По нашему убеждению является большой ошибкой как в теории, так затем при реализации принципов ОРД на практике отсутствие разделения мо-
рально-этических принципов на нравственные и моральные. Данное разделение является одним из важных моментов, для понимания необходимости оказания гражданами содействия оперативным подразделениям, т.к. мораль и нравственность - это совершенно разные философские категории. Хотя мы согласны с тем, что «все принципы современной ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных, основных и не основных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления
70
одного принципа другому» .
Например, в юридической литературе нравственность рассматривается как «правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением»[1] [2]. Да, мы не будем спорить, что сфера нравственности в разных частях земного шара, основанная на опыте человеческой мысли, имеет одно и то же содержание. Если посмотреть «неписанные законы» (Веды, Библия, Коран, Тора), то и в этих книгах нравственность толкуется практически одинаково, с незначительными отличиями. Нравственность сама по себе представляет внутреннее природное содержание человека, она выражает интересы всего человечества (базисные понятия: добро и зло, справедливость, совесть, честность). Мораль же имеет определенную направленность по отношению к какой-либо системе (например, системе ОРД). Поэтому мораль в отличие от нравственности всегда порождена идеологией и имеет социально-групповой характер (например, воровская мораль, расовая мораль, мораль партии и т.д.). Именно поэтому, например, социальная группа пришедшая к власти, всегда пытается преобразовать мораль в законы, которые обретают юридическое оформление. И одно из самых значимых отличий нравственности от морали в том, что «в системе морали имеется главное соотношение “свой-чужой”. Для нравственности же вообще нет “чужих”, а есть лишь более грешные и менее, но все одинаковые “свои”. Принцип “свой-чужой” каждая система морали заимствует у порождающей идеологии, и им обеим - идеологии и морали - свойственны проявления бдительной враждебности к “чужим”».[3]
Мораль предостерегает от наиболее опасного поведения, поэтому она в большей степени согласуется с понятием закон. Сфера же нравственности всегда менее формализована и нормативна. Поэтому мораль мы должны рассматривать как совокупность определенных норм и требований определенной системы, устанавливаемых для индивида, а нравственность - как совокупность внутренних этических свойств, которые индивид в виде требований обращает к себе. Именно поэтому нравственность требует от человека непосредственно внутрипсихических норм, а мораль опосредованно, коммуникативно, через нормы идеологии той или иной системы. «Следовательно, каждая система морали проявляется в сочетании “идеология - мораль - спецорганы”, а нравственность - в сочетании “природа человека - нравственность -
,, 73
жизнь » .
Если мы рассмотрим структуру принципов ОРД (ст.3 ФЗ об ОРД) в сегодняшнем виде, то по нашему мнению они явно не соответствуют структуре деления морально-этических принципов на принципы морали и принципы нравственности. Мы не будем затрагивать блок правовых принципов, так как считаем, что они соответствуют своему предназначению. Рассмотрим организационные принципы и морально-этические и определим в них несоответствие сущности идеи ОРД. Оценивая сущность ОРД с точки зрения нравственности, нам неизбежно приходится столкнуться с этическими оценками этой деятельности и убедить себя и других о дозволенности либо недопустимости определенных способов решения частных задач в сфере ОРД.
В содержании организационных принципов находится «принцип привлечения конфидентов». Считается, что организационные принципы - это те, которые выработаны оперативно-разыскной практикой. И тут сразу приходит мысль: а могла ли состояться ОРД как таковая, если бы не имела для реализации задач своей деятельности подсобный аппарат (лиц, оказывающих конфиденциальное содействие)? И была ли возможна какая-либо оперативноразыскная практика без данных сил в лице конфиденциальных источников? Ответ очевиден: без конфидентов не было бы ОРД. Была бы может какая- либо другая, административная, процессуальная, но явно не оперативно- разыскная деятельность. Поэтому не может «принцип привлечения конфидентов» относится к организационным принципам. Можно ли отнести данный принцип к нравственным принципам, свойства которых мы описывали выше (мы считаем необходимым дифференцировать: нравственные принципы и принципы морали), то же вряд ли.
Если мы обратимся к истории, то «следует отметить, что в России укоренилось мнение, что скрывать от властей лихих людей, сочувствовать и помогать преследуемым - благо. Поэтому информирующий государственные органы о таких лицах в понимании значительной части наших соотечественников [4] был доносчик, неприятный, порочный, ущербный человек...»[5] [6]. Примерно то же самое пишет в своей книге «Броня генетической памяти» Т.Л. Миронова: «В судопроизводстве и в деловой жизни Руси известно такое понятие, как круговая порука - коллективная ответственность, когда все за одного, когда выручали своих из беды, пуская шапку по кругу в помощь бедствующему, или вме-
75
сте выкупали виновного сородича.» .
Более того, говоря о русском народе, следует указать, что: «. народ не может исполнять противное его природе, то, что не соответствует русскому национальному духу и мировоззрению, складывавшему веками. Древнейшие русские юридические постановления и вся их внешняя обрядовая сторона складывалась из коренных народных представлений»[7]. Статья же 15 ФЗ об ОРД «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» указывает на то, что данные органы имеют право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества на конфиденциальной основе с гражданами. Таким образом, имеется норма, порожденная системой ОРД, где имеется моральная составляющая, которая несет свои базисные понятия. «Данный вид специфической деятельности уполномоченных государственных органов является ярким подтверждением проявления противоречия между правом и моралью, когда многие ОРМ.и использование негласного содействия граждан могут осуждаться населением с нравственных пози- ций.»[8]. Хотя мы считаем в данном тезисе И.А. Климову, конечно, нужно было написать: «.противоречия между правом и нравственностью.».
Мы убеждены, что нравственные поведенческие эталоны, взгляды и убеждения не предусматривают в обществе оказание конфиденциального содействия субъектам, осуществляющим ОРД[9]. «Народ русский вообще отличался высокой нравственностью.»[10]. Более того, «системный анализ факторов, лежащий в основе выработки решения о привлечении лиц к негласному сотрудничеству, и последующая работа с ним предъявляют серьезные требования к самим сотрудникам. Это, прежде всего, компетентность, высокий профессионализм, правовая культура и правосознание. Среди черт, необходимых для специфической оперативно-разыскной работы, особо следует отметить: честность, добросовестность и объективность, способность внушать людям доверие, общительность, тактичность, готовность брать на себя ответственность, хорошее знание особенностей преступного мира, умение вести доверительные беседы, авторитет и уважение не только среди своих коллег, но и лиц криминального окружения»[11]. По этим причинам «принцип привлечения конфидентов» считаем необходимым отнести к моральным принципам ОРД, которые должны быть вычленены из морально-этических в отдельное звено.
Правила, заложенные в принципах морали, всегда подчинены требованиям взаимной выгоды членов группы и могут опираться на элементарные принципы и понятия нравственности, но трактуются своеобразно, и соблюдать их положено лишь в своей среде, т.к. они на период «общего дела» сплачивают группу. В связи с этим считаем необходимым в принципы морали ОРД внести такой принцип, как «принцип преданности идеям оперативно-разыскной деятельности». Основным критерием соблюдения данного принципа является служение интересам ОРД, исключающее мздоимство и «двурушничество», принесение в жертву личных и семейных интересов для решения задач ОРД.
Мы также считаем, что нравственность прямым образом связана с психическим механизмом самооценки и самоконтроля, а также с внутренним судилищем человека с позиции добра и зла, - совестью человека. Поэтому, чтобы исключить идентификацию морали и нравственности и устранение воздействия механизма морали на нравственность, считаем необходимым в принципы нравственности включить «принцип совести».
Принцип совести является, во-первых, важнейшим регулятором действий оперативного сотрудника в его деятельности и внутреннего его долга перед обществом в борьбе с преступностью. Во-вторых, поскольку совесть всегда преломляется и формируется через такой феномен, как стыд, являющийся неприятным переживанием человека в связи с восприятием эмоциональновыражаемой отрицательной оценки обществом совершенного им действия, то в этом случае лицо становится способно оценивать свои действия и направлять их в русло принятых в обществе нравственных критериев. И еще думается, что поскольку совесть человека - это взгляд человека изнутри на себя с позиции долга, чести, совести, добра и зла, то именно совесть служит «лекарством» от дурного поступка, от некой «агрессии» в отношении объектов ОРД, появляющейся у оперативного сотрудника в результате «профессиональной деформации».
Более того, совесть человека - куда более эффективное средство достижения результата, чем даже внешний авторитет (например, закон). На это указывал еще Эрих Фромм, который являлся специалистом в сфере психоанализа и этики. «При формировании совести такие авторитеты, как родители, церковь, государство, общественное мнение осознано или бессознательно рассматриваются как этические и моральные законодатели... Законы и санкции внешнего авторитета становятся частью человека, и вместо того чтобы чувствовать ответственность перед чем-то внешним, человек чувствует ответственность перед чем-то внутренним - собственной совестью. Совесть куда более эффективный регулятор поведения, чем страх перед внешней властью.»[12]. Именно совесть - механизм, который являет собой внутренний спор двух мыслей субъекта, одна из которых оправдывает его действия, а другая осуждает и заставляет человека заботиться об общем для всех благе. «Совесть, нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке... внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающие к истине и добру, отвращающее от лжи и зла, невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда.»[13]. Да и на протяжении своей истории «Русский народ искони требовал от царей и вождей своих главного - нравственной и религиозной прочности, называемой по-русски чистой совести.».[14]
Такая наша трактовка дифференциации морально-этических принципов в ОРД, а также определения принципов ОРД.
[1] Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: монография / А.Ю. Шумилов. В 3 т. - М.: «Издательский дом Шумиловой И.И.», 2013. Т. I. - С. 76.
[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. - С. 215.
[3] Бондырева С.К. Нравственность / - 3-е изд., - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - С.3.
[4] Бондырева С.К. Указ. соч. - С.4.
[5] Сердюк В. Доносчик, осведомитель, секретный агент. Кто он? // Офицеры. - 2003. - №2. - С.36.
[6] Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. - М.: Алгоритм, 2014. - С.107.
[7] Миронова Т.Л. Указ. соч. - С.102.
[8] Оперативно-разыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И.А. Климова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - С.64.
[9] Не будем говорить о менталитете других народов, скажем о русском народе, поскольку он нам ближе в процессе миропонимания и свойств одного с ним русского языка. Чтобы кто не говорил, но характер, привычки, сложившиеся обычаи и их свойства задаются человеку его родным языком. Язык - это феномен, который на протяжении многих тысячелетий хранит архетипы мышления этноса (народа) и соответственно его поведение.
[10] Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. - М.: Алгоритм, 2014. - С.130.
[11] Середнев В.А. Тактика приобретения агентурного аппарата субъектами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность // Научный аспект. - 2013. - №1. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2013. - С.52.
[12] Фромм Э. Человек для себя / пер. с анг. А.В. Александровой. - М.: Астрель, 2012. - С. 185-186.
[13] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 18631909.
[14] Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. - М.: Алгоритм, 2014. - С.140.
|