В процессе действия и выполнения международного договора государства могут внести в него поправки и изменения[1]. Предложение о поправке должно рассматриваться и согласовываться участниками договора. Поправки могут быть предусмотрены в самом договоре. Поправки делаются в процессе переговоров, и участниками заключается соглашение о внесении поправок в договор[2]. Например, на 48-й сессии Международной китобойной комиссии были внесены поправки в Приложение к Международной конвенции по урегулированию китобойного промысла от 2 декабря 1946 г. Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. были одобрены эти поправки. Правительство РФ поручило Министерству иностранных дел РФ уведомить Секретариат Международной китобойной комиссии о согласии Правительства РФ с указанными поправками. 27 августа 2005 г. вышло Постановление Правительства РФ № 539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»: «4. запретить ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации продукции, содержащей озоноразрушающие вещества». 2 июля 2008 г. Государственной Думой ФС РФ принят Федеральный закон № 130-ФЗ «О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала». Поправка принята на Конференции по рассмотрению и принятию поправок к Конвенции в г. Вене 8 июля 2005 г. Или другой пример: к Уставу ООН после 1945 г. Генеральной
Ассамблеей ООН были приняты поправки к ст. 23 (об увеличении числа членов Совета Безопасности ООН), 27 (о решении Совета Безопасности ООН по процедурным вопросам), 61 (об увеличении числа членов ЭКОСОС). А если государство является участником договора, но не стало участником соглашения о внесении поправок в договор? Такое государство не связано с соглашением о внесении поправок. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств, которые ее приняли, а для других государств — участников договора остаются обязательными положения договора и любые предшествующие поправки, которые были ими приняты.
Изменения, как правило, касаются многостороннего договора. Поправки охватывают изменения отдельных статей договора. Они не вызывают коренного изменения содержания международного договора[3]. Большинство многосторонних договоров содержит специальные статьи о порядке внесения в них поправок. Например, ст. 50 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. говорит: «Любое государствоучастник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций». Генеральный секретарь ООН затем препровождает представленную поправку государ- ствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников в целях рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Два или несколько участников договора могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоотношениях между собой. Но это возможно, если изменение предусматривается самим договором и если оно не влияет на выполнение прав и обязанностей другими участниками. Далее, изменение не должно противоречить объекту и целям договора. И последнее, необходимо уведомить других участников о намерении заключить соглашение об изменении договора.
Прекращение и приостановление международных договоров. Прекращение предусмотрено в самом договоре или осуществляется по соглашению его участников. Обычно термин «прекращение» называется тогда, когда договор утрачивает юридическую силу в отношении всех его участников. Если такое прекращение касается какого-либо одного или нескольких участников многостороннего договора, то это означает выход из договора.
В Венских конвенциях 1969 и 1986 гг. (ст. 54, 56, 59—62, 64) и в текстах конкретных международных договоров устанавливаются основания прекращения международных договоров (их иногда называют способами).
Внутренние основания (т.е. предусмотренные в самом договоре):
истечение срока действия;
исполнение;
денонсация;
наступление предусмотренного в договоре условия.
Внешние основания (не предусмотренные в договоре):
по общему согласию участников договора;
в результате правопреемства;
война;
подразумеваемое право на денонсацию;
нарушение договора;
последующая невозможность исполнения;
коренное изменение обстоятельств;
заключение последующего договора по одному и тому же вопросу[4];
возникновение новой императивной нормы (jus cogens) международного права;
аннулирование;
исчезновение субъектов договора;
гибель договорного объекта;
наступление отменительного условия.
Некоторые из перечисленных оснований называют волевыми (денонсация) и автоматическими (истечение срока).
Рассмотрим отдельные основания, при объяснении которых возникают определенные трудности.
Денонсация (букв. уведомление) — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, т.е. когда одна сторона уведомляет другую о прекращении договора. Денонсация осуществляется в порядке и сроки, обусловленные в таком договоре, т.е. денонсация предусмотрена в самом договоре. Сторона, заявившая о прекращении договора или выходе из него, должна заблаговременно уведомить других участников прекратить действие договора или выйти из него. Например, в многосторонних договорах (конвенциях) имеется статья следующего содержания: каждое государствоучастник может денонсировать настоящий договор (конвенцию) путем письменного уведомления о том Генерального секретаря ООН. Денонсация вступает в силу через один год со дня получения уведомления об этом Генеральным секретарем ООН. Такая денонсация имеет силу только для государств, заявивших о денонсации[5].
В двусторонних договорах, как правило, записано, что одна из сторон может заявить о своем намерении прекратить действие договора путем извещения в письменной форме за шесть месяцев до истечения соответствующего срока.
Подразумеваемое право на денонсацию. Некоторые договоры запрещают денонсацию, а в других она не упоминается, как и есть договоры, по которым заявление о денонсации делается в любое время. Подразумеваемое право на денонсацию означает, что договор не содержит положений о его прекращении, денонсации или выходе, но он может быть денонсирован одной из сторон. Здесь необходимы следующие условия: намерение участников договора и характер договора. В практике к таким договорам относят договоры об аренде и о союзах.
Нарушение договора. Если нарушается двусторонний договор, то основанием его прекращения является аннулирование (букв. уничтожить) другой стороной.
Ответом на нарушение многостороннего договора является коллективная акция. Это дает право другим участникам — по соглашению — приостановить действие договора в целом или в части или прекратить его в отношениях между собой и государством, нарушившим договор, либо в отношениях между всеми участниками (ст. 60 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.).
Возможна так называемая индивидуальная акция потерпевшего (пострадавшего) государства — участника договора. Это государство может приостановить действие договора в целом или в части между ним и государством, нарушившим договор. Следует обратить внимание на приостановление действия договора, а в целом договор действует для потерпевшего государства, между ним и всеми участниками.
В Венских конвенциях 1969 и 1986 гг. говорится о существенном нарушении договора, а именно: а) о таком отказе от договора, который не допускается нормами права договоров; б) о нарушении положений, имеющих существенное значение для осуществления объекта и целей договора.
Аннулирование возможно в связи с заключением неправомерных договоров, что имело место в практике Французской революции 1789 г. и Октябрьской революции 1917 г.
В связи с прекращением договора установлены правила процедуры: 1) государство должно в письменной форме направить уведомление о прекращении договора; 2) если в течение трех месяцев ни один участник не возразит о прекращении, то договор (многосторонний) прекращается для государства, заявившего о прекращении; 3) если есть возражения участников, то принимаются меры по урегулированию спора мирными средствами; 4) если это спор юридического характера, то он может быть передан в международные судебные и арбитражные учреждения в течение 12 месяцев.
Коренное изменение обстоятельств. Часто это основание называют латинской фразеологией rebus sic stantibus, что переводится как «пока обстоя - тельства не изменены» или «неизменность обстоятельств». Или, иначе, это формула, обосновывающая возможность отказа от договора при изменении обстоятельств. Обычно исходят из следующего положения: договоры действуют и обязательны до тех пор, пока обстоятельства остаются неизменными, т.е. пока остается так, как было. До поры до времени все шло нормально, оставалось так, как было, и вдруг возникло коренное и непредвиденное обстоятельство. Тогда одна из сторон делает заявление о том, что возникло коренное и непредвиденное обстоятельство и надо выйти из договора. Государство заявляет оговорку о коренном изменении обстоятельств. Некоторые юристы-международники считают, что это удобный способ уклониться от выполнения обязательств. Ведь можно всегда сказать, что договор менее подходящий и невыгодный[6] [7]. И «за бортом» могут оказаться такие принципы, как добросовестное выполнение обязательств и «договоры должны соблюдаться».
Но какие это могут быть обстоятельства, а с другой стороны, какие не могут быть? Можно назвать те или иные коренные обстоятельства, но все они могут быть под вопросом: например, смена правительства,
война, революция, высшие интересы, изменение международно-пра-
2
вового статуса одной из сторон или новое независимое государство, которое отказывается от договоров колониального периода (договоров государства-метрополии)[8].
В международных договорах закрепляется такая формула: каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из договора, если она решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. В Федеральном законе «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» в ст. 4 названы четыре таких обстоятельства, например: существенное нарушение США обязательства, способное привести к возникновению угрозы национальной безопасности Российской Федерации; развертывание США, другим государством или группой государств систем противоракетной обороны, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил Российской Федерации.
Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не признали оговорку о коренном изменении обстоятельств. Это относится и к заключению международного договора. Венские конвенции установили, что на коренное изменение обстоятельств, существовавших при заключении договора, которое не предвиделось участниками, нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него (ст. 62).
Вместе с тем Венские конвенции 1969 и 1986 гг. делают исключение, а именно на коренное изменение обстоятельств можно ссылаться, если: а) наличие таких обстоятельств составляет существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; б) последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору (ст. 62). Таким образом, если коренное непредвиденное сторонами изменение обстоятельств лишает договор внутренней основы, придает ему другую направленность, то его дальнейшее выполнение теряет смысл, и в этом случае необходимость прекращения договора или выхода из него становится очевидной[9]. Венская конвенция 1969 г. запрещает применять clausula rebus sic stantibus в отношении договоров, устанавливающих государственную границу. Также государство не вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств, если обстоятельство создано им умышленно с целью прекращения договора. Далее, на это правило не вправе ссылаться государство-агрессор, чтобы освободиться от выполнения обстоятельств, устанавливающих его ответственность за агрессию.
Иногда в практике межгосударственных отношений возникает такое основание, как эстоппель (от англ. estop — лишать права возражения). Лицо утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в обоснование своих притязаний или прекращение международного договора.
Приостановление международного договора. Договор может приостанавливаться в соответствии с его положениями и с согласия его участников.
Может быть временный перерыв в действии договора, например во время войны, затем договор возобновляется. Возможно приостановление договора вследствие его нарушения, невозможности его исполнения или возникшего коренного изменения обстоятельств. В июле 2007 г. вышел Указ Президента РФ № 872 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»: Договор приостановлен «в связи с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г., затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер».
Многосторонний договор может приостанавливать свое действие по соглашению только между некоторыми его участниками, но при условии, что это приостановление не запрещается договором, не влияет на права других участников и не является несовместимым с объектом и целями договора (ст. 58 Венской конвенции 1969 г.).
[1] Иначе называется ревизия договора. Но Венская конвенция 1969 г. не содержит этого термина, закрепив возможности поправок и изменений (ст. 39—41).
[2] Поправки могут касаться отдельных слов и даже пунктуации (например, тексты поправок к Чикагской конвенции: в конце ст. 45 Конвенции точка заменяется запятой; в ст. 48(а) слово «ежегодно» заменяется выражением «не реже одного раза в три года»).
[3] См.: Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров: Комментарий. С. 106, 111.
[4] В ходе переговоров о Договоре между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 г. стороны условились о том, что с вступлением в силу нового договора прекратит свое действие Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г.
[5] См. особенности денонсации в Женевских конвенциях 1949 г. и в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.: эти акты могут быть денонсированы, но с оговоркой, что денонсация не имеет силы в то время, когда денонсирующая держава участвует в вооруженном конфликте; ст. 65 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию только по истечении пяти лет с того момента, когда она становится участником Конвенции...»
[6] См.: Де Аречага Э.Х. Указ. соч. С. 113.
[7] См. также: Курс международного права. В 7 т. Т. 4: Отрасли международного права / Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин и др.; отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тун- кин. М.: Наука, 1990. С. 79.
стинктивно не приемлют хитрости этого правового змия, каким является клаузула rebus sic stantibus» Де Аречага Э.Х. Указ. соч. С. 114); «Положение rebus sic stantibus - это юридическая ширма, используемая государствами, которые хотят денонсировать в одностороннем порядке мешающий им устаревший договор, но не находят повода для этого в его тексте» (ВудДж., СерреЖ. Дипломатический церемониал и протокол. М., 2003. С. 277).
[9] См.: Тиунов О.И. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств и доктрина rebus sic stantibus // Советский ежегодник международного права. 1978. М., 1980. С. 107.
|