На протяжении всей истории развития цивилизации, человеческая деятельность сталкивалась с фундаментальной проблемой практической реализации нововведений, призванных утвердить и обеспечить движение прогресса. Гениальные умы прошлого предлагали новшества, способные изменить уклад жизни общества, увеличить производительность труда, развить и модифицировать общественные отношения, улучшить системы управления и перераспределения ресурсов. Камнем преткновения и, следовательно, препятствием на пути реализации тех или иных замыслов становились именно практические аспекты осуществления предлагаемых изменений или нововведений. Вопрос: «как делать?» неизменно следовал за вопросом «что делать?», и озвучивался не только теми, в чьих компетенциях оказывалась реализация данных требований, но и теми, кто принимал непосредственное участие в разработке предложений по улучшению общественного устройства. На заре эпохи неотвратимого и поступательного прогресса, ознаменовавшийся эрой Нового Времени в истории европейской цивилизации, ответы на подобные вопросы чаще всего представлялись в форме устных рекомендаций, основываясь лишь на предвидении возможных проблем, с которыми могли столкнутся непосредственные исполнители, а иногда и вовсе не артикулировались, перекладывая ответственность за несоответствие результатов исходным задачам на исполнителей.
Однако, усложнение производственных отношений и развитие научно-технического прогресса требовало, как от инициаторов преобразований, так и от исполнителей предельной конкретизации методик и практик, поскольку ценность привносимых изменений возрастала в геометрической прогрессии, а, следовательно, и увеличивался объём возможных потерь в случае неудачи. Решением данной проблемы стала разработка методического обеспечения, позволявшего вместе с вопросом «что делать?», отвечать и на вопрос «как делать?». Сейчас, для представителей общества модерна подобные вопросы кажутся неотъемлемой частью любой человеческой деятельности, и роль методического обеспечения в этом свете представляется ключевым элементом успешной реализации замыслов и преобразований.
Подобие методического обеспечения можно обнаружить уже представителей античной философской мысли. Так, например, Платон в диалоге «Государство», предлагая концепцию идеального государственного устройства – утопии, приводит ряд практик и методик, исполнение которых будет способствовать установлению и поддержанию стабильности в греческом полисе: упразднение частной собственности, описание процедур обучения мальчиков и девочек и т.д.[1] И хотя, проект идеального государства Платона не был осуществлён на практике, проработанность его положений именно в части методического обеспечения свидетельствует о том, насколько древнегреческий философ дорожил своими идеями и надеялся на то, что найдутся люди, готовые воплотить его проект в жизнь.
Естественным образом проблема методического обеспечения связана с темой обучения отдельных личностей, поскольку прежде всего методическое обеспечение призванного несколько описать предлагаемые инструменты, сколько дать общие и частные способы применения данных инструментов для конкретных типов исполнителей.
Величайший итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, стоящий у истоков политической науки, в своём трактате «Государь»[2], обращенному к флорентийскому правителю Лоренцо Медичи, последовательно описывает способы захвата власти, а также принципы, руководство которыми позволит сохранять власть на протяжении долгого времени и приумножать богатства подвластных. Примечательно, что трактат, написанный ещё в 16 веке, во многих аспектах сохраняет свою актуальность и в наши дни, что свидетельствует не только о прозорливости самого мыслителя, но и об универсальности тех методических рекомендаций, которые Макиавелли предлагает использовать в отправлении государственной власти.
Методическое обеспечение может нести как явный, так и неявный характер. Во втором случае, его трудно однозначно и формально соотнести с объектом приложения данного обеспечения. Иллюстрацией подобного методического обеспечения могут служить «Записки Федералиста»[3] за коллективным авторством Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея – сборник эссе, рассматриваемых как наиболее авторитетные комментарии к Конституции США. Хотя с правовой точки зрения их и нельзя рассматривать как полностью легальные методические рекомендации, они обладают исключительным содержанием, направленным на уточнение практических методик реализации государственной власти в формирующиеся федерации – Соединённых Штатах, которые безусловно были уникальной политической формацией для того времени.
Неудивительно, что методическое обеспечение как составляющая часть комплекса мер по обучению индивидов получило своё развитие в научной плоскости в сфере педагогики. Здесь важно отметить значительный вклад отечественной педагогической науки в данной сфере. Большинство исследований по данной тематике относятся к практическим аспектам реализации программ развития и совершенствования методического обеспечения в различных отраслях как преподавательской деятельности, так управленческой деятельности в организациях.
Российский исследователь Берденникова Н,Г. в рамках диссертации «Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе» отмечает особую роль учебно-методических материалов в условиях постоянно меняющегося рынка, и, как следствие, растущих запросов работодателей по отношению к выпускникам высших учебных заведений. Согласно выводам её работы, между учебно-методическим обеспечением и качеством педагогической деятельности устанавливается устойчивая структурная связь. Кроме того, стремительная информатизация экономики, в условиях процесса модернизации, требует обязательного включения инновационных элементов в структуру методического обеспечения, поощряя будущих специалистов к процессу самостоятельного обучения и анализа данных[4].
В рамках диссертационного исследования «Система инновационного научно-методического обеспечения профессионального обучения студентов-политологов» Сидельникова Т.Т. выделила особую роль принципа наглядности в мультимедийном трансфере информации посредством визуализации учебно-методических материалов, опирающихся на многосенсорные тактики обучения при применении компьютерных средств обучения. Распространение мультимедийных комплексов учебно-методических материалов позволяет увеличить эффективность восприятия и улучшает усвоение материала, что положительно сказывается на итоговой подготовке специалистов-политологов[5].
С точки зрения объекта настоящего исследования, достаточно целесообразным представляется рассмотрение работ, посвященных связи методического обеспечения и антикоррупционной политики. К сожалению, данная сфера научной деятельности не получила достаточного освещения в отечественной и зарубежной науке именно в плоскости государственной службы. Однако, мы можем обратиться к исследованиям в области педагогики. Например, согласно выводам исследователей из Казани, институционализации антикоррупционной политики и повышению её эффективности в высшем учебном заведении способствует последовательное научно-методическое обеспечение в сфере: 1) создания антикоррупционной среды; 2) формирование у участников учебного процесса (студентов и преподавателей) устойчивой направленности на антикоррупционную деятельность; 3) разработку и преподавание специализированных антикоррупционных учебных курсов[6].
Таким образом, методическое обеспечение должно сопровождаться точным указанием круга целевой аудитории, к которому обращено данное методическое обеспечение, быть общедоступным, обладать исчерпывающем информационным содержанием, с указанием средств обратной связи с разработчиками. В условиях информатизации процесса государственного управления, предпочтительна изначально электронная форма распространения документа, реализованная в наиболее распространенных форматах («.doc», «.pdf», «.html»). Помимо наличия текстовых пояснений, позволительно использовать визуальные средства репрезентации информации (изображения, инфографика, блок-схемы), которые способствуют качественному усвоению информации. Кроме того, методическое обеспечение должно включать инструменты оценки эффективности реализуемых мер, например, посредством мониторинга. Главное требование, выдвигаемое к методическому обеспечению, заключается в его соответствии критериям понятности для целевой аудитории и достаточности с точки зрения предмета описываемого явления.
К объекту настоящего исследования данные требования предъявляются в полном объёме. Установить качество соответствия данным требованиям поможет как анализ непосредственных документов, так и экспертная оценка.
Однако, прежде всего необходимо установить меры антикоррупционной политики, которые является наиболее важными с точки зрения охвата целевой аудитории государственных служащих, а значит, требуют методического обеспечения в виде описания действия антикоррупционных механизмов и особенностей административного регулирования государственной службы в первую очередь.
[1] Государство П. Платон–Собрание сочинений в 4 т.–Т. 3 //М.: Мысль. – 1994. – Т. 3. – стр. 453-476.
[2] Макиавелли Н. Государь//Макиавелли Н. Государь: сочинения. М //Харьков: ЭКСМО-Пресс. – 2001. – стр. 67-88.
[3] Гамильтон А. Федералист: Политэссе Александра Га мильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея //М.: Весь мир. – 2000.
[4] Берденникова Н.Г. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе.: Автореф. … дис. к-та пед. наук. – Спб., 2007. – 20 с.
[5] Сидельникова ТТ. Система инновационного научно-методического обеспечения профессионального обучения студентов-политологов.: Автореф. … дис. к-та пед. наук. – Казань, 2006. – 23 с.
[6] Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Терентьева И. В., Юсупова Э. А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6 стр.337.
|