Хозяйственное управление на транспорте, осуществляемое как государственными унитарными организациями, так и корпорациями с государственным участием, обеспечивается в первую очередь частноправовым инструментарием.
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ представляет собой упорядочивающее воздействие на процесс хозяйственной деятельности, осуществляемый хозяйствующими субъектами, а именно: заключение гражданско-правовых договоров по страхованию объектов транспортной инфраструктуры, распоряжение имуществом, управление интеллектуальной собственностью и пр.
Хозяйственное управление обеспечивает организацию хозяйственной (экономической) деятельности в сфере транспорта. Так, в Положении о Департаменте управления имуществом ОАО «РЖД» под управлением имуществом на железнодорожном транспорте понимается организация учета, регистрации, а также распоряжения имуществом (совершения не противоречащих законодательству сделок с имуществом)[1].
Особым объектом хозяйственного управления на транспорте являются имущественные комплексы, например, железнодорожный вокзал как элемент железнодорожной инфраструктуры. Под ним понимается комплексный объект недвижимости — часть железнодорожного вокзального комплекса и железнодорожной станции (пассажирского остановочного пункта), здание или комплекс зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, состоящих из помещений, предназначенных для обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта и других пользователей услуг железнодорожного вокзального комплекса, размещения служебного персонала[2].
Коммерческое использование интеллектуальной собственности в системе ОАО «РЖД» обеспечивает, в частности, стандарт СТО РЖД 1.08.003-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Правила коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности» (утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2010 г. № 2722р) определяют, что управление интеллектуальной собственностью представляет собой совокупность мероприятий, направленных на оптимальное использование ресурса интеллектуальной собственности для достижения целей правообладателя на железнодорожном транспорте.
Хозяйственное управление обеспечивает участие юридических лиц во внешнем гражданском обороте. Однако предпосылкой такого участия является процесс формирования воли юридического лица, осуществляемый органами управления юридического лица в рамках организационно-управленческих отношений.
Управленческая деятельность учредителей унитарных организаций и участников (учредителей) корпораций через создаваемые ими органы управления призвана создать устойчивую иерархичную систему управления, обеспечивающую жизнеспособность (правоспособность) юридического лица в целях достижения целей, ради которых они создаются, путем взаимодействия с другими участниками гражданского оборота. В этом проявляется взаимосвязь хозяйственного и внутриорганизационного, в том числе корпоративного управления.
Соответственно, если объектом «внутреннего» управления организаций на транспорте является упорядочение внутриорганизационных отношений, то объектами управления во внешней хозяйственной деятельности являются их собственные имущественные и неимущественные ресурсы, которыми они распоряжаются.
Управление является инструментом внутренней организации хозяйствующего субъекта на транспорте (внутренний частноправовой аспект управления на транспорте), ровно как управленческая деятельность обеспечивает его участие во внешнем гражданском обороте в ходе реализации (распоряжении, управлении) принадлежащего ему имущества при заключении гражданско-правовых сделок (внешний частноправовой аспект управления на транспорте).
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ, являясь разновидностью управления в частном праве, представляет собой: а) воздействие на внутриорганизационную деятельность хозяйствующих субъектов на транспорте, созданных в форме хозяйственных обществ (управление внутри корпораций — участниц холдинга), а также 2) координацию их деятельности в составе создаваемого неправосубъектного объединения (холдинга).
В первом случае юридические лица являются объектами управления. Здесь можно выделить две ситуации в отношении унитарных организаций и коммерческих корпораций:
— учредителями государственных унитарных организаций являются публично-правовые образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования), которые управляют ими, передавая им свое имущество либо в собственность либо в ограниченное вещное обладание (на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления), например, государственное унитарное предприятие «Московский метрополитен», Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» и пр.
Учредитель (собственник имущества унитарного предприятия) в отношении указанного предприятия:
принимает решение о создании унитарного предприятия;
б) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
д) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок и пр.
Учредителем государственного унитарного предприятия г. Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина» является г. Москва как субъект РФ, от имени которого выступает Департамент имущества г. Москвы. Соответственно, полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с правовыми актами г. Москвы осуществляет Департамент имущества г. Москвы. Метрополитен не является собственником имущества. Оно владеет им на праве хозяйственного ведения.
Единоличным исполнительным органом Метрополитена является начальник (руководитель). Он назначается на должность (освобождается от должности) правовым актом Правительством Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы. Полномочия работодателя руководителя Предприятия осуществляет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы по согласованию с Департаментом строительства г. Москвы. Трудовой договор с руководителем предприятия в соответствии с Примерным трудовым договором, утверждаемым Департаментом имущества г. Москвы, заключается на срок не более пяти лет и расторгается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы по согласованию с Департаментом строительства г. Москвы и Департаментом имущества г. Москвы.
Учредителем государственной компании «Росавтодор» выступает Российская Федерации. Права и обязанности учредителя государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство РФ или уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании “Российские автомобильные дороги”»).
Во втором случае коммерческие корпорации являются одновременно и субъектами, и объектами корпоративного управления.
Так, субъектом корпоративного управления на железнодорожном транспорте является холдинговая компания ОАО «РЖД», а входящие в него хозяйственные общества — его объектами. Как отмечается в современной литературе, корпоративное управление в холдинге — это отношения экономического подчинения, характеризующиеся правовой и организационной зависимостью объекта управления (дочернего общества) от субъекта управления (основного общества) в лице его органов управления и должностных лиц. Корпоративное управление в холдинге, как совокупности юридических лиц, совместно реализующих общие цели, в качестве объекта корпоративного управления имеет не только отдельные структуры предпринимательского объединения, но и отношения по поводу эффективной организации и координации всех участников объединения, контактирующих как между собой, так и с внешней средой.
Управление в холдингах можно представить на следующих уровнях: управление холдинговой компанией, например, государством в случае создания «компании одного лица» — ОАО «РЖД»; управление внутри холдинговой компании; управление внутри дочерних обществ; управление внутри холдинга посредством совершения холдинговой управляющей компанией корпоративных действий в целях установления корпоративного контроля.
Таким образом, если субъектами хозяйственного управления являются исключительно юридические лица: как унитарные организации, так и корпорации на транспорте, то в сфере корпоративного управления объектами и субъектами такого воздействия могут выступать участники холдинговых структур (коммерческие корпорации).
Хозяйственное и корпоративное управление на транспорте регламентируется законодательством на двух уровнях. Во-первых, уровень федеральных законов и подзаконных нормативных актов: общий уровень образует федеральное законодательство об акционерных об- ществах[3], обществах с ограниченной ответственностью[4], хозяйственных партнерствах[5], унитарных предприятиях и пр., специальный уровень — нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных корпораций в отдельных сферах хозяйствования, например, Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и др.). Во-вторых, данные отношения являются областью локального нормотворчества. Так, хозяйствующие субъекты на транспорте в пределах предоставленных их полномочий праве создавать собственные нормативные правовые акты в области хозяйственного и корпоративного управления. Например, в государственном холдинге на железнодорожном транспорте отношения в области корпоративного управления урегулированы следующими локальными нормативными правовыми актами, издаваемыми холдинговой компанией — ОАО «РЖД»:
— Порядок корпоративного управления ОАО «Российские железные дороги» хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет ОАО «Российские железные дороги», утвержден Советом директоров ОАО «РЖД» от 30 июня 2004 г.;
— Порядок участия представителей открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в работе органов управления хозяйственных обществ, акциями (долями) которых владеет открытое акционерное общество «Российские железные дороги», утвержден приказом ОАО «РЖД» от 14 июня 2004 г. № 68 и пр.
Примерами локального нормотворчества в области хозяйственного управления на железнодорожном транспорте являются:
— приказ ОАО «РЖД» от 7 ноября 2008 г. № 150 «О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО “РЖД”»;
— Методические указания по ведению договорной работы в ОАО «РЖД» от 31 декабря 2013 г. № 446;
— распоряжение ОАО «РЖД» от 17 июля 2014 г. № 1663р «О порядке закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО “РЖД”»;
— распоряжение ОАО «РЖД» от 29 марта 2013 г. № 764р «О развитии системы внутреннего обмена услугами ОАО “РЖД”»;
— приказ ОАО «РЖД» от 1 августа 2011 г. № 104 «О совершении на торгах сделок с объектами недвижимого имущества»;
— Программа импортозамещения закупаемой ОАО «РЖД» продукции на период 2015—2020 годов от 30 марта 2015 г. № 192 и пр.
Хозяйствующие субъекты (их органы) на транспорте в особом процедурном порядке создают нормативные правовые акты, имеющие ограниченный юрисдикционный характер действия, т.е. распространяющие свое действие на отношения внутри организации.
[1] Положение о Департаменте управления имуществом открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное Президентом ОАО «РЖД» от 19 мая 2009 г. № 38.
[2] См.: Стандарт ОАО «РЖД» «Управление железнодорожными вокзальными комплексами СТО РЖД 08.018-2013»: утвержден и введен в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 5 августа 2013 г. № 1694р.
Объектами управления на транспорте в сфере действия частноправовых норм (гражданского, природоресурсного и пр.) является:
— внутриорганизационная деятельность хозяйствующих субъектов на транспорте (объект корпоративного управления);
— поведение хозяйствующих субъектов в рамках холдинговых структур (объект корпоративного управления);
— принадлежащее им имущество (объекты хозяйственного управления).
Особенностью управления на транспорте является то, что юридические лица являются одновременно и объектами, и субъектами управленческих отношений.
[3] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[4] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[5] Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».
|