Согласно ст. 17 Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативноразыскную деятельность, могут заключать контракты с гражданами, которые добровольно изъявляют желание оказывать тайное, негласное содействие правоохранительным органам.
Оперативно-разыскной контракт - это основанный на нормах оперативно-разыскного законодательства документально оформленный договор, заключенный в интересах борьбы с преступностью по итогам добровольного согласования воли двух субъектов ОРД, устанавливающий права и обязанности сторон по решению задач ОРД и влекущий определенные юридические значимые последствия для них.
Условия заключения контракта:
достижение лицом совершеннолетия;
б) дееспособность лица (независимо от пола, национальности, гражданства, имущественного, социального и должностного положения, образования, отношение к религии, политических убеждений и принадлежности к общественным объединениям).
Дееспособность физического лица - это способность приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные поступки. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин получает такие права и обязанности в 18 лет. Конкретно виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяется закрытыми ведомственными нормативными актами субъектов ОРД. Отметим лишь, в контракте оговариваются цель привлечения к сотрудничеству, разведывательные способности (т.е. на какие криминальные группы может иметь «выход»), условия конспирации, сумма и характер вознаграждения конфиденту, социальная, правовая защита и иные специальные условия, а также права и обязанности сторон как в любом юридическом договоре. Срок контракта определяется с учетом желания сторон и естественно возможности и способности лица оказывать конфиденциальное содействие субъекту, осуществляющего ОРД. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например, при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении ОРМ на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.
В соответствии с ч.3 ст.17 Закона об ОРД субъектам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается использовать по контракту содействие депутатов, прокуроров, судей, адвокатов, священнослужителей, полномоченных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Содержание и буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что содействие вышеуказанных лиц запрещено только по контракту (о ведении «дружеской» беседы между оперативником и священнослужителем ничего не сказано, а значит не запрещено). Ничего не сказано в законе о сотрудниках прокуратуры (кроме прокурора), например, следователей.[1]
[1] См. подробнее: Федоров А.В. Возможность и особенности проведения оперативно-разыскной деятельности в отношении отдельных категорий граждан, обладающих неприкосновенностью // Проблемы формирования уголовно-розыскного права (актуальные вопросы правового регулирования оперативно-разыскной, контрразведывательной, частной сыскной, уголовно-процессуальной и уголовно исполнительной деятельности): Вневедомственный сборник научных работ / Под общ. ред. А.Ю. Шумилова. Вып. I. - М., 1998. - С. 55-61.
|