Четверг, 28.11.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Морально-нравственный аспект содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность

«История человечества показывает, что с появлением государства возникает потребность в специальных методах, обеспечивающих безопасность государства и общества, к каковым относятся и использование тайного содействия отдельных лиц»[1]. Вопрос, который не всегда озвучивается, но всегда подразумевается: «а нравственно ли сообщать субъектам, осуществляющим ОРД, о лицах, занимающихся преступной деятельностью?» Тем более если говорить о русском человеке и его менталитете, то следует заметить, «в России укоренилось мнение, что скрывать от властей лихих людей, сочувствовать и помогать преследуемым - благо... »[2]. И как замечает в своей книге «Броня генетической памяти» Т.Л. Миронова, «Народ русский вообще отличался высокой нравственностью. Небольшой процент составляли политические дела: в укрывательстве беглых.»[3]. Обратите внимание, что мы сталкиваемся с противоречием между целями ОРД (ст.1 ФЗ об ОРД) и способами их достижения; противоречие между частным и публичным (т.е. цель «защитить», «спасти» - благая цель, по мнению общества, но сделать это можно только при помощи самого же общества, если оно будет помогать изобличать преступников, вот тут многие члены общества оказывать содействие в данном вопросе считают для себя чем-то порочным). Ведь в большинстве случаев «Агент в понимании публики - шпион, тот, кто что-то «вынюхивает» и что-то сообщает. Что тут сказать? Кто «вынюхивает» и сообщает, скорее доносчик. Но замечу, доносчик и агент - разные понятия. Агент - это и тот, кто охотиться за информацией, и тот, кто действует в интересах кого-либо, тот, кто уполномочен выполнять поручения особого рода.»[4].

 

Во-первых, сам преступный мир навязал гражданам, что сотрудничать с правоохранительными органами - это «плохо» с целью облегчить себе успешной криминальное будущее.

Во-вторых, поскольку ОРД - это вид государственной деятельности, она призвана обеспечивать реализацию не нравственности и права, а права и морали. Мораль есть феномен порожденный идеологией, в нашем случае, идеологией государственной деятельности, такой как ОРД. Мораль более согласуется с понятием закона, имеющим в большинстве своем метод правового регулирования, как императивный, так и диспозитивный. Соответственно, именно мораль в отличие от нравственности защищает от наиболее опасных деяний (преступлений). Поэтому нравственность - это все-таки «внутренне психические нормы человека», а мораль - «системно-идеологические».

В-третьих, выдающийся советский учёный-юрист, криминолог, профессор И.И. Карпец, указывая на необходимость агентурной работы, защищая ее от огульной критики, отмечал: «Думаю, что когда громко кричат о “позоре” как в адрес самой работы, так и агентов, - это ханжество. Когда “осуждающие молчат” - тоже. Ибо стараясь быть святее Римского Папы, понимают в душе, что все-таки без этого в борьбе с преступностью не обойтись. Полагаю, что реально мыслящий человек смирится с ее необходимостью, понимая, что польза от такой работы очевидна... Примем ее как данность социальной жизни. А проводить ее в жизнь тем, кому выпадет эта участь, надо так, чтобы свести к минимуму ее негативные последствия и вынести максимум пользы для людей»[5].

В-четвертых, долгое время отсутствие «открытой» информации для граждан о сущности оперативно-разыскной деятельности безусловно нанесли существенный вред для понимания гражданами необходимости ОРД.

И, в-пятых, мы глубоко убеждены в том, что всегда нравственность поступка зависит от того, кто этот поступок осуществляет. Если субъект, осуществляющий ОРД, человек нравственный, он четко понимает и соотносит свои представления о добре и зле, чести, долге совести с представлениями общества, то и граждане, оказывающие содействия, будут себя чувствовать уверенно, осознавать, что занимаются полезной деятельностью, и от них порой очень часто зависит предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Если же человек безнравственный, что бы он не делал, вся его деятельность будет осознаваться безнравственной. Он даже будет безнравственно убирать снег, забивать гвозди в стену, лечить людей, учить людей, кормить людей, все будет осознаваться обществом как нечто неприятное и вызывать отторжение. Поэтому еще раз, говоря о нравственности в ОРД, следует указать, что она «...определяется нравственностью субъекта. А коли так, гарантии нравственности ОРД - на выходе, на отборе оперативных работни-

 

ков. В медицину надлежит отбирать по наличию у абитуриента чувства милосердия, в оперативники - по наличию чувства справедливости»[6].

Нужно заканчивать вести дискуссии о соответствии между ОРД и моральными и нравственными критериями. Гражданин должен считать своим долгом сообщить в правоохранительные органы имеющиеся у него сведения о совершенном, готовящемся или совершаемом преступлении. Бывший директор ЦРУ А. Даллес указывал, что негласная работа является по своему содержанию нравственной[7].

Всегда нужно сопоставлять между собой цели и средства достижения задач, стоящих перед ОРД. «... Средство должно быть необходимым для решения стоящей задачи и не должно принижать нравственный характер цели, более высокой по сравнению с той, которая соответствует решаемой задаче, т.е. средство должно быть достаточным для достижения поставленной це- ли»[8].

Нужно помнить всегда о «человеческих», добрых отношениях между гражданином и субъектом, осуществляющим ОРД, которые необходимо развивать, так как эти отношения являются залогом, гарантией дальнейших взаимоотношений. «То, что касается отношения между сотрудниками оперативных подразделений и гражданами, оказывающими им содействие, следует сказать, что сыскные службы агента должны беречь и лелеять, ибо он основа сыска в любом обществе»[9].

 

[1] Федоров А.В., Шахматов А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. - С.8.

[2] Середнев В.А. Тактика приобретения агентурного аппарата субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Научный аспект. - 2013. - №1. - Самара: Изд-во оОо «Аспект», 2013. - С. 49.

[3] Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. - М.: Алгоритм, 2014. - С. 130131.

[4] Макаревич Э.В. Секретная агентура / Э.Ф. Макаревич. - М.: Алгоритм, 2007. - С.5.

[5] Карпец И.И. Сыск (записки начальника уголовного розыска). - М.,1994. - С. 84.

31

[6] Попов В.Л.. Куликов А.В. Специфические черты нравственной сущности ОРД// Законность, оперативно-разыскная деятельность и уголовный процесс. - С. 68.

[7] См.: Даллес А. Искусство разведки. - М., 1992. - С.11.

[8] См.: Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2000. - С. 219-220.

[9] Середнев В.А. Нравственные основы оперативно-разыскной деятельности, их связь с принципом уважения и достоинства прав и свобод человека и гражданина, как одно из условий допустимости доказательств // Научный аспект. - 2012. - №4. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. - Т.1. - С.32.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.06.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%