогам аттестации, проводимой образовательной организации, педагогическому работнику дается одна из следующих оценок:
- соответствует занимаемой должности (месту работы);
- соответствует занимаемой должности (месту работы) при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
- не соответствует занимаемой должности (месту работы).
Аттестационная комиссия, помимо профессиональной оценки аттестуемого, вправе отразить в аттестации мотивированные рекомендации:
- о перемещении работника на новое место работы (должность);
- зачислении работника в резерв для перемещения на новое место работы (должность);
- об изменении порученной работнику трудовой функции;
- изменении отдельных условий заключенного с работником трудового договора.
В случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В связи с высокой ответственностью, которая присуща педагогической деятельности, для педагогических работников законодательством устанавливается широкий круг иных обязанностей помимо процедуры аттестации.
Педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
175
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
- проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
- проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ:
- работники лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
- работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет;
- в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний один раз в год должны проходить периодические медицинские осмотры работники образовательных организаций всех типов.
Требование прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) содержится в приказе Мин- здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»[6].
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29[7], для лиц, принимаемых на работу, а также для переводимых на другую работу педагогических работников, работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по охране труда: вводный, повторный, внеплановый и целевой.
Для педагогических работников установлен ряд запретов, связанных со спецификой их деятельности. Прежде всего педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п. 33 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Также педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
Некоторые из перечисленных обязанностей имеют скорее моральный, чем правовой характер. Например, к нравственным обязанностям относятся правила по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни.
Профессиональная этика педагогического работника — это система принципов, норм и правил поведения в отношении с обучающимися, другими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями).
Важно отметить, что нормы педагогической этики ни в Федеральном законе № 273-ФЗ, ни на подзаконном уровне не установлены. Такой подход действующего законодательства об образовании позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно принимать локальные нормативные акты по обозначенному вопросу. Таким же образом может быть разрешен вопрос по регламентации норм педагогической этики.
Отметим, что существует письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов»[8], в котором органам государственной власти субъектов РФ даны рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом.
Согласно общим положениям Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от занимаемой ими должности.
Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать в своей деятельности положения Модельного кодекса.
Модельный кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей. Он служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников1.
Правилами и нормами профессиональной этики может быть закреплено следующее:
- педагогический работник занимает активную жизненную позицию, участвует в жизни учреждения, стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения;
- педагогический работник своим поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса;
- педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем;
- педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз;
- педагогический работник строит отношения с участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности;
- грубое и негуманное отношение к ребенку, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из обучающихся предпочтения или неприязни со стороны педагогического работника недопустимы;
- педагогический работник в своей профессиональной деятельности выбирает методы, развивающие познавательный интерес обучающихся, ответственность, самостоятельность, желание помогать другим;
- педагогический работник при возникновении профессиональных затруднений обязан обратиться за помощью к коллегам и специалистам в области образования;
- педагогический работник оказывает профессиональную помощь и поддержку коллегам в случае обращения к нему;
- педагогический работник избегает ситуаций, способствующих возникновению конфликта интересов;
- во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
- педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументировано, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег;
- педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей);
- педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования обучающихся;
- педагогический работник соблюдает осторожность в практическом применении новых методов обучения и воспитания, несет личную ответственность за результат;
- педагогический работник соблюдает установленные требования к своему внешнему виду.
Установление запрета действий и высказываний, разжигающих национальную, религиозную, социальную, расовую ненависть, на запрет призывов к подрыву конституционного строя, логично вытекает из ст. 29 Конституции РФ, п. 2 которой не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Учитывая общественную значимость профессии педагога, степень влияния педагогов на обучаемых и воспитанников, подобный запрет необходим. В то же время, повторив фактически нормы Конституции, законодатель не учел, что не все из них могут быть истолкованы однозначно. В частности, непонятно, что в современных условиях имеется в виду под социальной рознью. В отличие от понятия «социальная рознь» в законодательстве дано толкование разжиганию религиозной розни.
Разжигание религиозной розни — действия (угрозы, подстрекательство, высказывания и иные деяния), направленные в отношении лиц определенной религии, конфессии (религиозной принадлежности), которые ведут к возникновению конфликтов между ними (ст. 2 Модельного закона о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях (объединениях).
По мнению А.Б. Бельянской, не может рассматриваться как разжигание социальной розни: включение в уставы и документы положений о защите идей социальной справедливости; деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости .
В любом случае, неисполнение и ненадлежащее исполнение педагогическими работниками возложенных на них обязанностей влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Научно-педагогические работники системы высшего и дополнительного профессионального образования — это профессорскопреподавательский состав и научные работники. Такое деление обусловлено тем, что данные организации, наряду с образовательной, выполняют и научно-исследовательскую функцию. В их структуре могут создавать научные отделы, лаборатории, целые научные институты. Научные работники данных структурных подразделений, хотя и трудятся в образовательной организации, как правило, не принимают участия непосредственно в образовательном процессе.
К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. К научным работникам — должности главного научного сотрудника, главного гос- [9]
ударственного эксперта по интеллектуальной собственности, ведущего научного сотрудника, ведущего государственного эксперта по интеллектуальной собственности, старшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности I категории, научного сотрудника, младшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности II категории, государственного эксперта по интеллектуальной собственности.
Аттестация научных работников образовательных организаций проводится на основании Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утв. приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.
При проведении аттестации для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям, а также оценки профессиональной деятельности должны объективно оцениваться:
- результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий;
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
- личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
- участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.
Аттестации не подлежат:
- работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Научные работники образовательных организаций имеют право в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет образовательной организации; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации; пользоваться бесплатно ресурсами образовательной организации: услугами библиотек, информационных фондов, учебных, научных и других структурных подразделений.
Научно-педагогические работники призваны участвовать в воспитательном процессе, поскольку трудятся в образовательной организации, они также. В связи с этим Закон наделяет их обязанностями формиро
вать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Как видно, действующее законодательство достаточно подробно регламентирует правовой статус педагогических работников, устанавливает для них широкий круг прав и обязанностей.
Права и обязанности педагогических работников определенным образом корреспондируют правам и обязанностям обучающихся, так как призваны составлять с ними единое целое, завершенную систему, которая в конечном итоге ориентирована на полноценную реализацию конституционного права на образование.
Практическая реализация прав педагогических работников в современных условиях сталкивается с рядом сложностей, многие из которых вызваны направлением реформирования системы образования.
Бюрократизация системы образования приводит к значительному увеличению разного рода отчетности, заполнение которой отнимает у педагогических работников массу времени и сил, что негативно сказывается на процессе обучения. Значительное сокращение отчетности в системе образования представляется важной и неотложной задачей.
Для исключения требований к учителям о составлении отчетной документации рекомендуется:
систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами следующую информацию о результативности учителей за последние пять лет, уже имеющуюся в электронном виде: итоги мониторингов, проводимых организацией (например, на основании электронного журнала); итоги мониторинга системы образования, проводимого в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, установленными постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (с указанием учителей соответствующих классов); результаты всероссийской олимпиады школьников (в том числе ее школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов — в разрезе субъекта РФ и с указанием учителей, ответственных за подготовку соответствующих обучающихся); информационные карты участников конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, Всероссийского конкурса «Учитель года России», включая все его этапы, а также конкурсов и грантов, учредителем которых является соответствующий орган исполнительной власти;
составить и обновлять электронный список адресов официальных сайтов организаций в сети Интернет для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами сведений, размещенных на страницах аттестуемых учителей;
исключить практику запросов от учителей каких-либо документов, материалов и информации, кроме заявлений о проведении аттестации (т.е. без представления к ним печатных и (или) электронных приложений);
отменить сбор портфолио, включая представление: отчетности о результатах профессиональной деятельности; копий документов и справок; отзывов, рекомендаций и заключений третьих лиц, в том числе руководителей организаций; анкет и карт самоанализа; видеозаписей, конспектов, технологических и диагностических карт уроков; иных документов и материалов, подтверждающих достигнутую результативность в работе;
руководителям организаций обеспечивать по желанию учителей размещение о них информации на официальных сайтах организаций в сети Интернет с приложением сканированных копий документов, подтверждающих достигнутую результативность в работе, и гиперссылками на личные интернет-ресурсы учителей (при их наличии) (Инструкция для реализации региональных мероприятий по сокращению и (или) отмене отчетности учителей (письмо Минобрнауки России № НТ-664/08, Общероссийского профсоюза образования № 269 от 16.05.2016))[10].
Актуальной остается вопрос о заработанной плате педагогических работников. Выполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» о повышении среднего заработка педагогических работников нередко сопряжено с увеличением педагогической нагрузки и сокращением штатных единиц, что соответствует одному из положений Указа о «повышении заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций». Увеличение количества учебных часов негативно влияет на реализацию педагогами своего права на самообразование, повышение квалификации и общего культурного уровня.
Поскольку в соответствии со ст. 333 ТК РФ в трудовых договорах педагогических работников оговаривается их учебная нагрузка, то трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) педагогических работников, в том числе замещающих должности профессорско-преподавательского состава, должны содержать указания на объем их фактической учебной нагрузки.
При этом следует помнить о том, что оплата труда преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава осуществляется не на основе ставок заработной платы, установленных за норму часов учебной (преподавательской) работы, а на основе должностных окладов, размеры которых не изменяются в зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки с учетом верхнего предела учебной нагрузки, устанавливаемого по структурным подразделениям и должностям профессорско-преподавательского состава.
Любое изменение объема учебной нагрузки, от которого напрямую зависит размер заработной платы педагогических работников, является изменением условий трудового договора, которое может осуществляться только по основаниям и в порядке, предусмотренным приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку за-
работной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» , а именно:
- с письменного согласия педагогического работника, когда изменение учебной нагрузки происходит в сторону ее снижения или увеличения;
- по инициативе работодателя, когда изменение учебной нагрузки происходит в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов) (письмо Общероссийского Профсоюза образования от 14.01.2016 № 10 «О направлении комментария к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год»)[11] [12].
Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012— 2018 гг.[13], предусматривающая в качестве одного из механизмов стимулирования работников бюджетной сферы к повышению качества оказания услуг введение так называемого эффективного контракта.
Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Учитывая, что в соответствии с ТК РФ единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор, введение эффективного контракта подразумевает совершенствование трудовых отношений именно в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Трудовые договоры не могут сдержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, утверждена распоряжением Правительства России от 26.11.2012 № 2190-р.
В качестве наиболее острой проблемы в научной литературе и на практике отмечают необоснованную дифференциацию между заработной платой руководителей и работников образовательных организаций, которая в ряде случаев характеризуется десятикратными числами.
В настоящее время перед учреждениями бюджетной сферы поставлен целый комплекс целей и задач:
- развитие кадрового потенциала работников учреждений;
- сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ;
- совершенствование систем оплаты труда учреждений, ориентированное на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- установление и (или) совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
- обеспечение дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, в том числе устранение необоснованной дифференциации в оплате труда руководителей и работников учреждений;
- создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
Особое внимание руководители учреждений должны уделить экономическому и правовому анализу существующих в учреждении систем стимулирующих (поощрительных) выплат с целью отмены стимулирующих (поощрительных) выплат, установленных без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников. При этом руководителям учреждений необходимо учитывать, что все подобные действия должны проводиться в строгом соответствии с действующим трудовым законодательством, а именно чтобы исключить из системы оплаты труда предусмотренную ею стимулирующую (поощрительную) выплату, потребуется:
- внести изменения в коллективный договор и (или) локальные акты в порядке, предусмотренном ст. 135 ТК РФ;
- заключить с работниками соглашения об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ), а в случае отказа — обеспечить проведение процедуры изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).
Таким образом, разработанные (усовершенствованные) в ходе второго этапа реформы системы оплаты труда не только должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, но и настроены на развитие соответствующих отраслей, повышение качества оказываемых услуг, обеспечение надлежащего уровня оплаты труда работников результатами труда.
Важно отметить, что разработка новых (изменение действующих) систем оплаты труда должна, во-первых, обеспечить дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, во-вторых, поставить оплату труда в государственных и муниципальных учреждениях в прямую зависимость от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также от эффективности деятельности работников по установленным им критериям и показателям.
Основу любой корпоративной системы оплаты труда, в том числе в государственных (муниципальных) учреждениях, составляет вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), которое имеет форму оклада (должностного оклада) или тарифной ставки.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135, 144 ТК РФ). При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников[14].
В случае ограничения прав и свобод участников образовательных отношений каждый из них, в том числе педагогические работники, вправе защищать себя любыми способами и средствами, не запрещенными законодательством.
Защита прав и интересов участников отношений в сфере образования определена в качестве одной из целей правового регулирования отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ).
Российское законодательство предусматривает разнообразные способы (формы) защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов:
- лично гражданином и (или) его представителями;
- путем обращения в государственные и муниципальные органы, к должностным лицам;
- во время осуществления прокурорского надзора;
- во время проведения профилактических мер правоохранительных органов;
- путем обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному по правам ребенка в субъектах РФ или Уполномоченному по правам участников образовательного процесса в образовательной организации;
- путем обращения в общественные организации, в том числе профсоюзы;
- путем обращения в суд;
- путем обращения международные органы и организации.
Обучающиеся могут обращаться в специальные органы и (или)
учреждения по делам несовершеннолетних, а именно:
- в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- органы управления образованием и образовательные организации;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы опеки и попечительства.
Возрастных ограничений для защиты нарушенных прав и свобод ребенка не установлено, за одним исключением: при нарушении прав и законных интересов ребенка, при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в суд по достижении возраста 14 лет (ст. 56 СК РФ).
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).
[1] Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н установлено, что с 1 января 2017 г. работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда будет применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.
[2] URL : http://www.afaf.org.uk
[3] Приказ МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» // Рос. газ. 2012. № 2. 11 янв.
[4] Апелляционное определение Пензенского областного суда от 15.03.2016 по делу № 33-723/2016.
[5] Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715; Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377; Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
[6] URL : http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37 176
1 Вестник образования России. 2014. № 21.
[8] Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» / под ред. А.Н. Козырина.
178
[9] Бельянская А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
180
[10] Администратор образования. 2016. № 13.
[11] URL : http://www.pravo.gov.ru
[12] Официальные документы в образовании. 2016. № 7.
[13] Собрание законодательства РФ. 2012. № 49. Ст. 6909. 184
[14] Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт : монография / И.Я. Белицкая, Д.Л. Кузнецов, Ю.П. Орловский [и др.] ; отв. ред. Ю.П. Орловский. М. : Контракт, 2015.
186
|